Учеба | 27.09.2011
Немецкий профессор: К Болонскому процессу в Германии отнеслись несерьезно
Спустя 12 лет после начала Болонского процесса критики продолжают искать изъяны у новой системы образования. Профессор социологии из Эрфурта Вольф Вагнер в интервью Deutsche Welle дал свою оценку Болонской реформе.
Со дня принятия декларации о создании единого образовательного пространства в Европе прошло уже 12 лет, однако вокруг Болонского процесса по-прежнему не утихают споры. 2006-й, 2008-й и 2009-й годы запомнились массовыми протестами недовольных и перегруженных студентов. О том, на какие подводные камни наталкивается Болонский процесс в Германии, рассказал в интервью Deutsche Welle Вольф Вагнер (Wolf Wagner), бывший проректор Высшей школы в Эрфурте и автор ряда книг о немецкой образовательной системе.
Deutsche Welle: Согласно последнему докладу о ходе осуществления Болонской реформы (Bologna Stocktaking Report), Германия занимает 30-ю позицию в рейтинге из 48 стран.
Вольф Вагнер: На мой взгляд, в действительности ситуация еще хуже. В отчете, который немецкие чиновники представили Европейской комиссии, говорится, что вторая ступень высшего образования в Германии доступна всем бакалаврам, но это не так. Мест в магистратурах в настоящее время всем не хватает, лишь треть выпускников бакалавриата могут продолжить обучение на второй ступени. По моим подсчетам, на самом деле мы находимся лишь на 39-м месте в этом рейтинге.
- Почему переход на Болонскую систему так тяжело дается Германии?
Профессор Вольф Вагнер
- В Германии к Болонскому процессу отнеслись не совсем серьезно. Поменялись только внешние атрибуты, сами же принципы обучения остались прежними. Немецкие преподаватели по старинке стремятся донести до студентов как можно больше информации, не заботясь о том, смогут ли выпускники применить эти знания на практике. А надо делать упор на качество: учить студента самостоятельно работать с информацией и решать проблемы с помощью научных методов.
- Как можно исправить положение?
- Чтобы Болонская система в Германии по-настоящему прижилась, необходимо радикально менять принципы обучения. При этом стоит ориентироваться на скандинавские страны. Там студенты уже с первого семестра работают над проектными заданиями, практическим семинарам отдана половина учебного времени. Студенты самостоятельно разрабатывают научные концепции, строят модели, учатся на своих ошибках. Право на ошибку - это именно то, чего лишен студент в Германии, где учебный процесс состоит из передачи знаний и контроля успеваемости. Результаты, между прочим, налицо: если посмотреть на количество патентов на душу населения в разных странах, то сразу можно выделить в тройке лучших Швецию и Финляндию.
- Почему традиции обучения в Германии так сильно отличаются от скандинавских?
- Так сложилось исторически, еще со временем Романтизма. Считается, что студент в Германии должен быть всесторонне образован и обладать определенным набором знаний. Именно из-за этого принципа семинары и лекции перегружены информацией. Следует отказаться от культа знаний и вместо этого развивать потенциал студента в индивидуальном подходе.
Недовольство Болонской реформой студенты выражают массовыми протестами
- Какие конкретные шаги необходимо предпринять?
- Прежде всего необходимо добавить к трем годам бакалавриата четвертый. В начале обучения студенты будут посещать занятия самых разных факультетов и смотреть, какими научными методами пользуются там. Непосредственно к обучению по специальности студенты приступят со второго семестра. Зубрежка неизбежна, но она должна быть осознанной: в учебный план необходимо уже на самых ранних этапах включить практические семинары. В начале обучения их доля должна составлять не менее 20 процентов и возрастать от семестра к семестру. От ориентации на практику выиграют и те студенты, которые после учебы останутся в науке, и те, которые ученой карьере предпочтут практику.
Беседовала Татьяна Гоголкина
Редактор: Марина Борисова