Живи как хочешь: чем обернулись для россиян реформы в сфере ЖКХ
О проблемах в жилищно-коммунальном хозяйстве, как обо всем вечном в это мире, можно говорить бесконечно. Есть ли такой человек в нашей стране, у которого в подъезде не выворачивали лампочку? Или несколько дней подряд не работал лифт? Или в начале отопительного сезона были ледяные батареи?
Самое ужасное, что все вышеперечисленное - лишь вершина айсберга, за которой кроются постоянно растущие тарифы, управляющие компании в многоквартирных домах, на которые никто не может найти управы, и индивидуальные счетчики по учету коммунальных ресурсов, преимущества которых до конца не доказаны.
Пред ЖКХ мы все едины
Тем временем власти страны продолжают уверять население, что ЖКХ является одной из самых реформируемых отраслей, которой уделяется внимание, сравнимое лишь с внешней политикой. "В последние годы ЖКХ занимает первое место по инновациям, сейчас в ЖКХ инновационно все - отношения, которые складываются в отрасли, законодательство", - рассказывает исполнительный директор НП производителей приборов учета "Метрология энергосбережения" Борис Портянкин. По его мнению, все конфликты и неприятности, которые возникают в сфере ЖКХ, как раз и обуславливаются тем, что это переходная система.
Как поясняют эксперты, сейчас суть государственной политики в сфере ЖКХ состоит в том, чтобы эта система приняла хоть какие-то четкие очертания, а тарифы на коммунальные услуги не росли в геометрической прогрессии. "Прежде всего, эта отрасль должна строиться на рыночных отношениях", - подчеркивает Б.Портянкин. С его точки зрения, переход к рыночным отношениям сейчас достаточно сложно, но идет. Одним из последствий этого перехода стала такая система, при которой потребители оплачивают свои коммунальные ресурсы и содержание ремонта, но не видят никаких изменений.
Впрочем, уже со следующего года все россияне должны перейти на новую форму взаимоотношений с поставщиками ресурсов. Предполагается, что каждый будет знать, сколько он потребил, он это потребил или не он, платит он за себя или за соседа. Конечно, за такую экономию придется выложить определенную сумму, но цена вполне посильная. Например, стоимость одного счетчика учета водопотребления колеблется в пределах 5 тыс. руб. Другое дело, что бюрократических проволочек при установке этих счетчиков и их последующей проверке не оберешься. Но ведь простым гражданам без бюрократии и живется-то скучно.
Кто и кем управляет?
По статистике, около 90% населения городов России проживает в многоквартирных домах. В компаниях, управляющих этими многоквартирными домами, народу работает значительно меньше. Однако справиться с этими управляющими компаниями удается далеко не всем.
Согласно законодательству, в обязанности управляющих компаний входят обслуживание текущего содержания многоквартирных домов и их ремонт. По идее, они должны осуществлять расчеты за коммунальные платежи, ничего не требуя взамен. На практике часто выходит иначе. Управляющие компании, пользуясь юридической безграмотностью наших граждан, не только нарушают правила подсчета площади дома и площадей отдельных жилых помещений, но и позволяют себе представлять жильцам ошибочные расчеты платы за капитальный ремонт (в свою пользу, разумеется), не проводят требуемый по закону периодический перерасчет платы за коммунальные услуги, и даже продолжают начислять платы за услуги в то время, когда они отсутствуют или предоставляются некачественно.
Между тем согласно законодательству высшим органом управления в многоквартирном доме являются собственники. И те люди, которые уже осознали свою высокую позицию в этой иерархии и могут отличить правду от вымысла, успешно изгоняют лукавую управляющую компанию и избирают себе взамен новую, более честную.
На помощь жильцам в борьбе с управляющими компаниями должно было прийти и постановление правительства, вступившее в силу с декабря 2010г. Согласно документу компании, управляющим многоквартирными домами, обязаны публиковать в интернете или СМИ информацию о перечне и стоимости услуг, предоставляемых жителям, а также о ценах, по которым услуги приобретены у ресурсоснабжающих организаций.
По идее, мера серьезная и должна была сработать. Однако спустя почти год после принятия такого решения, президент Дмитрий Медведев в ходе совещания сообщил, что в работе управляющих компаний по-прежнему наблюдаются большие проблемы. "В целом ряде регионов губернаторы просто ко мне подходили и показывали доказательства мошенничества со средствами жилищных платежей, преднамеренного банкротства управляющих компаний", - добавил глава государства. Выходит, пока даже законы не позволяют найти управу на тех, кто управляет домами.
Разрушить или починить?
Еще одной мерой, предпринятой властями для облегчения участи граждан, страдающих в сырых, неотапливаемых, а то и вовсе аварийных помещениях, стало создание в 2007г. Фонда содействия реформированию ЖКХ, или, попросту, фонда ЖКХ. На сегодняшний день история фонда ЖКХ насчитывает уже почти 4 года. За это время он успел инвестировать в российское жилищно-коммунальное хозяйство около 281 млрд руб., а с учетом софинансирования регионов общий объем осваиваемых по программам фонда средств составил почти 369 млрд руб. Это позволило отремонтировать свыше 121 тыс. многоквартирных домов и расселить почти 17 тыс. аварийных домов. Условия проживания улучшили почти 16 млн россиян.
Работа фонда продлится вплоть до конца 2012г., после чего заработают региональные фонды ЖКХ. Как сообщил РБК заместитель главы фонда ЖКХ Владимир Талалыкин, одним из базовых, уже согласованных положений документа о создании таких фондов является ежемесячный платеж за капитальный ремонт, устанавливаемый на уровне субъекта. Законом также предполагается возможность в добровольном порядке финансировать ремонт одного дома накопленными средствами другого дома. Как пояснил В.Талалыкин, это норма позволяет людям, которые не захотели ждать, пока накопятся их деньги на проведение ремонта, объединиться с жильцами других домов. "Они могут договориться: сегодня уже собранные деньги отдаем на ремонт этого дома, а в следующем году - на ремонт другого дома", - добавил он.
В.Талалыкин также рассказал, что сейчас фонд ЖКХ финансирует 6 видов ремонта. В случае если жильцы выбирают капитальный ремонт, это не только существенно увеличивает внешнюю и внутреннюю привлекательность их жилья и повышает уровень комфортности, но и серьезно повышает энергоэффективность. При этом перекрывается заново и утепляется крыша, утепляется и укрепляется подвальное перекрытие, делается ремонт фасада с утеплением, меняется система теплорегулирования с установкой погодозависимого регулирования.
По данным фонда ЖКХ, такой комплексный подход выбрали всего 30% жильцов, в домах которых проводился ремонт. Остальные 70% все же предпочли ремонт частичный. Причин, как правило, две, и обе материальные. Прежде всего, собственники часто сами экономят на своем жилье. Вторая причина схожая - муниципалитет также часто ограничен в средствах, поэтому просит жильцов снизить планку своих притязаний.
По мнению В.Талалыкина, после создания региональных фондов ЖКХ ситуация может поменяться. "Речь пойдет о том, что если человек понимает, что сейчас он заплатит чуть побольше за ремонт, но потом он еще лет десять будет платить меньше за тепло и электроэнергию, он задумается", - считает замглавы фонда ЖКХ. Насколько он прав, может показать только время.
Вперед, в светлое будущее
Меры по приведению людей в их светлое и теплое будущее принимаются властями практически ежегодно. Так, на прошедшем съезде "Единой России" премьер-министр Владимир Путин заявил о намерении ввести в стране социальную норму потребления коммунальных услуг, в пределах которой цены на услуги ЖКХ не будут расти выше инфляции. "Кто расточительно расходует воду и другие услуги или имеет много квартир, тот будет платить больше", - подчеркнул глава кабинета министров. Решение причинно обусловлено, учитывая, что тарифы ЖКХ в 2010г. выросли на 15%, а по итогам этого года прогнозируемый рост тарифов составит 13%. Этот показатель почти вдвое превышает прогнозируемый годовой размер инфляции - 7%.
Эксперты и участники рынка эту норму в целом поддержали. Как пояснил В.Талалыкин, смысл введения этой нормы заключается стимулировании граждан к энергоэффективному использованию ресурсов. В частности, планируется установить некий предел в удельном потреблении ресурсов - воды в литрах на человека, тепла - в килокалориях на 1 кв. м, электроэнергии - в киловатт-часах на человека. "В рамках этих коридоров будет одна цена. Если счетчик покажет, что человек истратил больше, то будет другая цена, то есть норматив - это граница, после которой надо платить больше", - пояснил В.Талалыкин.
Планируется, что новый норматив будет содержательно другим, чем тот, который действует в настоящее время. Прежде всего, он будет рассчитываться исходя из показаний счетчика и устанавливаться исходя из климатических условий региона. Отметим, что сейчас в России действует некий установленный норматив потребления воды в размере 300 литров на человек. Эксперты считают эту цифру сильно завышенной и уверяют, что ежедневное бытовое потребление воды намного ниже.
По мнению адвоката "Первого Столичного Юридического Центра" Олега Сухова, если цены на услуги ЖКХ по указанной норме будут определены на уровне правительства без права на их увеличение со стороны управляющих компаний, ТСЖ или местных органов власти, то указанная мера будет весьма полезна и очень актуальна. "Если же стоимость услуг по ЖКХ будет установлена только с целью определения границ, после которых возможно повышенное взимание коммунальных платежей, то такая инициатива уж точно не поможет населению", - подчеркивает адвокат.
Он также полагает, что выгода непосредственно потребителя от введения новой нормы зависит от целей правительства. "Все будет зависеть от оснований и целей предлагаемых нововведений, если преследуемая политика обусловлена защитой от установления бесконтрольных тарифов со стороны местных органов власти и управляющих компаний, то платежи населения снизятся очень весомо. Если же речь идет, наоборот, о праве на увеличение тарифов после установленных правительством планок, то тарифы только возрастут", - считает эксперт.
В то же время некоторые аналитики отмечают, что введение такого нерыночного механизма тяжело реализуемо, поскольку Россия является неоднородной державой с большим расслоением населения по социальным слоям. Согласитесь, что потребление газа и воды в городе, селе и в глухом селе настолько различается, что не поддается никакому сравнению. Таким образом, по мнению экспертов, сдерживание тарифов может осуществляться лишь одним путем - за счет увеличения производительности труда. А производительность труда, в свою очередь, можно увеличивать только коренной модернизацией отрасли. А модернизация, как говорится, это совсем другая тема.
На правительство надейся, а сам не плошай
Как известно, одними обещаниями сыт не будешь, поэтому приходится эту самую хорошую жизнь устраивать для себя самим. Для того чтобы дом был крепостью, там было хорошо и уютно, надо помнить всего несколько простых вещей. Плата за коммунальные услуги осуществляется лишь на основании соответствующих приборов учета - счетчиков. Температура воздуха в квартире должны быть не ниже 18 градусов, в противном случае жилец имеет право платить за квартиру меньше, чем показывает его счетчик. Кстати, перерасчету подлежит также и плата за горячую воду, если она опускается ниже положенных 50 градусов.
Кроме того, в соответствии с законодательством допускается перерыв в подаче воды в 8 часов суммарно в течение 1 месяца или 4 часа единовременно. При аварии на снабжающей магистрали - 24 часа. Горячее водоснабжение также предполагает профилактическое отключение 1 раз в год. Важно помнить эти и другие простые правила, хранить все документы и свидетельства о платежах, а также уметь отстаивать свои права. Тогда жизнь станет немного легче.
Виктория Андреева, РБК
11 октября 2011 г.