В этом разделе нами подготовлены обновленные версии Закона о «ДАЧНОЙ АМНИСТИИ» с учетом внесенных в него поправок Федеральным законодательством. Эти документы помогут вам более уверенно чувствовать себя при общении с чиновниками и другими лицами и организациями, в которых понадобится обращаться для оформления своих построек и земельных участков. Именно на эти нормативные акты нужно ссылаться при отстаивании своих прав.
**********************************************************
Особенности предоставления в собственность и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков.
1) Для проведения любых сделок с землей гражданин или юридическое лицо должны иметь 3 правоустанавливающих документа:
- свидетельство о праве собственности на земельный участок;
- кадастровую карту с кадастровым номером на земельный участок;
- декларацию или технический паспорт на объект недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, а юридическое лицо - дополнительно документы регистрации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
(п. 1 и 2 Ст. 15 Земельного Кодекса РФ № 136-ФЗ от 25.10.2001 г.)
2) Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного Кодекса РФ, сохраняется. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не в праве распоряжаться этими земельными участками.
(п. 3 и 4 Ст. 20 Земельного Кодекса РФ)
Это значит, что, решения правлений или общих собраний, направленные на продажу, раздел земельных участков, или объединение после введения в действие Земельного Кодекса РФ 30.10.2001 г. являются незаконными, а все сделки, совершенные с такими земельными участками юридически ничтожными.
Согласно Гражданскому Кодексу РФ, лицо, которому земельный участок представлен в постоянное пользование, вправе передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника участка, то есть государственного или муниципального органа.
3) Распоряжение земельным участком, находящимся на праве по¬жизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
(п. 2 Ст. 21 Земельного Кодекса РФ)
4) При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок более чем 5 лет, арендатор земельного участка имеет право в течение этого срока передавать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.
(п. 9 Ст. 22 Земельного Кодекса РФ)
5) Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
6) Объектом купли - продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли - продажи, обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях продаваемого им участка и об ограничениях его использования.
(Ст. 37 Земельного Кодекса РФ)
7) После введения в действие Земельного Кодекса РФ законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права, и действовавшие на территории Российской Федерации, не применяются.
(Ст. 5 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации»)
8) Юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, по своему желанию до 01 января 2011 года.
(Федеральный закон № 192-ФЗ от 27 декабря 2005 г. № 93 от 30.06.2006г.)
Законодательным собранием Ростовской области 22 июля 2003г. принят закон о предельных размерах земельных участков, предоставленных гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, для садоводства минимальный размер установлен - 0,03 га, максимальный - 0,12 га; Для дачного строительства минимальный размер - 0,05 га, максимальный - 0,20 га.
(Ст. 8 и 9 областного закона № 19-ЗС от 22.06.2003 г. в редакции от 07.10.2003 г. № 24-ЗС.)
Согласно Федеральному Закону 93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» Статья 1 Закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объектах граждан» дополнена следующим абзацем, вводящим понятие «имущество общего пользования»:
«Имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное)».
Наименование главы VI изменено, а ст. 28 изложена в новой редакции от 23.11.2007 № 268-ФЗ:
******************************************************
Глава VI. Особенности предоставления в собственность и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков.
Ст. 28. Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям.
1. Предоставление в собственность земельных участков садово¬дам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях установленных Федеральными законами, законами субъектов РФ.
2. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
3. Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2. Федерального Закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
4. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению ибо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
К каждому данному заявлению прилагаются следующие доку¬менты:
описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ земельного участка, фактически используемого гражданином;
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:
- удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного не¬коммерческого объединения;
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.
5. Представление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением членов общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.
К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
- удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
- учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности, действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты по¬лучения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность Земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Федеральный закон № 93-ФЗ от 30 июня 2006 г. вступает в силу с 1 сентября 2006 г., за исключением ст. 6, касающейся изменений в Налоговый Кодекс РФ.
*************************************************
Кадастровый учет земельных участков. Основные понятия.
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономические оценки. Кадастровый учет Земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Межевание земельного участка - мероприятие по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
- государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
- государственного контроля за использованием и охраной земель;
- мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- землеустройства;
- экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
- установления обоснованной платы за землю;
- иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Согласно пп.1 и 2 Ст. 7 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ содержится требование: «Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и раз¬решенного использования земельных участков. Государственный кадастровый учет Земельных участков, проводившийся в установлен¬ном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего закона, является юридически действительным».
Ст. 8 названного закона определяет открытый характер сведений государственного земельного кадастра, за исключением сведений, отнесенным законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного кадастра, обязаны предоставить сведения государственного земельного кадастра заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Указанные сведения представляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.
Ст. 19 названного закона определяет порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков - он проводится по месту нахождения земельных участков в обязательном порядке на всей территории РФ, по единой методике.
Проведение государственного учета земельных участков включает в себя:
- проверку предоставляемых заявителями документов;
- составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель;
- присвоение кадастровых номеров земельным участкам;
- изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям (землепользователям) выдаются удостоверенные в установленном порядке, кадастровые карты (планы) земельных участков.
Единый государственный реестр и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускается.
Федеральным законом № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. в ст. 19 под п.6.1. внесено дополнение следующего содержания:
«6.1. В случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащийся в документах о его межевании».
Основаниями для приостановления проведения государственного кадастрового учета земельных участков или отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков ст. 20 закона названы:
1) В представленных документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета или если такие сведения противоречивы. В этом случае заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений.
2) Проведение государственного кадастрового учета земельных участков может быть приостановлено не более чем на месяц. В случае, если в течение указанного срока заявителем не будут устранены причины приостановления, заявителю в письменной форме направляется отказ в проведении государственного кадастрового участка.
3) В проведении государственного кадастрового учета должно быть отказано, если:
- с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, предоставленные в органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра земельных участков по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
- при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей;
- площадь земельного участка, в отношении которого дол¬жен проводиться государственный кадастровый учет, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования;
Федеральным законом № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. п. 3 дополнен абзацем следующего содержания:
«Содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования».
4) Решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельных участков в пятидневный срок направляется заявителям в письменной форме с указанием причин такого отказа.
5) Отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд, арбитражный суд.
Областным законом № 19-ЗС в редакции от 07.10.2003 г. установлены минимальный и максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель.
Они следующие:
- для садоводства:
минимальный размер - 0,03 га;
максимальный - 0,12 га.
- для дачного строительства:
минимальный размер - 0,05 га;
максимальный - 0,20 га.
для огородничества:
минимальный размер - 0,03 га;
максимальный - 0,12 га.
Установленные размеры земельных участков предоставляются гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности однократно.
*************************************************
В Федеральный Закон № 28-ФЗ от 2 января 2000 г.
законами № 93-ФЗ от 30.06.2006г. и № 268-ФЗ от 23. 11.2007г. внесены изменения и п.1 имеет следующее содержание:
Ст. 22. Представление сведений государственного земельного кадастра.
1. Сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, в том числе, о земельном участке, государственный кадастровый учет которого был проведен в установленном порядке до вступления в силу настоящего федерального закона в срок не более чем через десять дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении указанных сведений.
Дополнения следующими абзацами:
Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, подготавливаются в форме кадастрового плана такого земельного участка.
Получение заявлений о предоставлении сведений государственного земельного кадастра подтверждается выдачей заявителям соответствующих расписок.
В случае, если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади и (или) местоположении границ определенного земельного участка нуждается в уточнении и (или) отсутствуют сведения о его разрешенном использовании и (или) принадлежности к категории земель, правообладателю такого земельного участка или уполномоченному им лицу одновременно с выпиской, представляемой ему в соответствии с правилами настоящей статьи, выдается справка о составе документов, необходимо подать в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений. Последующее уточнение указанных сведений осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным Законом для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, при подаче правообладателем такого земельного участка или уполномоченным лицом в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки и перечисленных в указанной справке документов.
*****************************************************
Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ст.1 Федерального закона № 122 от 21.07.1997 г.
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с изменениями и дополнениями дает определение основным терминам, используемым в законе: кадастровому номеру, недвижимому имуществу, ограничениям (обременениям), сервитуту и др.
Закон четко формулирует государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода и прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Датой регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
Ст.25.2 Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства Федерального закона №122 в редакции от 23.11.2007г. изложена в следующей редакции:
1.Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Р Ф для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2.Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующем в месте издания такого акта на момент его издания;
Выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книге о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
3.Обязательным приложением к предъявляемому в соответствии с настоящей статьей документу является кадастровый план соответствующего земельного участка
4.Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о его площади, содержащиеся в представленном в соответствии с настоящей статьей документе, не соответствуют данным кадастрового плана (координатах, (в том числе, если в таком плане указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости, сведения о земельном участке подлежат уточнению при межевании и тому подобное) такого земельного участка.
5.Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
6.Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.
7.Государственная регистрация права собственности гражданина на указанные в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть предоставлены следующие документы:
Свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
Один из документов, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающий или удостоверяющий право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано а установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Ст.25.3.Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.
1.Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
Документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Предоставление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке
2.Обязательным приложением к представляемым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый объект недвижимого имущества.
Представление кадастрового плана указанного земельного участка не требуется в случае, если:
Право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим законом порядке;
Указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
Для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством РФ выдача разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.
3.Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством РФ выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
4.Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащим описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащем его описание.
5.Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества не допускается.
Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ.»
СПРАВКА – этот закон упрощает оформление прав на земельные участки граждан, которые получили землю в пожизненное наследование владение либо постоянное (бессрочное) пользование либо смеют документы на земельный участок, в котором конкретно не указан вид права на землю («неопределенное» право).
Извлечения:
Статья 3
Пункт 2.1 пункта 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельный участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:
Садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан;
Организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» были созданы (организованны) садоводческие, огородные или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками.
В указанных случаях права постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками переоформляются, в порядке установленном статьей 28 Федерального закона от 15.апреля 1998 года № 66-ФЗ в редакции от 23 ноября 2007 года.
3. Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
4. Граждане РФ , имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ.
9.1.Если земельный участков предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случаях, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Р Ф для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилого строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции от 23 ноября 2007 года № 268-ФЗ. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен гражданину на праве пожизненного наследования владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ».
СПРАВКА – этот закон упрощает узаконение загородных жилых домов, а также придает силу «освободительному» правилу нового Градостроительного кодекса, который отменил получение разрешения на строительство для любых построек, возведенных на садовых и дачных участках, и для гаражей на участках любого назначения. Теперь оформлять разрешения не требуется и в том случае, если постройка возведена до вступления нового кодекса.
Статья 8
4. До 1 января 2010 года не требуется получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилого строительства в эксплуатацию, а также предоставление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Статья 9
Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Р Ф применяются также в отношении указанных объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ.
ПРИМЕЧАНИЕ – Согласно ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменений объектов капитального строительства и их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
5) в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Р Ф о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
******************************************************************
Основы законодательства Р Ф о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ.
СПРАВКА – В этот документ внесена поправка, позволяющая «взваливать» часть процедур по оформлению прав на недвижимое имущество на нотариусов, к которым вы обращаетесь для заверения сделки с недвижимостью, а также в некоторых других случаях.
Статья 15. Права нотариуса
Нотариус имеет право:
… представлять в порядке, установленном ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними», заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.
*********************************************************
Некоторые особенности государственной регистрации
Согласно Федеральному закону № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. статья 8 дополнена пунктом 4 следующего содержания:
«4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, направляет копию представленной в соответствии со статьей 25.3. настоящего Федерального закона декларации об объекте недвижимого имущества, право собственности, на который зарегистрировано, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Изменена Ст. 12. В ней содержится требование краткого описания каждого объекта недвижимого имущества
- адрес (местоположение);
- вид (название объекта);
- его площадь (по плану или иному документу, содержащему описание объекта недвижимого имущества, в отношении земельного участка — по кадастровому плану).
Статья 16 дополнена предложением:
«В случае, если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариаль¬ного действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус совершивший соответствующее нотариальное действие».
После внесения изменения в ст. 17 десятый абзац п. 1 его содержание следующее:
«Обязательным приложением, к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества является план данного объекта, а к документам, необходимым для такой государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый план данного земельного участка».
Представление указанных планов не требуется если они были помещены в соответствующие дела правоустанавливающих документов.
Основанием для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в ст.ст. 25, 25.2, 25.3 и 30.1 настоящего Федерального закона установлены в данных статьях.
Регистрация может проводиться на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок. Форма выписки устанавливается федеральным органом регистрации.
Представление кадастрового плана на земельный участок не требуется, если:
- право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
- указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтвер¬ждающее, что создаваемый или созданный объект недви¬жимого имущества расположен в пределах границ указан¬ного земельного участка;
- для строительства, реконструкции создаваемого или созданного объекта недвижимости не требуется выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления поселения либо городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в границах указанного земельного участка.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества, предназначенного для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или другого объекта (если для строительства и реконструкции его не требуется выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) на земельном участке предназначенном для ИЖС, или факт создания объекта ИЖС на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта ИЖС, являются технический паспорт объекта ИЖС и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта ИЖС в эксплуатацию или в случае, если такой объект ИЖС является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 января 2010 г. технический паспорт объекта ИЖС является единственным документом подтверждающим факт создания такого объекта ИЖС на указанном земельном участке и содержащим его описание.
Согласно внесенному изменению в Ст. 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации «За государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимости - 100 рублей». Ранее за регистрацию взималась плата 500 рублей.
Федеральным законом 93-ФЗ от 30.06.2006 г. внесены изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
Ст. 3 п. 2.1.: Пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:
- садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан;
- организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» были созданы (организованы) садоводства, огородничества и дачные объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками;
- в указанных случаях права постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками переоформляются согласно новой статьи 28 № 66-ФЗ от 15.04.1998 г.
Если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, когда он не представляется в собственность по Федеральному закону.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставляемый ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, когда он не представляется в собственность по Федеральному закону.
1. Ст.12 Федерального закона 93-ФЗ в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, Федеральным органам исполнительной власти вменено право осуществлять организацию и финансирование мероприятий по проведению территориального землеустройства таких земельных участков.
2. Органы местного самоуправления поселений, городских округов в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на создание на таких земельных участках объекты недвижимого имущества на основании заявлений указанных граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых до-кументов для проведения государственного кадастрового учета таких земельных участков технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них. В этих целях эти органы :
1) осуществляют организацию приема ими заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий и подготовку необходимых документов для проведения в интересах этих граждан государственного кадастрового учета таких земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них;
2) на основании заявлений граждан или доверенностей в интересах таких граждан выступают заказчиками работ по проведению территориального землеустройства таких земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества;
3) проводят разъяснительную работу с гражданами в части, касающейся порядка оформления документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета таких земельных участков, и выдают полученные от органа, осуществляющего деятельность по ведению государственного земельного кадастра, бланки заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков, а также на основании заявлений граждан или их доверенностей подают в интересах таких граждан в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки о проведении государственного кадастрового учета таких земельных участков и другие необходимые для такого учета документы, заявления о предоставлении сведений государственного земельного кадастра о таких земельных участках;
4) получают документы, свидетельствующие о проведенных государственном кадастровом учете таких земельных участков или техническом учете (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и передают такие документы гражданам, в интересах которых осуществляется данный учет;
5) на основании доверенностей граждан представляют от их имени (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация;
6) принимают меры по заключению мировых соглашений и примирению сторон по земельным спорам;
3. На указанные в части 2 настоящей статьи цели, в том числе на оплату работ по проведению территориального землеустройства, предусмотренных абзацем первым статьи части 2 настоящей статьи земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, могут быть направлены средства местных бюджетов в порядке, в порядке, определенном соответствующими органами местного самоуправления.
*****************************************************************
Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан и сооружений согласно СНиПс 30 -02 -97
Строительные нормы и правила введены в действие с 1 января 1998г. и распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан (далее СНТ), зданий и сооружений, а также служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов РФ.
Согласно п. 4.1. организация территории СНТ осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки территории СНТ, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории СНТ.
Все изменения и отклонения от проекта (генплана) должны быть утверждены администрацией местного самоуправления.
С учетом изложенного следует подчеркнуть, что решения общего собрания, заседания правления или председателя СНТ о выделении земель¬ных участков из земель общего пользования отдельным садоводам, деление земельных участков между членами СНТ или выделение (продажа) земельных участков не членам СНТ является незаконным.
Согласно п. 5.1. ограждение территории СНТ не следует заменять рвами, канавами, земельными валами.
Согласно п. 5.2. территория СНТ должна быть соединена подъезд¬ной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.
п. 5.3. На территории СНТ, с числом садовых участков до 50, следует предусматривать один въезд, более 50 - не менее 2 въездов. Ширина ворот должна быть не менее 4,5 м, калитки не менее 1 м.
Минимальные противопожарные расстояния между крайними жилыми строениями и группами жилых строений на участках, расположенных на противоположных сторонах проезда, должны быть в соответствии с предоставленной таблицей:
[реклама вместо картинки]
П. 6.6. Садовый дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м.
П. 6.7. Минимальные расстояния до границы соседнего садового участка по санитарно - бытовым условиям должны быть:
- от садового дома - 3 м;
- от постройки для содержания мелкого скота и птицы - 4 м;
- от других построек - 1 м;
- от стволов высокорослых деревьев -4 м;
- от стволов среднерослых деревьев - 2 м;
- от кустарника - 1 м;
П. 6.8. Минимальные расстояния между постройками по санитарно - бытовым условиям должны быть:
- от садового дома и погреба до уборной - 12 м;
- до душа, бани и сауны - 8 м;
- от колодца до уборной и компостного устройства - 8 м;
- до постройки для содержания мелкого скота и птицы, душа, бани, сауны — 12 м;
- от погреба до компостного устройства и постройки для содержания мелкого скота и птицы - 7 м;
Указанные расстояния должны соблюдаться как между постройками, расположенными на одном участке, так и между постройками, расположенными на смежных участках.
П.6.10. Гаражи для автомобилей могут быть отдельно стоящими, встроенными или пристроенными к садовому дому или хозяйственным постройкам.
Ст. 34 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (№ 66-ФЗ от 15.04. 1998 г.) определила основания для привлечения СНТ, а также его членов, допустивших нарушение и привлечения их к ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
П.4.6. Запрещается размещение территорий садоводческих объединений на землях, расположенных под линиями высоковольтных передач. Расстояние по горизонтали от крайних проводов высоковольтных линий (при наибольшем их отклонении) до границы территорий садоводческого объединения принимается в соответствии с Правилами устройства установок (ПУЭ).
*************************************************************************
Охранные зоны электропередачи ГОСТ 12.1.051.-90 ССБТ. электробезопасности
П. 2.1. Охранная зона вдоль воздушных линий электропередачи устанавливается в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии от крайних проводов по горизонтали, указанного в следующей таблице:
[реклама вместо картинки]
П. 2.2. Охранная зона вдоль подземных кабельных линий электропередачи устанавливается в виде участка земли, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе сто¬роны линии на расстоянии по горизонтали 1 м от крайних кабелей.
П. 5.11. На территории садоводческих объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых участках. Для не утилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для мусорных контейнеров.
Площадки для мусорных контейнеров размещаются на расстоянии не менее 20 м и не более 100 м от границ садовых участков.
********************************************************************
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ САДОВОДОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
(согласно Федеральному Закону № 66 - ФЗ от 15.04.1998 года).
Из статьи 47 пункт 1. Садовод, может быть, подвергнут административному взысканию в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства, законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения или законодательства о пожарной безопасности, совершенное в границах садоводства, в порядке, установленном за¬конодательством об административных предупреждениях.
Из статьи 47 пункт 2. Садовод может быть лишен прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования, ибо права аренды земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.
При этом обязательным условием для наложения административного наказания является заблаговременное предупреждение нарушителя о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства, а лишение прав на земельный участок возможно при не устранении нарушений законодательства, в порядке, установленном Конституцией и Гражданским Кодексом РФ.