Расчетно-кассовые операции в СНТ
Банковские операции в садоводческом товариществе
Учёт денежных средств в садоводческом товариществе организуется и ведётся с учётом требований документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта и указаний Центробанка Российской Федерации.
Как юридическое лицо, садоводческое товарищество имеет право открывать расчётные и иные счета в кредитных организациях (банках).
В настоящее время порядок безналичных расчётов регулируется Положением о безналичных расчётах в Российской Федерации, утверждённым Банком России 3 октября 2002 г. № 2-П. Указанное Положение регулирует осуществление безналичных расчётов между юридическими лицами в валюте РФ и на её территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчётных документов.
Для осуществления безналичных расчётов организация заключает договор банковского счёта с кредитным учреждением. В этом договоре должно быть предусмотрено, что банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счёт, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счёта и проведении других операций по счёту.
При заключении договора банковского счёта организации открывается счёт в банке на условиях, согласованных сторонами. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счёт на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Банк не вправе отказать в открытии счёта, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией).
Для открытия расчётного счёта организация обязана подготовить и представить в уполномоченный банк следующие документы:
заявление на открытие счёта установленного образца;
нотариально заверенные копии учредительных документов;
справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
справки о постановке на учёт в государственных внебюджетных фондах;
карточку с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации.
Карточка должна быть нотариально заверена.
В общем случае списание денежных средств со счёта осуществляется банком на основании распоряжения клиента (ст. 854 ГК РФ). Однако п. 2 указанной статьи предусматривает возможность списания денежных средств, находящихся на счёте, без распоряжения клиента по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчётных документов. Расчётный документ представляет собой эквивалент платёжного документа, оформленный на бумажном носителе или в установленных случаях в электронном виде, и содержит:
распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счёта и их перечислении на счёт получателя средств;
распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счёта плательщика и перечисление на счёт, указанный получателем средств (взыскателем). Основным документом, на основании которого производится списание денежных средств с расчётного счёта организации, является платежное поручение.
В соответствии с п. 2.10 Положения № 2-П платёжное поручение должно содержать следующие реквизиты (с учётом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчётов):
наименование расчётного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
номер расчётного документа, число, месяц и год его выписки;
вид платежа;
наименование плательщика, номер его счёта, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счёта или субсчёта;
наименование получателя средств, номер его счёта, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчётном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчётных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения № 2-П;
сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
очерёдность платежа;
вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учёта в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории РФ;
подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчётных документах не допускаются.
Пунктами 2.12 - 2.14 Положения № 2-П установлено, что "расчётные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Расчётные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчётов. Все экземпляры расчётного документа должны быть заполнены идентично. Второй и последующие экземпляры расчётных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин. Расчётные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчётные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати".
Учёт операций по расчётному счёту ведётся на счёте 51 "Расчётные счета".
В бухгалтерском учёте отражение операций по расчётному счёту осуществляется следующим образом:
Дебет 51 Кредит 86
- поступили на расчётный счёт суммы целевого финансирования;
Дебет 51 Кредит 50
- внесены на расчётный счёт остатки наличных средств;
Дебет 60 Кредит 51
- перечислено поставщику товаров (работ, услуг);
Дебет 76 Кредит 51
- произведены расчёты с иными кредиторами;
Дебет 68 "Расчёты по налогам и сборам" Кредит 51
- уплачены с расчётного счёта налоги и сборы.
Аналитический учёт по счёту 51 "Расчётные счёта" ведётся по каждому расчётному счёту. Синтетический учёт ведётся в журнале-ордере № 2 (при применении журнально-ордерной формы учёта). Журнал-ордер № 2 состоит непосредственно из самого журнала-ордера № 2 для учёта операций по кредиту счёта 51 "Расчётные счета" и ведомости № 2 для учёта операций по дебету счёта 51 "Расчётные счета"