Марина Эфендиева

Путин велел ведомствам начать взаимодействие через неделю

Все федеральные органы исполнительной власти в России с 1 октября текущего года должны перейти на электронное межведомственное взаимодействие. Оказание госуслуг в электронном виде должно, по замыслу власти, существенно облегчить жизнь россиянам

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2011/09/26/prav1.jpg
Фото: ИТАР-ТАСС

К 1 октября текущего года должен быть в полном объеме запущен проект «Электронное правительство» на федеральном уровне. С этого дня на новый порядок работы, предусматривающий электронное межведомственное взаимодействие, должны перейти федеральные органы исполнительной власти. А к 1 июля следующего года система госуслуг должна заработать по всей стране, во всех регионах и муниципалитетах, заявил на совещании, посвященном электронному правительству, премьер-министр Владимир Путин.

Он отметил, что система оказания госуслуг населению в электронном виде должна существенно облегчить гражданам взаимодействие с госучреждениями.

Ожидание данного события затянулось на три месяца дольше, чем предполагалось изначально. По закону о госуслугах, федеральные ведомства должны были прекратить запрашивать с граждан те данные, которые хранятся в тех или иных ведомственных базах еще 1 июля этого года. Весной глава Минкомсвязи Игорь Щеголев сообщал, что большая часть ведомств подключена, остальные завершают заключение соглашений с министерством по подключению этой системы.

В марте Владимир Путин подписал распоряжение, согласно которому ведомства должны через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) обмениваться сведениями согласно перечню из 264 пунктов для предоставления 42 видов госуслуг в электронном виде. Однако чиновники в очередной раз подвели руководство страны и оказались не готовы к выполнению закона. В результате, срок запуска «электронного правительства» на федеральном уровне был перенесен на 1 октября, то есть состоявшееся совещание правительства стало, скорее, отчетным мероприятием.

На совещании глава правительства сообщил, что в среднем за год «у нас набирается до 81 млн обращений в государственные и муниципальные органы за получением документов и справок». Заявители «в общей сложности ходят по различным учреждениям 561 млн раз в год, то есть для получения нужной бумаги надо навестить разные конторы по шесть-семь раз».

Такой порядок должен быть устранен, считает премьер. Он напомнил, что на данный момент речь идет именно о федеральных органах власти. По его словам, «внедрение современных электронных технологий позволит значительно ускорить и упростить многие административные процедуры и убрать неэффективные расходы». К ним председатель правительства отнес, в частности, затраты на большое число чиновников. При этом про сокращения в органах власти после перехода министерств и ведомств с бумажных на информационные технологии ничего сказано не было.

В свою очередь, министр экономического развития Эльвира Набиуллина сообщила на совещании, что министерства и ведомства предоставляют 900 различных услуг населению, в том числе 337 из них требуют межведомственного взаимодействия. По ее словам, по этим 337 услугам нужно получать какие-то справки в других органах. В среднем для юридических лиц это 5-6 справок.

Министр сообщила также, что в результате на межведомственное взаимодействие переводится 988 документов. При этом Набиуллина отметила, что было выявлено 311 избыточных документов. «То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать», — подсчитала руководитель Минэкономразвития.

Глава Минкомсвязи, ответственного за построение СМЭВ, Игорь Щеголев заявил, что система уже сейчас работает в тестовом режиме. По его данным, с ее помощью в этом году было выдано 600 тысяч загранпаспортов, подано заявлений на переоформление 100 тысяч общегражданских паспортов, 800 тысяч человек заплатили штрафы ГИБДД.

Впрочем, федеральный уровень — лишь верхушка айсберга. Все возможности СМЭВ должны использоваться на уровне регионов и муниципалитетов. Только тогда граждане смогут ощутить какой-то заметный результат от использования ИКТ в органах власти.

Кстати, по словам Щеголева, для оказания регионам помощи в создании собственных информационных баз данных был создан фонд объемом 500 млн рублей, правда деньги достанутся не всем. Некоторые регионы активно занимаются вопросами создания электронного правительства и самостоятельно добились определенных успехов.

Например, в июне администрация Новосибирской области заявляла о готовности «запуститься» в июле. «C 1 июля все государственные учреждения, расположенные в Новосибирской области, будут сами организовывать обмен документами и справками в электронном виде. Необходимая инфраструктура для этого создана, — отмечал руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий региона Анатолий Дюбанов. — Это означает, что госучреждения не будут требовать справки с граждан, а сами их найдут».

Тогда же отмечалось, что еще в декабре 2010 года в регионе была развернута система межведомственного электронного взаимодействия, которая станет единой точкой обмена информацией для федеральных и региональных органов власти, муниципальных образований и подведомственных учреждений.

К 1 июля 2011 года планировало запустить в систему межведомственного электронного взаимодействия десять госуслуг из 23 и руководство Волгоградской области. При этом 173 государственных и 17 муниципальных услуг прошли первый и второй этапы перевода в электронный вид. Информация о них была размещена на двух сайтах — едином портале государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru и на собственном портале государственных и муниципальных услуг Волгоградской области.

В рамках программы «Электронное правительство» в Башкортостане, Ямало-Ненецком автономном округе, Мордовии, Рязанской и Брянской областях была проведена автоматизация деятельности органов государственной власти, построена инфраструктура и система внутриведомственного и межведомственного документооборота, а также внедрены портальные решения, обеспечивающие доступ граждан к государственным услугам в электронном виде. Оператором программы является «Ростелеком», в перечисленных регионах партнером выступила компания «Ситроникс».

В той или иной степени готовности к межведомственному взаимодействию и предоставлению госуслуг в электронном виде находятся многие регионы. Те, кто первым занялся электронным правительством — успели больше. Другие — меньше. По сообщениям оператора инфраструктуры электронного правительства, компании «Ростелеком», особых технических проблем с реализацией проекта на местах не возникает.

http://www.bfm.ru/articles/2011/09/26/p … delju.html