Разъяснения по вопросам расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее Методические указания), утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. № 20-э/2, и их применения
Руководителям органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области
государственного регулирования тарифов
В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, субъектов регулирования и потребителей по вопросам расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее Методические указания), утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. № 20-э/2, и их применения, ФСТ России разъясняет следующее.
1. Отдельные понятия, используемые в Методических указаниях
Под заявленной (договорной) мощностью в Методических указаниях ФСТ России рассматривает наибольшую получасовую электрическую мощность, которую потребитель обязуется ежедневно не превышать в часы максимальной нагрузки энергосистемы. Величина заявленной (договорной) мощности, как правило, устанавливается на год с помесячной разбивкой и отражается в договоре.
Часы максимальной нагрузки для субъекта Российской Федерации устанавливает Системный оператор.
Под заявленной (расчетной) мощностью, используемой в таблице № П1.6, являющейся приложением к Методическим указаниям, ФСТ России рассматривает мощность, величина которой определяется расчетным путем. Данная величина используется для потребителей, которые рассчитываются по одноставочному тарифу и в договоре энергоснабжения с этими потребителями “заявленная мощность” не указывается.
Под присоединенной мощностью потребителя ФСТ России рассматривает суммарную мощность присоединенных к электрической сети трансформаторов потребителя, преобразующих энергию на рабочее (непосредственно питающее токоприемники) напряжение, и электродвигателей напряжением выше 1000 В. В тех случаях, когда питание электроустановок потребителей производится от трансформаторов или низковольтных сетей энергоснабжающей организации, за “присоединенную мощность” потребителя принимается разрешенная к использованию мощность, размер которой устанавливается энергоснабжающей организацией.
Максимум нагрузки энергоустановки (группы энергоустановок) или максимум нагрузки в Методических указаниях рассматривается в соответствии с ГОСТ 19431-84 как наибольшее значение нагрузки энергоустановки потребителя (группы энергоустановок) за установленный интервал времени (сутки, неделя, месяц, год).
На основании пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 854 “Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике” контрольные измерения значений передаваемой мощности, нагрузок на объектах электроэнергетики производятся всеми субъектами электроэнергетики не реже 2 раз в год – в 3-ю среду июня и декабря .
Годовой совмещенный максимум графика электрической нагрузки ОЭС рассматривается как совокупность данных, полученных при замерах, произведенных в режимный день в декабре.
Число часов использования заявленной мощности при отнесении потребителей к тарифной группе «Базовые потребители» - отношение фактического годового объема потребления электроэнергии к фактической мощности в часы максимальных нагрузок, определенной в соответствии с замерами в зимний режимный день по данному потребителю.
2. Повышение заявленной мощности для базовых потребителей
В соответствии с п.27 Методических указаний при обращении регионального регулирующего органа о повышении значения заявленной мощности потребителей в целях отнесения их к 1 группе «Базовые потребители» рекомендуется представлять обоснование по прилагаемой к письму таблице.
При этом в таблице в графе « 2004 год факт» указываются следующие данные:
в графе N заявл – зафиксированная мощностиь в зимний режимный день;
годовое число часов использования заявленной мощности:
при наличии учета– фактические данные по показаниям АСКУЭ или иных приборов, при их отсутствии – как результат от деления фактического годового потребления электроэнергии на N заявл..
Представленные данные рекомендуется заверить в энергосбыте.
К таблице рекомендуется прикладывать пояснительную записку с обоснованием необходимости изменения заявленной мощности.
3. Об оплате электроэнергии членами садоводческих обществ и содержании принадлежащего им имущества.
Оплата потребленной электроэнергии членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан производится по тарифам, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, для городского населения.
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15.04.98 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электроэнергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации окончательное решение об установлении тарифов принимает орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В случае, если энергоснабжающая организация производит поставку электроэнергии до каждого гражданина – члена садоводческого товарищества, то независимо от способа учета потребленной энергии (по общему счетчику или на основании показаний индивидуальных приборов учета), граница раздела с каждым потребителем (гражданином) проходит на изоляторе на входе в дом. Оплата потребленной электроэнергии производится по тарифу для населения. В этой связи, поскольку энергоснабжающая организация (ЭСО) до общего счетчика поставляет электроэнергию по своим сетям, а от общего счетчика до изолятора на входе в дом каждого гражданина по сетям садоводческого товарищества, то ЭСО должна возместить садоводческому товариществу расходы по передаче электроэнергии, поставляемой по их сетям, которые включаются в тариф для этой ЭСО.
Расходы на техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты, периодические испытания электроустановок и линий, обучение и аттестацию персонала, содержание персонала, обслуживающего электроустановки, оплачиваются за счет средств, взимаемых с членов садоводческих обществ, и в тариф сетевой организации (ЭСО) не включаются, так как согласно ст.210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии. Таким образом вышеуказанные садоводческие объединения граждан содержание и обслуживание принадлежащих им электрических сетей и трансформаторов, а также оплату в них потерь электроэнергии должны производить за счет членов такого садоводческого объединения.
Порядок и условия оплаты определяются сторонами в договоре.
4. Об оплате электроэнергии воинскими частями, исправительно-трудовыми учреждениями и иными бюджетными организациями, с жилыми зонами.
Согласно п.27 Методических указаний для воинских частей, исправительно-трудовых учреждений и иных бюджетных организаций, с жилыми зонами при них, применяется тариф для бюджетных потребителей, входящих в группу “прочие потребители”.
Поскольку солдатские казармы, летние полевые лагеря, жилые помещения военно-учебных заведений, исправительно-трудовых учреждений, лагерей и других мест компактного временного и постоянного проживания контингента, входят в состав вышеуказанных организаций и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов, то оплата потребляемой ими электроэнергии, производится по тарифной группе “прочие потребители”.
Вместе с тем, для жилых зон при этих организациях (жилые дома, общежития, в которых проживает обслуживающий персонал, работники, их семьи и т.д.), может быть применен тариф, установленный для группы “население”, при условии установления раздельного учета на указанные объекты.
5. О применении коэффициента 0.7 к тарифу на электроэнергию
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 г. № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением», понижающий коэффициент 0,7 применяется при установлении тарифа на электроэнергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке или стационарными электроплитами, или электроотопительными установками, или обоими видами электроустройств в совокупности.
В случае, если многоквартирный дом газифицирован в соответствии с нормами проектирования, а квартира оборудована в индивидуальном порядке стационарной электроплитой, или иными электроустановками для приготовления пищи, то решение об оплате гражданином, проживающим в данной квартире, использованной электроэнергии с понижающим коэффициентом 0,7 к тарифу должен принимать соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Официальная позиция ФСТ России относительно применения понижающего коэффициента 0,7 к тарифу на электроэнергию для населения изложена в информационном письме ФСТ России от 30.12.2004 г. № СН-2849/13, размещенного на электронном сайте ФСТ России wwwfstrf.ru.
6. Тарифы на услуги по наружному освещению
Услуги по наружному освещению (в т. ч. составляющая этих услуг по передаче электроэнергии по распределительным сетям наружного освещения) в соответствии с действующим законодательством не подлежат государственному регулированию. Расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей наружного освещения и т. п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения.
7. О нормативах потерь электроэнергии, учитываемых при расчете тарифов
В настоящее время вопросы нормативных (технологических) потерь электроэнергии в компетенцию ФСТ России не входят.
В соответствии с положением о Минпромэнерго России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации» полномочия по утверждению нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии возложены на Минпромэнерго России.
Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации во исполнение п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 и п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 разработана и приказом от 03 февраля 2005 года № 21 утверждена Методика расчета нормативных (технологических) потерь электроэнергии в электрических сетях.
Исходя из вышеизложенного, по вопросам применения указанной Методики, расчету и утверждению нормативов потерь, учитываемых при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2006 год, необходимо обращаться в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.
8. Об оплате услуг по передаче электроэнергии по внутридомовым сетям и затрат на их содержание.
Согласно п. 2 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, если границы раздела между общедомовыми и внутриквартирными сетями проходят по этажным щиткам, то энергоснабжающая организация должна обеспечивать содержание данных щитков и приборов учета электроэнергии.
Согласно п. 3 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 г. № 89, расходы по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, расходы по ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, должны учитываться в стоимости содержания и ремонта жилья.
Вопрос о компенсации затрат по содержанию внутридомовых сетей должен решаться сторонами (владельцем сетей и энергоснабжающей организацией) в договоре.
9. Об оплате услуг по передаче электроэнергии потребителем, подключенным к шинам генераторного напряжения электростанции (применение пункта 55 Методических указаний).
При поставке по договору всего объема электроэнергии с оптового рынка к потребителю, подключенному к шинам распределительного устройства электростанции, пункт 55 Методических указаний не применяется. В этом случае потребитель должен оплачивать услуги по передаче.
В случае поставки указанному потребителю с оптового рынка только части объема электропотребления, в отношении оставшейся части, получаемой им по договору энергоснабжения, заключенному на розничном рынке, распространяется действие вышеуказанного пункта Методики потребительского рынка.
10. Оплата химочищенной воды
Химочищенная вода относится к затратам по статье «сырье, основные и вспомогательные материалы», используемые при производстве тепловой энергии.
В соответствии с п.60 Методических указаний, расчет тарифов на отпускаемую тепловую энергию основывается на полном возврате потребителями теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Поэтому затраты на подготовку подпиточной воды (обессоленной, горячей химочищенной воды), в связи с невозвратом конденсата или химочищенной воды из систем ГВС, в тарифе на тепловую энергию не должны учитываться. Потребитель должен оплачивать расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды. Цена на химочищенную воду должна учитывать стоимость покупки питьевой (или свежей технической) воды по утвержденным в установленном порядке ценам и оплату химводоочистки по договорным ценам.
Если стороны не согласны на договорные цены, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов может выступить в качестве эксперта в определении цены, но не может ее устанавливать своим решением.
11. Расчет расходов на оплату труда (таблица № 1.16)
При определении согласно таблице № 1.16 Методических указаний расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку,, пунктом 3.1. указанной таблицы предусматривается включение в себестоимость расходов на льготный проезд к месту отдыха.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и заключенным Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» и Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2005-2006 годы (далее – ОТС), являющееся правовым актом (зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости 17 февраля 2005 года регистрационный номер № 1/05-06) предоставление указанной льготы не предусматривается.
Вместе с тем, согласно п.6.5 указанного Отраслевого соглашения организации, исходя из финансовых возможностей, могут предусматривать дополнительно иные льготы, кроме перечисленных, в том числе и льготный проезд к месту отдыха. В случае принятия такого решения эта льгота выплачивается из прибыли.
И.о. руководителя Д.А.Сальков