Леонид Полозов
Видеоролики от ГИБДД могут разрушить брак
С октября водителям, нарушившим ПДД, в массовом порядке стали рассылать квитанции об оплате штрафа, к которым прилагается фотодоказательство правонарушения. Юристы не считают такие съемки нарушением прав личности, если они не будут преданы огласке
С 1 октября в Москве начал работать Центр автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения. До этого времени фотовидеокамеры, которые фиксировали такие нарушения, работали лишь в тестовом режиме. Так что многие автовладельцы, нарушившие ПДД на дорогах Москвы, уже успели получить уведомление о необходимости заплатить штраф за ту или иную дорожную провинность. Им присылали квитанцию, к которой приложена фотография, на которой можно отчетливо рассмотреть номер машины, а также в деталях все, что просходит на передних сиденьях.
Нарушители правил дорожного движения, а заодно и семейного распорядка, уже прозвали эти уведомления «письмами счастья». Теперь они будут приходить по почте в массовом порядке.
В настоящее время в Москве установлено уже 55 стационарных комплексов фотовидеофиксации. До конца года в столице планируется установить еще 150 стационарных и 10 подвижных, а к 2013 году подобных устройств будет уже более 800. Несколько десятков операторов в режиме реального времени будут обрабатывать данные о нарушениях правил дорожного движения, полученные с камер. Все зафиксированные нарушения попадают в центральную базу данных ГИБДД и «привязываются» к собственнику транспортного средства, после чего ему и будет выслано извещение о штрафе.
По словам начальника отдела дорожной инспекции и контроля за организацией движения московского управления ГИБДД Евгения Ефремова, ежедневно камеры фиксируют от 500 до 1000 фактов различных нарушений. Причем эти устройства настолько многофункциональны, что способны выявлять нарушителей на расстоянии 500 метров, контролировать сразу четыре полосы движения, а также работать в темноте.
Согласно статистике, чаще всего камеры на дорогах фиксируют превышение скорости, нарушение правил парковки в зоне выделенных полос для общественного транспорта. Стоит отметить, что за последнее нарушение с 1 июля следующего года штраф в Москве увеличится в 10 раз — до 3 тысяч рублей.
Перед автоматикой все равны
Глава народного движения автомобилистов, «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает, что камеры фотовидеофиксации помогут изменить к лучшему ситуацию на столичных дорогах. По его словам, эти системы обеспечивают неотвратимость наказания и они эффективны, поскольку практически полностью отсутствует коррупционная составляющая.
«Это может помочь изменить менталитет московских водителей. Когда люди поймут, что они могут быть наказаны за нарушение правил, даже если рядом не было ГАИ, тогда они будут менять свой стиль поведения на дорогах. Постепенно это будет внутренним убеждением, но для этого надо, чтобы прошли годы. Людей надо воспитывать таким образом. Я даже за то, чтобы, если нет камеры, все равно стояли щиты с информацией о том, что трасса просматривается, контролируется. Это дисциплинирует людей. Когда человек понимает, что его нарушение может быть зафиксировано, он ведет себя по-другому», — рассказал Лысаков BFM.ru.
Эксперт отмечает, что фиксация нарушений касается всех категорий водителей. «Если автомобиль попал в поле зрения фото- или видеокамеры и было зафиксировано нарушение, соответствующее письмо придет владельцу транспортного средства. Даже если в поле зрения камеры попала милицейская машина или машина министра, автоматике все равно, — с удовлетворением отмечает эксперт. —. Штраф надо оплачивать. Недавно в СМИ была раздута история, что штрафы приходят даже на «скорую помощь». Но это правильно. Они приходят на автобазу «скорой помощи». Ее руководитель должен посмотреть путевой лист, который фиксирует время выезда скорой, и определить, что в это время машина либо ехала на вызов, либо она возвращалась. Если это уважительная причина, он пишет письмо в органы ГАИ. ГАИ закрывает производство по делу, и оно идет в архив. А вот если водитель ехал на обед, то начальник отдает ему эту квитанцию на штраф, и тот платит из своего кармана».
Подглядывание по закону
Однако нововведение в виде свидельств видео- и фотохоты на нарушителей ПДД в ближайшее время может оказаться вне закона. Дело в том, что Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства разработал поправки в Гражданский кодекс (они опубликованы в «Российской газете»), суть которых в обеспечении гарантии защиты личной информации.
Так, впервые в российской правовой практике предлагается ввести в Гражданский кодекс понятие частной жизни. Согласно документу, под охрану могут попасть личные фотографии, биографические данные, публикации о том, кто, где, как и с кем проводит время. Новые нормы ГК запретят не только вмешиваться в личное пространство, но даже обсуждать подробности чужой жизни (эти правила распространятся не только на желтую прессу, но и на публикации в блогах или на форумах).
Эксперты отмечают, что самое трудное — определить, где проходит граница между общественной и частной жизнью. В свете этого, возникает вопрос, не является ли фотовидеофиксация нарушений правил дорожного движения вторжением в частную жизнь? Ведь в «письмах счастья», рассылаемых ГИБДД, содержится информация о местонахождении водителя в конкретный момент времени. Также можно узнать, с кем он в этот момент находился в машине.
Управляющий компании «Право-Экспресс» Александр Морозов в интервью BFM.ru рассказал: «Конституция говорит нам о необходимости охраны и защиты государством прав и свобод человека. Согласно ст. 23 Конституции, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Более того, Конвенция о защите прав человека от 1950 года говорит о недопустимости вмешательства со стороны государственных органов в осуществление этого права, за исключением вмешательства, предусмотренного законом и необходимого в демократическом обществе интереса госбезопасности и общественного порядка и/или спокойствия».
Эксперт отметил, что к настоящему времени, в первом чтении Госдумы уже приняты поправки в ГК РФ, и в ст. 151 говорится о том, что, если иное не предусмотрено федеральным законом, не допускается без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, включая сведения о его происхождении, месте пребывания, жительства, личной, семейной жизни, о фактах биографии и так далее.
По словам Морозова, информация о том, что человек находился в такое-то время в таком-то месте, можно считать фактом биографии, но если она используется в целях обеспечения правопорядка, безопасности дорожного движения, то это законно.
«Например, ст. 2.6.1 «Административная ответственность собственника, владельца автотранспортных средств» позволяет на основании снимков, видеозаписей привлекать людей к ответственности, — говорит он. — Естественно, выкладывание этих снимков в Интернет или ведение онлайн-вещания с камер будет уже неправомерным, потому что это будет разглашением личной информации о человеке».
Эксперт отметил, что письма, посылаемые ГИБДД или судом, имеют конфиденциальный характер и должны отправляться с уведомлением, извещением. То есть человек имеет право получить этот документ либо сам лично, либо посредством своего представителя по доверенности. «Если это письмо попадает в руки другого человека, то нужно привлекать к ответственности службу доставки или органы внутренних дел, которые по своей халатности допустили разглашение информации», — пояснил Морозов, отметив, что такие уведомления нельзя просто класть в почтовый ящик.
Председатель коллегии адвокатов «ВашЪ Юридический Поверенный» Константин Трапаидзе считает, что система автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения вполне вписывается в правила соблюдения неприкосновенности частной жизни и информации о физических лицах, так как в данном случае уполномоченным органом (ГИБДД) используется собственная база данных о владельцах транспортных средств.
«Владельцам автомобилей по почте в закрытом конверте по месту регистрации будет высылаться фотография с указанием нарушения ПДД, где четко должны будут читаться регистрационные знаки транспортного средства. На основании этого документа будет прилагаться протокол об административном правонарушении, с санкцией на штраф. Ни о каком разглашении информации о частной жизни речи не идет. Эта практика давно применяется в связи с другими нарушениями ПДД по всему миру, в том числе и у нас в России. Только у нас до октября видеорегистрировались в основном нарушения скоростного режима, а теперь будут и факты выезда на полосу для общественного транспорта», — пояснил Трапаидзе.
Вячеслав Лысаков также не считает, что система автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения посягает на чью-то личную жизнь. При этом эксперт отмечает, что во многих странах фотографируют только задний номер автомобиля.
http://www.bfm.ru/articles/2011/10/06/g … zhizn.html