Почему я ставлю $500 на смерть Android?
7 причин, по которым мобильная ОС от Google умрет в течение 2 лет
Николай Дзись-Войнаровский
Иллюстрация: android.com
В сентябре 2013 года компания Google объявит о прекращении разработки новых версий ОС Android. В противном случае я стану беднее на $500. Таковы условия моего пари с редактором блока «Будущее/Технологии» Slon.ru. Конечно, я азартен, и мой прогноз, как принято говорить у вежливых людей, «агрессивен», но, тем не менее, он не безумен. Я не аналитик мобильной отрасли и даже не игрок рынка, а просто человек, который давно пользуется мобильными телефонами. Это значит, что я читаю эсэмэски чаще, чем пресс-релизы о победном шествии той или иной ОС. Возможно, именно по этой причине я гораздо меньше верю в безоговорочную победу Мобильной Империи Добра. Вот вам 7 причин, почему судьба Android может оказаться очень и очень печальной.
Мобильный колосс на глиняных ногах
Говорят, что Android не может рухнуть, потому что его поддерживает Google – гигант ИТ-рынка. К сожалению, доминирующее положение на одном из рынков и большие финансовые резервы ничего не гарантируют во время революций, а сейчас на мобильном рынке идет самая настоящая революция. Примеров много. В 2009 году Palm анонсировала webOS, потом HP купила Palm и обещала развивать новую ОС, но в нынешнем году закрыла ее. Доля Blackberry на ее основном американском рынке упала за 4 года с 50% до примерно 15%, и несмотря на то, что в мире доля выросла с 9,6% до 12,9%, все равно компания собирается закрыть BlackberryOS и перейти на собственную версию QNX. Про переход великой Nokia на Windows Phone 7, закрытие сразу двух ОС (Symbian и MeeGo), а также падение доли Symbian среди мобильных ОС в мире с 63,5% до 27,4% за 5 лет, пожалуй, знают все. Доля Windows Mobile в 2007-2010 годах упала с 12% до 4,2%, а после объявления новейшей ОС Windows Phone 7 в конце 2010 года... падение доли мобильных ОС Microsoft продолжилось, и в I квартале 2010 года ее 3,6%. Между закрытием одной ОС и запуском другой редмондский гигант, кстати, выпустил два устройства KIN на оригинальной платформе и чуть ли не сразу прикрыл проект. Цифры для сравнения - в 2010 году у HP было $8,7 млрд прибыли, у Google - $8,5 млрд, у Microsoft - $18,8 млрд.
Поэтому во время революций поддержка гигантов ничего не значит. Вспомним рынок ПК и хотя бы IBM’овскую OS/2 – где теперь «полуось»? ОС должна понравиться людям сама по себе. Нравится ли людям Android?
Это не Android популярен, это андроидизация популярна
Android – это 500 000 активаций телефонов в день. Не лучший ли это знак того, что люди любят ОС от Google? Это вообще не знак! Когда-то Nokia отчитывалась об успехе ОС Symbian. Но на самом деле люди покупали телефоны с лейблом Nokia, так как он гарантировал качество, а смартфонные функции были им безразличны. Резкое падение популярности Symbian подтвердило это. Современный стандарт мобильного телефона – «айфон», но не все могут его купить. Он дорогой, выпускается только в двух цветах и не всем подойдет по «железу» (камера или диагональ экрана не та, нет сменной карты памяти). В результате покупают другой «сенсорник», в том числе на Android. А теперь поставим мысленный эксперимент: после клавиатурных моноблоков, раскладушек и «сенсорников» придет мода, скажем, на телефоны-часы, как LG GD910. Технологии готовы: управление в основном голосом, но иногда с маленького сенсорного экрана, а вывод разговоров в Bluetooth-гарнитуру. А читают книги и выходят в Сеть уже с планшетов и e-reader’ов. Android, как система заточенная под маленький сенсорный экран, быстро умирает.
Или еще один вариант: представьте, что завтра на рынок выйдет iPhone Nano – дешевый «айфон» с техническими параметрами бюджетного «дроида». Какой из этих двух телефонов выберете вы себе? Своей маме? Сыну-школьнику? Что попросит на Новый год жена – пластиковый «андроидный» Vobis с мигающим торцом или стильный матово-белый девайс из Купертино?
Все еще уверены, что «айфон» это дорого?
Мы слишком бедны, чтобы покупать дешевые «дроиды»
Apple ставит iOS только на довольно мощное «железо», причем тестирует ОС сама на небольшом количестве конфигураций. Благодаря этому сбоев в работе телефона намного меньше. Microsoft тоже извлекла уроки из противостояния MacOS/Windows и предъявляет определенный минимум требований по «железу» к телефонам на Windows 7.
У Android таких ограничений нет, поэтому он работает даже на очень дешевых (и, соответственно, маломощных) телефонах. Точнее не работает, а «тормозит» и «глючит». Его сила в способности работать на любом «железе», но в этом же и его слабость. Негативный пользовательский опыт может стать причиной перетока пользователей на другие платформы. И если на сложившемся рынке ПК у обычного пользователя есть очень ограниченный выбор (Windows/MacOS/Linux), то на быстроразвивающемся мобильном рынке уже много платформ и нет никакой гарантии, что завтра не появится еще одна, у которой соотношение цена/производительность будет оптимальнее, чем у Android.
Не в «железе» дело, а в «софте», считаете вы?
Много званых да мало избранных на Android Market
Часто причиной того, что Android не может умереть, называют магазин приложений. Мол, 250 000 приложений – от этого добра пользователь не откажется ни за что. Для сравнения вспоминают, что у Apple 350 000 приложений, у Nokia – 50 000, у BlackBerry – 60 000 (данные на конец 2010 года). Считать это аргументом может только тот, кто ни разу не пользовался «маркетами» и «аппсторами». На первых 13 страницах поисковой выдачи в Android Market по слову «twitter» только самих twitter-клиентов 15 штук и еще столько же разных дополнений для популярного сервиса микроблогов. При этом поиск выдает еще сотню аналогичных страниц. Конечно, совсем пустой магазин может подорвать популярность ОС, но после достижения некоторого рубежа уже неважно, сколько в нем программ – 50 000, 100 000 или 1 млн. Пользователь все равно никогда не доберется до конца. Если на скачивание, установку и проверку в деле каждого приложения тратить 10 минут, то, работая фул-тайм, на обследование Android Market вы потратите около 20 лет!
Кстати, хороших приложений не очень много и обычно они есть на всех платформах. Офисный пакет, Angry Birds, e-mail, Opera, «Яндекс.Карты» – это есть или везде, или имеет более-менее приличную замену. Некоторые модные приложения не выпускаются под «мертвые ОС», но, как правило, подобные приложения завоевывают титулы типа «10 перспективных программ по мнению TechCrunch», а в реальной жизни они настолько экспериментальны, что нужны только в качестве игрушки на один раз (пример – обмен файлами между телефонами, когда пользователи чокаются ими будто стаканами).
Скажешь, что для «дроидов» Angry Birds бесплатны в отличие от другие платформ? Увы, от этого ОС может погибнуть еще быстрее
Злые птицы клюют не только свиней, но и деньги
Для того, чтобы нечто существовало, его должны поддерживать не только потребители этого нечто, но и создатели этого нечто. Например, бесплатный сыр очень популярен у потребителей, так как вкусен и бесплатен. Однако в природе бесплатный сыр почти не встречается – он не выгоден производителям.
С этой точки зрения Android должен умереть не через 2 года, а вчера. В прошлом году при 350 000 приложений в магазине Apple Appstore заработал $1,8 млрд. У Android Market – 250 000 приложений, т.е. в 1,4 раза меньше, но заработок меньше не в 1,4, а в 17,6 раз! Даже Nokia и BlackBerry зарабатывают больше! Даже разработчик Angry Birds был вынужден сделать версию хитовой игры под Android бесплатной и брать деньги за рекламу внутри «Злых птиц». Для «птичек» с их миллионными тиражами такой способ монетизации подходит. Но только для них. Если ничего не изменится, то «маркет» очень быстро станет складом бесплатных студенческих поделок.
Считаете «маркет» не единственным достоинством Android?
Все мобилы делают это
Одной из причин популярности Android считается легкость синхронизации телефона с аккаунтом пользователя на Google. Да, есть такое – было бы глупо это отрицать. Но ответьте тогда на следующий вопрос: большинство пользуется настольными компьютерами с Windows – помогла ли легкая синхронизация c десктопами фирме Microsoft уберечь от смерти Windows Mobile или продвинуть в массы Windows Phone 7? Очевидно, что нет. Синхронизация не критична для пользователя, а является приятным дополнением. Видимо, и причина популярности Android тоже не в синхронизации. Кроме того, на любой платформе так или иначе можно синхронизировать информацию с аккаунтом Google. Например, моя Nokia E72 обменивается данными с календарем Google с помощью сторонней программы Googasync.
Для рядового пользователя есть характеристика телефона поважнее синхронизации, по которой Android проигрывает почти всем конкурентам. Какая?
У любви к Android села батарейка
Длительность работы без подзарядки – это не единственная и не критическая, но очень важная характеристика телефона. Моя Nokia 7710 по сравнению с WinMo-устройствами была как БЭСМ-1 рядом с Sony Vaio, но работала полных двое суток против одного светового дня. Мой друг купил примитивный Philips, который живет пару недель, потому что ему надоело заряжать телефон каждые два дня. Сильная сторона Sony Ericsson – это фирменная технология быстрой зарядки (Quick Charge Technology), при которой аккумулятор заряжается с 0% до 100% примерно за такое же время, как и обычный, но с 0% до 10% может зарядиться буквально за несколько минут.
И только Android просто и без затей ест батарейку, а его сторонники пишут инструкции, как правильно вручную выгружать приложения, чтобы смартфон разряжался помедленнее. Похоже, что требовательность к энергетике ненароком оказалась зашита вглубь Android так же, как была зашита в Windows Mobile, и останется до конца жизни ОС. Всей ее недолгой двухлетней жизни. Аминь.