HTC готова отказаться от Android?
Главный игрок на рынке Android слишком амбициозен, чтобы и дальше быть в тени Google
Денис Марголин
Смартфон HTC. Фото: Reuters
Приключения многострадальной WebOS продолжаются – теперь о возможности ее покупки осторожно говорит компания HTC. Купят ли – вопрос, пока сказанное скорее проходит по ведомству «не станем зарекаться», чем «мы всерьез собираемся это сделать». Да и уверенности, что такая покупка принесет счастье компании, нет. Однако, меж тем, сами разговоры весьма симптоматичны и указывают на некоторые процессы, происходящие с азиатскими производителями мобильных телефонов. А заодно подают тревожный сигнал системе Android, на которую до сих пор делала ставку HTC.
С одной стороны, как бы ни хотели этого в Google, азиатские компании не готовы класть все яйца в одну корзину. Android позволил им существенно повысить продажи, улучшить узнаваемость своих брендов, но делать ставку только на него никто не готов. Есть все-таки некоторая неуверенность в платформе. Google раздает ее бесплатно, но это не значит, что он не заставляет производителей брать на себя некоторые обязательства, при этом ту модель, при помощи которой производителей контролируют, иначе, чем хищнической, не назовешь.
Действительно, ядро Android можно скачать и использовать совершенно бесплатно. Но вот чтобы получить приложения Google – такие, как Gmail, Maps, Market и так далее, а также иметь право использовать бренд Google Android, необходимо пройти сертификацию. Условия сертификации, если опустить юридические сложности, сводятся к тому, что Google сам может решать, какие устройства и софт пропускать, а какие нет. C этим был связан серьезный скандал в начале года, когда Google не разрешила Motorola использовать в своих телефонах ПО Skyhook, отказав в сертифицировании аппаратов, его содержащих. При этом ни один оператор сотовой связи в США не допускает к продаже телефоны на Android, не сертифицированные Google, поэтому такой отказ – это практически запрет на продажи в Штатах.
С другой стороны, несмотря на все усилия, в юридическом смысле дела у Google не то чтобы хороши, даже несмотря на сделку с Motorola – возможно, вскоре из-за этих проблем система перестанет быть бесплатной – придется выплачивать какую-то сумму Oracle с каждой проданной копии. А для HTC она и сейчас уже не бесплатна – компания выплачивает Microsoft отступные за каждый изготовленный Android-телефон . Да и сама сделка с Motorola настораживает – особенно после того, как в суде Oracle против Google всплыли внутренние документы последней, прямо указывающие на то, что разработку новых версий ОС надо вести в закрытом режиме и не стесняться давать преференции определенным поставщикам за счет других.
Поэтому желание диверсифицироваться понятно. Но это – не единственная причина, по которой азиаты стремятся стать вертикально интегрированными компаниями, поставляющими как железо, так и софт. Безусловно, такие производители, как Samsung, Asus и HTC решительным образом усилили свое присутствие на западных рынках. Эти бренды вполне узнаваемы на рынке мобильных устройств. Samsung занял первое место по продажам телефонов в западной Европе, а HTC – второе место на штатовском рынке по удовлетворенности покупателей, сразу за Apple. Это огромные достижения, но амбиции компаний еще больше.
По возможности, они хотели бы повторить на американском и европейском рынке то, что в свое время удалось японским автопроизводителям – со временем стать на нем не просто заметными, а одними из главных, центрами силы и законодателями мод. Пока это не получается – все-таки, современный телефон – это не только железо, но и софт, а успешные мобильные ОС пока сплошь американские. Есть и другие факторы: например, из-за культурных различий дизайн корейских и тайваньских устройств пока не воспринимается западными людьми как премиальный. Узнаваемость, лояльность брендам повышать надо изо всех сил и еще по одной причине – сейчас, как бы хороши ни были эти трубки, они продаются в сильно коммодизированном сегменте рынка – то есть таком, где из-за высокой конкуренции продукты мало отличаются друг от друга, а маржа составляет смешные несколько процентов. По сравнению с маржой Apple, которая достигает десятков процентов, это – ничто. Прибыльность во что бы то ни стало надо повышать.
И азиаты изо всех сил стараются эти проблемы решить. Например, Samsung вовсю поставляет телефоны с собственной ОС – Bada. По сведениям компании, в России она уже стоит чуть ли не на 15 процентах смартфонов, одна беда – пользователями бренд пока не опознается и софт под эту платформу никто не пишет. Но корейцы стараются изо всех сил, чтобы ситуацию как-то изменить и поставлять цельное решение, которое воспринималось бы привлекательным, конкурентоспособным и даже, возможно, премиальным. И под которое разработчики писали бы программы сами, без просьб и субсидий со стороны производителя ОС.
Очевидно, и HTC хотят того же, вот и присматриваются к собственной ОС, чтобы избавиться от зависимости от западных партнеров и начать выпускать собственные уникальные решения. Получится ли на этот раз у азиатов прорыв на рынки – непонятно. Японцы в свое время ловко воспользовались тяжелым положением в Штатах и вывели на рынок малолитражки, которые в разы превосходили американские автомобили по экономии топлива и потому смогли завоевать рынок, несмотря на все свои недостатки. Затем они последовательно и неуклонно развивали успех. С первого взгляда, на мобильном рынке нет сейчас таких явных возможностей. Но это не значит, что такие шансы не появятся в будущем, поэтому слишком скептично относиться к планам корейцев и тайваньцев стать законодателями моды в мобильном мире не стоит – все может быть.