Интернет: made in China
Китай уже сейчас определяет облик интернета, а через пару лет главным языком Сети станет китайский
Александр Кияткин
Фото: Reuters
Создали интернет в США, но развивать его, похоже, будут в Китае. По крайней мере, совершенно точно можно сказать, что Китай в самом ближайшем будущем станет главной силой в интернете. Уже сейчас китайские пользователи главные в играх, хакерских атаках, ну и наконец... их просто очень много. Скоро людей, говорящих онлайн на китайском, будет больше, чем на английском. Из 15 крупнейших по капитализации интернет-компаний 4 китайские и, судя по огромному интересу венчурных капиталистов и инвесторов из Силиконовой долины, со временем их станет только больше. Свои программные приложения и даже операционные системы растут и развиваются внутри китайского рынка. Пока что они редко выходят за рамки Юго-Восточной Азии. Но с опорой на громадную аудиторию своей родины и при финансовой поддержке тех самых интернет-гигантов, которых становится все больше, эти проекты обязательно выйдут на международный рынок. И лучше уже сейчас познакомиться с тем, что ждет нас в новом – китайском интернете.
Язык интернета – китайский
Нет, нам не придется переписываться в «аське» иероглифами – по крайней мере, пока не станет реальностью китайско-финская граница. Но то, что китайского языка в Сети будет больше, чем какого-либо другого, – это неизбежность. Мы привыкли, что язык интернета – английский. Место зарождения Сети и развитость его в многочисленных англоязычных странах до сих пор обеспечивают его лидерство. Но пользователей, использующих китайский, по итогам 2010 года меньше, чем англоязычных, всего-то на 91 млн. «Всего» – потому что по китайским масштабам это немного. Учитывая скорости распространения интернета в Китае и англоговорящих странах, от разрыва ничего не останется уже через пару лет. Тем более, что китайские власти всячески защищают свой язык. В конце прошлого года вышло постановление, согласно которому иностранные слова на китайских сайтах не могут публиковаться без перевода. Надеюсь, в России до такого не додумаются. Очень не хочется писать что-то вроде «Руководитель компании «Фотоальбом» Марк Цукерберг…»
Распространенность языков среди пользователей интернета
ИСТОЧНИК: NEXTWEB
Китайский рынок неисчерпаем
Что в Китае много людей – не новость. Но все же, только посмотрев на темпы роста интернет-аудитории, понимаешь, почему интернет будущего – китайский. Конечно, большая часть жителей Поднебесной живет в бедных сельских районах, многие вместо подписи ставят крестик. В Шанхае или Пекине 70% жителей имеют постоянный доступ в Сеть (больше, чем в российских городах-миллионниках), а среди провинциалов этот показатель составляет только 16%. Но китайское правительство всячески способствует распространению Сети, несмотря на свой авторитарный имидж и систему цензуры. Интернет-кафе в бедных районах появляются как грибы после дождя, да и благосостояние китайцев быстро растет. Поэтому в Boston Consulting Group (BCG) считают именно эти сравнительно неблагополучные районы основным источником новых пользователей интернета. Благодаря им уже в 2015 году число китайцев в интернете превысит 650 млн. В общем, интернет будущего – это Сеть для китайских крестьян. Думаю, им не будет равных в игре «Счастливый фермер».
Рост пользователей интернета в Китае
ИСТОЧНИК: CNNIC, BCG
Интернет-гиганты из Китая
В одной из самых влиятельный венчурных компаний Kleiner Perkins Caufield & Byers (и не только в ней) видят будущее китайского интернет-рынка более чем радужным. Неудивительно – когда они сравнили список 15 самых дорогих интернет-компаний в 2004 году и в 2011 году, оказалось, что рейтинг претерпел заметные изменения. Шесть лет назад в нем была только одна китайская компания – и та на не самом почетном 12-м месте. Сейчас их уже 4, и места у них более почетные – впереди eBay и Yahoo, возглавлявших список 6 лет назад. Другое дело, что по прибыльности они не могут сравниться с большинством соседей по рейтингу. Так что кто-то может сказать, что капитализация у них дутая, спекулятивная. Ну что ж, в Китае не было еще «бума доткомов» с последующим крахом. Пусть будет – китайцев все равно достаточно много, чтоб и после краха надуть еще больший пузырь.
Крупнейшие интернет-компании в 2011 году
ИСТОЧНИК: KLEINER PERKINS CAUFIELD & BYERS
Китайцы сидят в интернете дольше всех
Думаете ваши коллеги, подчиненные или дети торчат в инете слишком долго? Вы еще китайцев не видели. Среднестатистический российский пользователь проводит в Сети 1,7 часа в день. Китайский – 2,7 часа. Сейчас их чуть-чуть опережают по этому показателю только японцы. А к 2015 году, скорей всего, и те останутся позади. В общей сложности жители Поднебесной отдают Сети более миллиарда часов ежедневно. Это больше, чем их соседи по БРИК, США и Япония вместе взятые. Представьте, сколько контента они успевают сгенерировать за это время. А сколько будут генерировать в 2015 году, когда достигнут показателя в 2,35 млрд часов! Особенно, если учесть легендарную китайскую работоспособность. Кстати, интересно, откуда у них время на интернет при том, что они, по общепринятому мнению, только и делают, что вкалывают на полях и фабриках.
Время, проведенное в интернете
ИСТОЧНИК: BCG
Китайцы – лидеры виртуальной экономики
В Китае больше всего «эльфов 80-го уровня», то есть поклонников онлайн-игр. Не так уж это удивительно, учитывая общее число пользователей. Удивительно то, что их больше, чем во всем остальном мире вместе взятом. По крайней мере, так утверждает Всемирный банк, который считает виртуальную экономику в онлайн играх одним из самых перспективных и быстрорастущих рынков. И этот рынок в Поднебесной «окучивают» с поистине китайским размахом. Целая индустрия объединяет артели игроков, которые проводят в каком-нибудь World of Warcraft по 12–18 часов в день, спят и едят прямо в игровых комнатах, получая за это миску риса на обед и еще $150–200 в месяц. Мало того, китайцы додумались сажать за компьютеры заключенных – это выгодней, чем лесоповал, да и приятней. Хотя бедные китайские зэки совмещают WoW с лесоповалом. Такие вот игры... Заработанное виртуальное золото, снаряжение, целых персонажей хозяева артелей с огромной прибылью продают богатеньким европейцам и американцам. Становится понятней, почему это китайцы дольше всех сидят в интернете.
Число платных игроков в онлайн-игры
ИСТОЧНИК: ВСЕМИРНЫЙ БАНК
Китай продвигает свою операционную систему
а самая Baidu, которая входит в список крупнейших интернет-компаний мира, решила повторить успех Google не только в поиске (в Китае Baidu – это поисковая система № 1), но и в создании собственной ОС для мобильных устройств, ориентированной на пользование интернетом и облачными сервисами. За основой ходить далеко не надо – достаточно взять тот же Android. Если к этому добавить интерфейс, который больше всего напоминает iOS, – получится традиционно китайский продукт, то есть компиляция лучших западных идей. Только что запущенная система Yi вряд ли сможет завоевать мир в обозримом будущем. Но успех на китайском рынке ей обеспечен – как когда-то успех системы мгновенных сообщений QQ, которая была скопирована с ICQ. Сейчас больше 600 млн аккаунтов делают QQ, пожалуй, самым популярным мессенжером, а владельца QQ – Tencent – четвертой по капитализации интернет-компанией в мире. В ближайшие годы за пределы Юго-Восточной Азии Yi не выйдет, как и QQ. Но потом... В конце концов, сейчас уже никто не воротит нос от техники, которая «made in China», – потому что другой зачастую просто нет.
Главные в теневом интернете
Практически все последние громкие новости, связанные с атаками хакеров, упоминали так или иначе Китай. Если прежде мы в России гордились сомнительной заслугой – мол, наши хакеры самые крутые в мире – то сейчас про русских хакеров слышно все меньше, а про китайских – все больше. Китайцы очень быстро учатся. И плохому обучаются не медленней, чем хорошему. Известная компания McAfee, специализирующаяся на интернет-безопасности, провела глобальное исследование по взлому 70 сайтов крупнейших компаний и организаций. В своем официальном докладе эксперты постарались избегать конкретики, но источники в компании сообщили прессе, что за атаками стояли китайские хакеры. В Китай уходят корни 30% всех хакерских атак. А почти половина сайтов, зараженных вредоносным ПО, китайские. Именно китайцы взломали аккаунты в Google и устроили панику в США, перегрузив трафиком крупнейшего американского интернет-провайдера. В общем, пока захват китайцами интернета в целом остается делом будущего, пусть и самого близкого, но темная сторона Сети уже в их руках.