Мобильные мессенджеры: когда и как умрет SMS?

http://www.digit.ru/images/38087/26/380872603.jpg

Мобильный интернет вкупе с многочисленными коммуникационными интернет-сервисами вытесняют старый стандарт. Почти каждая современная мобильная платформа имеет или скоро будет иметь собственную систему для обмена сообщениями. Удобство и функциональность таких решений заставляет задуматься: могут ли они сделать то, что не удалось сделать MMS, и наконец "убить" SMS?

МОСКВА, 2 сен - Digit.ru, Илья Илембитов. Почти двадцать лет сервис SMS является "дойной коровой" для мобильных операторов, позволяя зарабатывать большие деньги с невысокими затратами. Однако в последние годы ситуация меняется - доля дохода от SMS неуклонно снижается. По данным компании МТС, выручка оператора от передачи данных превысила доходы от SMS еще в 2010 году, а в первом квартале 2011 года принесла оператору денег на четверть больше, чем SMS.

Мобильный интернет вкупе с многочисленными коммуникационными интернет-сервисами вытесняют старый стандарт. Почти каждая современная мобильная платформа имеет или скоро будет иметь собственную систему для обмена сообщениями. У Android есть Google Talk, у BlackBerry - BlackBerry Messenger, у Windows Phone - Messenger, а у iOS скоро появится iMessage. Удобство и функциональность таких решений заставляет задуматься: могут ли они сделать то, что не удалось сделать MMS, и наконец "убить" SMS?

С одной стороны, преимущества мессенджеров очевидны. Нет ограничений на размер сообщения, нет поштучной тарификации. С учетом популярности безлимитных или "условно-безлимитных" тарифов на трафик мессенджеры можно считать бесплатной услугой. Они имеют множество дополнительных функций - аудио- и видеочат, возможность отсылки фотографий и так далее.

Что же удерживает SMS на плаву? Этот сервис, несмотря на его очевидную архаичность, обладает тремя ключевыми для пользователя особенностями - абсолютной простотой, надежностью и универсальностью использования.

Смогут ли мессенджеры преодолеть болезни роста и полноценно заменить SMS в ближайшем будущем?

Как все начиналось

Интернет-мессенджерами на мобильных устройствах можно было пользоваться еще во времена расцвета Symbian и Windows Mobile. В начале и середине двухтысячных годов существовала категория "продвинутых" пользователей, использовавших тот же ICQ на смартфонах.

Однако воспринимать мобильные мессенджеры того времени всерьез трудно. Мобильный интернет был медленным и дорогим. Сами смартфоны не предполагали постоянного пребывания онлайн. ICQ попросту не был приспособлен для использования на разных клиентах: находиться в своей учетной записи сразу на нескольких устройствах было запрещено.

Сегодня многое изменилось. Мобильный интернет стал доступен, большинство смартфонов научилось полноценной многозадачности, а мессенджеры начали ориентироваться на одновременную работу на нескольких устройствах разного типа.

Синхронизация позволяет образовать единое рабочее пространство из смартфона, планшета и настольного ПК, а разработчики мобильных платформ дали пользователям возможность находиться онлайн везде, где только есть сигнал мобильного интернета или Wi-Fi.

Кто в игре?


BlackBerry Messenger

http://www.digit.ru/images/38388/32/383883238.jpg

Это решение канадской компании Research In Motion, производителя смартфонов BlackBerry - наверное, самый известный проприетарный мессенджер, заменяющий SMS-сервис владельцам BlackBerry (при условии, что у принимающей стороны тоже смартфон этой марки). Количество пользователей этой службы достигает 80 миллионов по всему миру.

Обмен сообщениями завязан на серверы самой RIM, которые работают по принципу, схожему с почтовыми серверами, то есть сообщения не проходят через сотового оператора и не могут быть им проконтролированы. После того как сообщение отправлено, его доставка становится "головной болью" сервера, а не пользователя. Сервер будет пытаться отправить сообщение столько раз, сколько потребуется, но в конечном счете, оно будет доставлено, и пользователь получит уведомление.

BBM не объединен с SMS в BlackBerry OS, общение возможно только между пользователями BlackBerry и зависит от множества факторов. В России, где серверы RIM не могут работать напрямую и требуют посредничества операторов (по требованию ФСБ), функция BBM не работает. Сторонних клиентов (мобильных или настольных) у BBM нет.

Google Talk

http://www.digit.ru/images/38346/23/383462322.jpg

Система Google Talk по сравнению со всем вышеперечисленным является, возможно, самым универсальным решением. Google разрабатывала этот мессенджер задолго до Android и построила его на основе протокола Jabber/XMPP. Google Talk используется в Gmail (встроенный чат) и социальной сети Google Plus. Поскольку это полностью открытое решение, его поддерживают любые сторонние клиенты, работающие с протоколом XMPP - Pidgin, QIP, Adium, "Я.Онлайн" и пр.

В Android система Google Talk используется для множества задач. Пользователь постоянно находится онлайн в этой сети, даже если не пользуется чатом для обмена сообщениями. Дело в том, что Google Talk также используется для обмена сервисными сообщениями с серверами Google - поэтому его постоянная работа критична для Android.

С SMS Google Talk пока что не интегрирован. По сути, Google продвигает его строго как интернет-мессенджер, и функционал у него соответствующий. Так, в Google Talk есть встроенная функция аудио- и видеочата - при помощи специального расширения XMPP (а именно - Jingle). В отличие от того же FaceTime, Jingle является полностью открытым решением, и его поддерживают различные сторонние клиенты. Для того чтобы общаться с пользователями Google Talk в текстовой и медийной форме, не нужен не только официальный клиент, но даже и учетная запись Google - это можно делать, например, с помощью учетной записи "Яндекса".

Правда, Google Talk на сегодняшний день не слишком надежен. В первую очередь, не решена проблема приоритета различных клиентов. Пользователь может вести беседу как из Android, так и, например, из Gmail. Однако по умолчанию более высокий приоритет присваивается тому клиенту, с которого было отправлено сообщение. Соответственно, начав беседу на ходу, а потом, дойдя до рабочего места, пользователь может не дождаться сообщения в Gmail, пока не повысит ее приоритет. Система работает не всегда предсказуемо и не слишком надежно - и в этом главный минус.

Facebook Messenger

http://www.digit.ru/images/38388/34/383883443.jpg

Ведущая социальная сеть - единственный крупный игрок, не привязанный к какой-либо платформе и имеющий при этом потенциальную аудиторию больше, чем у всех упомянутых продуктов вместе взятых.

Facebook Messenger аналогичен функции Messages самой социальной сети. С его помощью можно отправлять сообщения как другим пользователям Facebook, так и по электронной почте или SMS - если есть договоренность с конкретным сотовым оператором.

Facebook использует протокол XMPP, но, в отличие от Google Talk, не имеет совместимости с другими Jabber-сервисами (то есть не открыта в режиме server to server). Это значит, что пользователь Facebook может получить сообщение от пользователя Windows Live Messenger (в силу соответствующих соглашений), но не Google. Технологию XMPP поддерживает и Skype, и благодаря договоренности компаний, он также совместим с Facebook.

Более того, любой пользователь Facebook Messages (и Messenger) может получать сообщения по почте - на адрес <ник>@facebook.com. Более универсального протокола до сих пор придумано не было, но опять-таки, механизм подтверждения отправки в Facebook Messages не продуман. Теоретически проблем возникнуть не должно, но "смсной" гарантии никто не дает.

iMessage

http://www.digit.ru/images/38388/35/383883515.jpg

Функция iMessage должна появиться в iOS в грядущей пятой версии, но уже доступна в предварительных бета-версиях данной ОС, распространяемых среди разработчиков.

Идея iMessage заключается в том, чтобы иметь инструмент текстового и мультимедийного общения, доступный владельцам всех мобильных устройств Apple. Данный сервис дополняет, а не заменяет SMS: iMessage интегрированы в штатное приложение Messages (служба отправки SMS). При отправке сообщения, система сама проверяет, доступен ли получатель в системе iMessage. Если да - ему отправляют электронное сообщение. Если нет - отправляется обычное SMS. В любом случае отправитель получит уведомление о доставке.

Преимуществ много. Пользователь может начать переписку со своего iPhone, а продолжить уже с iPad. "Облачная" синхронизация через iCloud сведёт всю беседу воедино, история переписки будет доступна с любого устройства.

Недостатки есть, и достаточно ощутимые. В первую очередь, iMessage - закрытая платформа, и неизвестно, смогут ли сторонние разработчики добавлять поддержку протокола в свои программы - а от этого зависит то, будут ли поддерживать iMessage другие мобильные платформы. Во-вторых, у iMessage пока нет настольного или облачного эквивалента (но, по аналогии с FaceTime, это наверняка со временем разрешится) - а это также сужает область применения технологии.

Messenger

http://www.digit.ru/images/38388/46/383884651.jpg

Стандартный мессенджер операционной системы Windows Phone 7 будет представлен лишь в грядущем обновлении Mango, но о нем уже есть множество информации.

Messenger совместим с Windows Live Messenger (в прошлом - MSN Messenger), который, в свою очередь, совместим не только с официальным настольным клиентом для Windows, но и с огромным количеством сторонних программ, включая Pidgin, Adium и пр. Также доступна и "облачная" версия, в виде чата, встроенного в почтовый сервис Hotmail. По данным Microsoft, количество пользователей Live Messenger по всему миру составляет 300 миллионов.

По задумке разработчиков, Messenger будет интегрирован с другими средствами для обмена сообщениями. Пользователь, выбирая контакт, может сам выбрать средство связи: Messenger, Facebook (если это его "друг" в данной социальной сети) и SMS (если других средств не предусмотрено). Система проверяет доступность контакта во всех вышеуказанных ресурсах, и может сама посоветовать что-то пользователю, но эти настройки можно обойти.

Один из центральных моментов здесь - интеграция с Facebook. Во-первых, в ОС Windows Phone 7 встроена поддержка популярнейшей социальной сети в мире. Во-вторых - как объясняют в Microsoft, - сам Messenger построен на основе протокола XMPP, который также используется в Facebook для обмена сообщениями. Это значит, что технически Messenger можно интегрировать с Google Talk или любой XMPP-службой (в России - "Я.Онлайн" от "Яндекса" и QIP).

В отличие от iMessages и BBM, в Messenger пока не предусмотрено механизма для подтверждения доставки сообщения. Теоретически, контакт все-таки получит сообщение, но 100-процентной гарантии (как в случае с SMS) - нет.

Samsung ChatON

http://www.digit.ru/images/38388/36/383883693.jpg

Новый мессенджер от Samsung будет предустанавливаться на все устройства компании: смартфоны, бюджетные телефоны, планшетные и персональные компьютеры. Будут созданы клиенты для других платформ, включая BlackBerry и iOS. Таким образом, Samsung надеется самостоятельно создать универсальное решение.

Пока непонятно, как Samsung преодолеет классическую проблему "курицы и яйца", свойственную всем социальным сервисам. Даже если владелец устройства от Samsung получит такой мессенджер в комплекте, что заставит его пользоваться приложением и убедить установить его на свои устройства людей, не имеющих техники этой корейской марки?

Опять-таки, из описания складывается впечатление, что ChatON - классический мессенджер, и он не позиционируется как замена SMS, да и интегрироваться с ним никак не будет.

В характеристиках подробно описаны различные мультимедийные и социальные возможности продукта, но ни слова не сказано о том, как будет, например, проверяться доставка сообщения. Что делать, если контакт не в сети? Как связаться с человеком, не пользующимся ChatON? Все это делает перспективы этого сервиса весьма туманными.

Кто на новенького?

Также постепенно развиваются нишевые решения для обмена сообщениями между мобильными пользователями - например, приложения, основанные на использовании геолокационного сервиса для общения между собой пользователей, находящихся в одном и том же месте (например, на концерте, в клубе или на спортивном мероприятии).

Естественно, такие продукты специфичны и не состязаются с "гигантами", но они наглядно показывают возможные направления дальнейшего развития мобильных мессенджеров.

В числе подобных продуктов есть и российские, но их рыночные перспективы может показать только время.

Федот, да пока не тот

У всех нынешних решений есть два крупных недостатка: ненадежность и несовместимость. Google Talk, Facebook Messenger и Messenger от Microsoft не имеют гарантий доставки сообщения. BBM и iMessage эту гарантию дают, но для этого пришлось создавать решения, отличные от традиционных мессенджеров - потому они не совместимы со сторонними продуктами.

Эти две проблемы разработчикам придется решить для того, чтобы, наконец, "убить" архаичный сервис SMS.

Кросс-платформенности можно добиться при помощи вездесущего Jabber (он же XMPP). Jabber, так и не получивший признания в качестве "настольного" мессенджера, может получить статус связующего звена между веб-сервисами, мобильными платформами и настольными клиентами. Стандартизованность и расширяемость говорят в пользу удачности такого решения.

Опять-таки, помимо Facebook, Google и Microsoft, решения на базе XMPP имеют и менее крупные игроки - "ВКонтакте", "Яндекс", "Рамблер" и многие другие. Все эти сервисы могли бы образовать единое пространство. Техническая возможность есть, компаниям нужно лишь утрясти "политические" и коммерческие разногласия. Скажем, Skype и Facebook совместимы между собой - для этого в Skype пришлось даже внедрить поддержку чуждого ему протокола. Однако Google Talk и Facebook Messages работать вместе отказываются - лишь в силу проблем в отношениях между двумя интернет-гигантами.

Вопрос надежности решается сложнее - и скорее всего, не решится без участия операторов.

До тех пор, пока мессенджеры не достигнут уровня, при котором в критической ситуации можно будет отправить сообщение с призывом о помощи и быть уверенным в том, что его получат, - SMS останется на своем законном месте.

Бабушки, индусы и африканцы

Наконец, самые главные препятствия, стоящие на пути прогресса - инерция потребительского сознания, а также проблема обновляемости телефонного парка.

http://www.digit.ru/images/38382/38/383823815.jpg

Как быть владельцам простых телефонов - а таких среди пожилого населения и среди пользователей всех возрастов в развивающихся странах подавляющее большинство. У огромного числа пользователей мобильной связи в мире нет денег на продвинутое устройство и мобильный интернет.

Так что мобильные мессенджеры начинают свое победное шествие с молодых пользователей стран "золотого миллиарда", оставляя "бабушкам" и третьему миру еще долго "донашивать" древний сервис SMS.

http://digit.ru/telecom/20110902/383884740.html