Рубрику ведёт Н. Уваров, юрисконсульт Союза садоводов
***
Телефоны для справки в газете "Садовод" (г. Санкт-Петербург) и на официальном сайте издания: http://www.gazetasadovod.ru
На указанном сайте есть раздел, посвящённый юридическим проблемам садоводческих, огороднических объединений.
***
(Садовод № 39, 8 октября 2009)
Можно ли выкупить в собственность арендованный участок земли, который примыкает к нашему приватизированному участку и одновременно является зеленой зоной? У нас с двух сторон крайний участок. Часть земли в зеленой зоне взята в аренду. М. Игорева, Москва.
Необходимо определить, кому принадлежит земельный участок, который вы собираетесь взять в аренду. Земельный участок может находиться:
1) в собственности СНТ, как юридического лица. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность, в данном случае распоряжается земельным участком общее собрание членов СНТ.
2) Принадлежать членам СНТ на праве общей долевой или совместной собственности.
В соответствии со ст. 253 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.
3) В постоянном (бессрочном) пользовании членов СНТ. Собственником в данном случае является муниципальное образование. Для оформления зеленой зоны необходимо провести межевание и включить ее в общую площадь земельного участка, и при наличии соответствующих согласований со смежными землепользователями вы сможете оформить права на данный земельный участок.
Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах).
При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в соответствии со ст. 22 Земельного кодекса РФ.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Между двумя участками в одном садоводстве проходит зеленая зона. Можно ли ее взять в аренду? С. Васильев, С.-Петербург
Необходимо определить, кому принадлежит земельный участок, который вы собираетесь взять в аренду. Земельный участок может находиться (см. п.1, 2, 3 предыдущего вопроса).
По договору аренды недвижимого имущества (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) недвижимое имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 Гражданского кодекса). В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которых в аренду не допускается или ограничивается (п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса). Земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом (п. 2 ст. 22 Земельного кодекса). Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 11 ст. 22 Земельного кодекса). Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдать имущество в аренду (ст. 608 Гражданского кодекса). Исключительное право на приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса). Если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом, федеральными законами (п. 3 ст. 36 Земельного кодекса). Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса).
Договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее чем один год, не подлежит государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 Земельного кодекса). Государственная регистрация договора аренды объекта недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации, ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. До разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации (п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
(Садовод № 43, 5 ноября 2009)
Прошу дать разъяснения, каким документом регламентируется порядок внесения ежегодных взносов членами садоводческого товарищества?
Размер взносов зависит от количества соток, числящихся за членом товарищества, либо устанавливается равная сумма для каждого члена товарищества, вне зависимости от количества соток? В. Николаев, г. Екатеринбург.
Ст. 1 Федерального закона № 66 от 15.04,1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" раскрывает понятие вступительных, членских, целевых, паевых, дополнительных взносов, взимаемых с членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Взносы вносятся членами СНТ, их сумма не зависит от размера участка.
Одним из необходимых оснований для возникновения членства является право на участок на территории СНТ. Однако понятие участка как объекта земельного права за прошедшее время сильно изменилось. СНТ - организация, основанная на членстве, и не важно, какого размера у вас участок - 10 или 20 соток. Важен только факт - это участок, дающий право на членство. Качественные (имущественные) характеристики участка (его размер и стоимость) институтом членства не учитываются.
Закон определяет: один участок (любого размера) - один член - один голос на собрании - один членский взнос.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 66 от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица.
Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу в соответствии со ст. 35, 36 и 38 Федерального закона № 66 от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие предусмотренным уставом такого товарищества задачам.
На основании ст. 42 Федерального закона № 66 от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", земельный участок и недвижимое имущество, находящиеся в собственности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, могут быть с согласия бывших членов такого объединения проданы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а вырученные средства за указанные земельный участок и недвижимое имущество переданы членам такого объединения в равных долях.
Имеет ли право председатель запретить бухгалтеру принимать членские взносы и оплату электроэнергии по счетчику, а также не выдавать справки на летнее проживание в СНТ неугодным для него членам садоводства "Рубин" Кировского района Ленинградской области? Т. Косарева, Санкт-Петербург.
Председатель правления не имеет права запретить бухгалтеру принимать членские взносы и оплату электроэнергии по счетчику. Полномочия председателя правления определяются ст. 23 Федерального закона № 66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". При отказе бухгалтера в приеме взносов составьте акт в присутствии двух свидетелей, в котором они должны будут расписаться с указанием адреса регистрации. Оплату вы можете производить на расчетный счет садоводства. При поступлении от вас письменного обращения председатель правления обязан выдать вам справку в соответствии с вышеуказанным законом ст. 23, ч. 2, п. 8. Обратитесь в ревизионную комиссию вашего садоводства, а если нарушения не будут устранены, то обращайтесь с исковым заявлением в суд об истребовании данной справки и для того, чтобы обязать садоводческое некоммерческое товарищество принимать у вас оплату электроэнергии и членские взносы.
(Садовод № 44, 12 ноября 2009)
Кем является по своим обязанностям председатель садоводства, ЖСК, ТСЖ: должностным лицом или общественным? М. Эпштейн, Санкт-Петербург.
Полномочия и ответственность председателя правления СНТ определяются Федеральным законом № 66 от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и уставом такого объединения.
Председатель правления временно возглавляет коллегиальный исполнительный орган СНТ (правление). Председатель избирается из числа членов правления на срок два года.
Полномочия председателя ТСЖ и ЖСК определяются Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2.4. Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях", под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Председатель правления СНТ не является должностным лицом, так как он не является представителем власти. Также председатель правления не является "общественным лицом".
(Садовод № 46, 26 ноября 2009)
В садоводстве официально выделено на участок по 2,2 кВт электроэнергии. Чтобы нормально пользоваться в пределах разумного кВт предлагают выкупить, например, 5 кВт за 136545 руб. Но при этом я могу пользоваться только 4 кВт, а 1 кВт куда-то забирают. Может, есть какие-то льготы (я пенсионерка) или другие варианты? О. Ширшикова, г. Сертолово
Льгот для садоводческих товариществ по цене электроэнергии нет, также нет льгот и для пенсионеров.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2 (в редакции приказа ФСТ России от 28.11.2006 г. № 3 18-э/15) (далее - Методические указания) садоводческие, огороднические, или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства производят расчет по тарифам, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на электрическую (тепловую) энергию для группы "население".
Учитывая, что граждане - члены садоводческих товариществ не являются сельскими жителями, то они оплачивают электрическую энергию, используемую на бытовые нужды, по тарифам, установленным регулирующим органом для городского населения.
Однако на основании подпункта 9 п. 2. ст. 35 Федерального закона от 15.04.98 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электроэнергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.
Таким образом, регулирующие органы соответствующего субъекта Российской Федерации самостоятельно решают вопрос об установлении в отношении них тарифов как для сельского населения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, вышеуказанные садоводческие объединения граждан содержание и обслуживание принадлежащих им электрических сетей и трансформаторов, а также оплату в них потерь электроэнергии и т. д., должны производить за счет членов садоводческого объединения.
Расходы на техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты, периодические испытания электроустановок и линий, обучение и аттестацию персонала, содержание персонала, обслуживающего электроустановки, оплачиваются за счет средств, взимаемых с членов садоводческих обществ, и в тариф не включаются.
Также необходимо отметить, что если энергоснабжающая организация производит поставку электрической энергии до садоводческого товарищества по своим сетям и прибор учета поставляемой садоводческому товариществу электрической энергии установлен до трансформатора, то садоводческое товарищество оплачивает объем электроэнергии по показателям счетчика, в котором учтены и потери в принадлежащем ему трансформаторе.
В случае если граница раздела балансовой принадлежности с потребителем проходит по счетчику, установленному после трансформатора, то садоводческое товарищество должно оплатить потери электроэнергии в трансформаторе дополнительно к показаниям счетчика.
Порядок и условия оплаты определяются сторонами в договоре энергоснабжающей организации с потребителем.
В соответствии с п. 46 Методических указаний при формировании тарифа на услуги по передаче электрической энергии не учитываются сети потребителей, находящиеся у них на правах собственности при условии, что содержание, эксплуатация и развитие этих сетей производится за счет средств указанных потребителей. Поэтому обязательная компенсация расходов по передаче электроэнергии, поставляемой по участку сети, принадлежащему садоводческому товариществу, со стороны энергоснабжающей организации не предусмотрена.
Электрооборудование в домах и хозяйственных постройках должно проектироваться и использоваться с учетом Правил устройства электроустановок. На этот счет существует также ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения". В идеале правление должно составить договор с каждым садоводом, указав в нем норму потребления переменного трехфазного или однофазного тока. Чтобы использовать электросварку или станки, которым необходим трехфазный ток, требуется получить технические условия на такое подключение. Очевидно, ваши садоводы, а заодно и правление не задумывались над этим. Иными словами, подключаются к сетям на свой страх и риск. Вы можете обратиться в энергоснабжающую организацию с заявлением о скачках электроэнергии на территории СНТ из-за несанкционированного подключения мощных потребителей. В энергосбыте должны во всем разобраться и соответствующим образом отреагировать на нарушения.
(Садовод № 47, 3 декабря 2009)
Что такое амнистия и нужно ли приватизировать участок и строение в обязательном порядке? Н. Иванова, С.-Петербург
Отсутствие государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества лишает граждан права совершать сделки с такими объектами, в том числе продавать или передавать их по наследству. Неоформленную в собственность недвижимость и землю также трудно учитывать для целей налогообложения, сложно застраховать. Для решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", так называемый Закон о дачной амнистии, который вступил в силу 1.09.2006 г. Он упрощает процедуру оформления в собственность земельных участков, садовых домов, гаражей и других бытовых построек.
Федеральным законом устанавливается порядок регистрации права собственности граждан на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также на создаваемые и созданные на них объекты недвижимости.
Федеральным законом определяются особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям. Если вы не воспользуетесь упрощенным порядком регистрации, в последующем вам или вашим наследникам придется проходить более сложную и длительную процедуру оформления прав на земельный участок и строения.
У нас в садоводстве «Выборжец» 18.07.2009 г. прошло общее собрание. В СНТ 302 участка, присутствовало 120 человек. Приняли смету, в которой и целевые и членские взносы все вместе, просили конкретно указать размеры членских и целевых постатейно, но председатель СНТ старается избегать встречи с садоводами. К тому же он ввел новые правила получения всевозможных справок и печатей СНТ на документы.
1) Ксерокопию паспортов не только садовода, но и членов его семьи.
2) Ксерокопию свидетельства на право собственности на землю.
3) Квитанцию об уплате членских взносов за 2009-10 гг. - всю сумму до 31.12.09.
4) Самовольно произвел повышение тарифа на электроэнергию для садоводов с 2.40 до 2.80 с июля месяца 2009 г. Сертолово в январе обозначило тариф 1 ,96± 20% - 2,40. На собрании вопрос не обсуждался и не принимался общим собранием (имеется аудиозапись собрания). Пожалуйста, разъясните, может быть что-то и поменялось в законе, а мы не знаем. Т. Дмитриева, С.-Петербург
Обратитесь в правление вашего СНТ, так как в соответствии со ст. 22 п. 3 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", к компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относится составление приходно-расходных смет и отчетов такого объединения, представление их на утверждение общего собрания его членов (собрания уполномоченных).
Утверждение сметы относится к исключительной компетенции общего собрания (собрания уполномоченных).
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных). Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения.
Ст. 23 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определяет полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Также полномочия определяются уставом СНТ. Положения устава не могут противоречить Федеральному закону от 15 .04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением.
Председатель правления не вправе самостоятельно устанавливать тариф на электроэнергию. Вы можете обратиться в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга или Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
(Садовод № 48, 10 декабря 2009)
В нашем садоводческом товариществе согласно смете у многих садоводов за прошедшие года имеются задолженности по членским взносам. Может ли общее собрание решить взыскивать взносы по новой смете, т. е. 2009, 2010 гг. за прошедшие года?
И еще - у нас двое членов садоводческого товарищества вышли из членов СНТ. Какие документы они должны нам предоставить, кроме решения общего собрания? Согласно поименному опросу большинством подписей членов садоводческого товарищества было решено взыскивать членские взносы с сотки, т. к. у нас многие имеют по 2, 3, 4 участка, а платили за один. А как взыскивать целевые взносы, так же, как и членские? (Опрос по спискам утверждался на общем собрании).
И к тому же у нас большегрузные автомашины разбивают дорогу. Правление решило поставить шлагбаум и за въезд этих машин взимать плату. Является ли это решение законным? А. Дубкова, г. Истра.
Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства, своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и уставом такого объединения, налоги и платежи.
Неплатежи по членским, целевым и иным взносам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения взыскиваются в судебном порядке. При этом правление СНТ должно не менее 2 раз в письменной форме уведомить члена товарищества о том, что у него имеется задолженность и ее необходимо погасить.
При наличии задолженности по членским и целевым взносам начисляются пени в соответствии с уставом СНТ, но размер пений должен быть существенно меньше суммы основного долга. При начислении правлением или даже решением общего собрания пений в размере 100% от суммы основного долга или путем прогрессирования, данные суммы в судебном порядке, как правило, подлежат пересчету и уменьшению до 8-20 % годовых.
Гасить имеющуюся задолженность вы должны по сметам тех лет, за которые имеется задолженность.
Ст. 1 Федерального закона № 66 от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" раскрывает понятие вступительных, членских, целевых, паевых, дополнительных взносов, взимаемых с членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Взносы вносятся членами СНТ, их сумма не зависит от размера участка. С каждого члена СНТ по одному взносу.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных не коммерческих объединениях граждан", граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Гражданин, желающий выйти из членов СНТ, подает заявление в правление. Порядок выхода из членов СНТ определяется уставом товарищества и Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Решение правления взимать плату за въезд большегрузных машин незаконно. Дорога относится к объектам общего пользования. Все члены СНТ имеют право пользоваться объектами инфраструктуры, так как они оплачивают взносы на содержание этих объектов.
(Садовод № 49, 17 декабря 2009)
Обязательно ли при приватизации согласие всех соседей на нее? Если один из соседей не приватизирует свой участок, а за приватизацию этот сосед требует плату. Вместо него может ли расписаться председатель СНТ? Е. Исаченко, С.-Петербург.
У соседа нет никаких законных оснований требовать плату за приватизацию.
Федеральный закон РФ № 221 от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" ст. 39, устанавливает порядок согласования местоположения границ земельных участков. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, обладающими смежными земельными участками. Заинтересованные лица, извещаются о проведении собрания о согласовании местоположения границ. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка вручается заинтересованным лицам или их представителям под расписку или направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными п. 8 и 21 части 2 ст. 7 Федеральный закон РФ № 221 от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного Федеральным законом РФ № 221 от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.