Чтобы спасти Москву от пробок, в столице построят 3 новых трассы. КАРТА
Автор: Илья Титов
У столичных пробок на дорогах нет одной причины, а значит, не существует и единственного пути избавления от них
Так решили городские власти, работая над программой развития транспортной системы Москвы.
Больше парковок!
Многие эксперты давно указывали на высокую плотность застройки и на то, что деловая активность и торговля сосредоточены в центре города. Увеличение протяжённости дорожной сети многим казалось очевидным решением. Однако власти приняли за основу другой подход, прекрасно осознавая, что ни одному городу в мире ещё не удавалось угнаться за темпами автомобилизации населения.
— Уличная сеть в Москве составляет 4 тыс. км, — говорит Марат Хуснуллин, заммэра по вопросам градостроительной политики. — По общепринятым нормативам на неё должно приходиться не менее 20% территории города, а у нас приходится всего 8,7% площади Москвы! Быстро построить недостающие дороги невозможно. У нас два пути решения проблемы. Развивать общественный транспорт: 80% москвичей, которые передвигаются на нём, должны быть уверены в том, что за приемлемое время и в комфортных условиях попадут туда, куда им нужно. И лучше использовать имеющуюся дорожно-транспортную сеть. Если убрать с проезжей части хотя бы стоящие машины, то пропускная способность улиц сразу увеличится. Сравню для примера с Сеулом. У них на 3 млн машин имеется 5,2 млн парковочных мест, а у нас на 4 млн авто чуть более миллиона машино-мест.
Ставка на метро
Ставка на общественный транспорт доказала свою эффективность во многих мегаполисах, вместе с тем очевидно — чтобы москвичи начали отдавать предпочтение городскому транспорту, он нуждается в глобальной модернизации. Проект программы транспортного развития города предусматривает целый комплекс мер, направленных на то, чтобы через несколько лет в распоряжении москвичей была одна из самых современных систем муниципального транспорта.
— Но без ускоренного строительства метро — по 15 км в год (а в лучшие советские годы больше 8 км не строилось) — эту задачу не решить, — продолжает М. Хуснуллин. — Надеюсь, что нам это окажется под силу. В ближайшие годы планируется построить 37 новых станций метро. И три будут открыты до конца текущего года — «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово».
Каждой трассе — по дублёру
Но всё это не означает, что для автомобилистов настали плохие времена. Новая «дорожная карта», подготовленная властями, подразумевает строительство новых трасс, дублёров и рокад, которые восполнят дефицит дорожной сети. Что касается уже существующих дорог, то кроме ремонта и им предстоит детальная реконструкция. К каждой магистрали будет применяться индивидуальный подход.
Кстати, отказ от Четвёртого транспортного кольца (ЧТК), по данным М. Хуснуллина, высвободил около 15 млрд руб. (На них можно построить примерно 75 детских садов.) Но это не значит, что некоторые элементы ЧТК не имеют права на жизнь. От возведения северо-западной хорды, Северной и Южной рокад решено не отказываться. В отличие от громких амбициозных транспортных проектов строительство поперечных трасс (рокад и хорд), способных связать между собой соседние районы, эффективно и менее затратно для бюджета.
В ближайшие три года также будут реализованы проекты по расширению 19 вылетных магистралей. Помимо этого планируется построить ещё 9 новых больших дорог. Среди них — дублёры наиболее загруженных трасс. Но поскольку у каждой своя специфика, то и реконструировать их будут по-разному. Например, Садовое кольцо расширять некуда — оно с обеих сторон ограничено жилыми зданиями и скверами. Здесь предполагается разметить полосы для общественного транспорта, оборудовать остановочные карманы. Перехватывающие парковки, какие организуют на вылетных магистралях, на Садовом не предусмотрены.
По сведениям Департамента строительства Москвы, проект реконструкции Варшавского шоссе согласован, скоро аналогичная работа завершится и по Каширскому шоссе, Рязанскому и Волгоградскому проспектам.
К весне планируют подготовить план реконструкции Рублёвского, Можайского и Ярославского шоссе, а к концу 2012 г. — улиц Народного Ополчения, Мневники и Сколковского шоссе. Последние три трассы предполагается соединить в единую дорогу, ведущую в Сколково.
Пропуск для дорог
Кроме долгосрочных работ, результат от которых можно будет оценить через несколько лет, в городе ведутся и локальные мероприятия по освобождению мегаполиса от пробок.
— В рамках улучшения дорожной ситуации 3 тыс. объектов взято в работу, — объясняет М. Хуснуллин. — Это, как я сказал, организация парковочных мест, дополнительных полос (20 метров на повороте), чтобы не задерживать движение. Мы считаем, если все мероприятия завершить, то улучшить пропускную способность дорог можно до 25% — где-то на 5%, где-то на 15%.
Новой Москве — новое развитие
И конечно, большое значение для улучшения дорожно-транспортной ситуации в городе имеет недавнее решение Президента России Дмитрия Медведева о присоединении новых территорий. Главная задача — перейти к полицентрическому развитию города. Сегодняшняя Москва, как и многие старые города мира, имеет радиально-кольцевую систему: все магистрали и пассажиропотоки стягиваются в центр города. Отсюда — перегрузка транспортной инфраструктуры.
— А количество автомобилей в городе прирастает на 6-8% в год. В существующих же границах города мы не можем увеличивать дорожную сеть теми же темпами, — уверен М. Хуснуллин. — Это реальная проблема. Для того чтобы её решить, на новых территориях Москвы будет создан второй крупный административный центр, куда планируется перевести правительственные и административные учреждения. Вслед за ними туда переместятся те структуры, работа которых напрямую связана с органами власти. А инженерная и транспортная инфраструктура на новых территориях станет создаваться опережающими темпами, к примеру, там планируются две линии метро и расширение существующих автомагистралей. И уже сейчас весь юго-запад Москвы взят в предпроектную проработку. И все ведущие трассы этой части города в будущем планируется соединить друг с другом поперечными дорогами.
[реклама вместо картинки]