Россия | 30.08.2011

Сам себе бухгалтер: московские школы переходят на новую систему финансирования

http://www.dw-world.de/image/0,,2153000_4,00.jpg
С нового учебного года школы будут работать по новой схеме

Финансовая закрытость школ остается одной из главных проблем в системе российского образования. Чтобы решить ее, власти решили заключить со школами договор: больше денег и финансовая автономия в обмен на открытость.

С 1 сентября многие московские школы начнут работать по новым стандартам, предполагающим большую самостоятельность в распределении средств, получаемых из бюджета. Размер выплат при этом увеличится. Чиновники надеются, что новая система мотивирует школы к большей открытости и более высокому качеству преподавания.

Кому была выгодна "недофинансированность"

Прежняя схема финансирования создавала дискриминационные условия для многих школ: в то время как одни получали от государства 50 тысяч рублей на ученика в год, другим выделялось 120 тысяч. В результате директора были вынуждены искать помощи у родителей. С одной стороны, это была вынужденная мера, с другой - она давала большой простор для утаивания средств.

Возможность заработать появлялась и у специальных фондов, нередко так или иначе связанных с администрацией школ. Поскольку родительские средства должны были непременно перечисляться в безналичном виде на банковские счета, а школа, как правило, не имела специалистов с финансовым образованием, эти функции передавались на аутсорсинг. Как рассказал Deutsche Welle пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов, фонды зачастую обслуживали от 20 до 30 школ и брали за свои услуги минимум 20 процентов от перечисленных сумм.

Как возникла новая схема

http://www.dw-world.de/image/0,,5999434_4,00.jpg
Школы призывают к большей открытости

В прошлом году государство признало факт недостаточного финансирования школьных учреждений. Так родился пилотный проект, к которому в наступающем учебном году присоединится большинство московских школ. "Если раньше чиновники не доверяли школе и сами определяли, сколько денег пойдет на зарплату, а сколько на другие нужды, то теперь мы отдаем школе все единым пакетом, и она сама решает, на что потратит эти деньги", - говорит Гаврилов.

Казалось бы, поле для нецелесообразного расходования увеличивается, однако, по его словам, новая система предусматривает более тщательный контроль. При школах создаются управляющие советы, в которые входят родители, учителя, ученики и администрация. Одна из функций совета - "согласование смет бюджетного финансирования и расходования средств". Таким образом, по замыслу авторов проекта, родители должны получать полное представление о движении денежных потоков.

Добровольная финансовая прозрачность

Еще одно требование заключается в том, чтобы все образовательные учреждения выкладывали финансовые отчеты на своих сайтах. Впрочем, как признает представитель департамента образования, "пока они очень неохотно идут на это ", а требование о раскрытии информации ни в каком нормативном акте не закреплено. "Мы не хотим кого-то ломать, хотим, чтобы поменялось сознание людей", - объясняет Александр Гаврилов.

Сознание пока меняется с трудом. Директора нескольких школ, к которым обратился корреспондент Deutsche Welle, наотрез отказались обсуждать свои финансовые дела. Еще один директор, пожелавший остаться неназванным, заверил, что реальное движение денег - строжайшая тайна. Наиболее охотно о новой системе говорят те руководители школ, в которых и до сих пор, благодаря наличию собственного бухгалтера, финансовые темы не были закрытыми. Так, директор школы №1167 Наталья Милованова рассказала Deutsche Welle, что публичные отчеты на их сайте выкладываются уже давно, а свой бухгалтер у школы имеется с 1991 года.

От чего будет зависеть зарплата

http://www.dw-world.de/image/0,,4881082_4,00.jpg
Учителей попытаются мотивировать с помощью зарплат

Иметь собственного бухгалтера сегодня становится полезно еще и для того, чтобы не допустить паники и путаницы в зарплатах, которые с этого года также начнут выплачиваться по новой системе. "Наша бухгалтер к педсовету в преддверии 1 сентября сделала для всех учителей распечатки, из которых стало видно, как изменятся их зарплаты", - рассказала Наталья Милованова.

Зарплата учителя будет состоять из двух частей: базовой и стимулирующей. Базовая рассчитывается исходя из нагрузки и стажа, стимулирующая - устанавливается при участии управляющего совета и в идеале должна составлять около 30 процентов от общей суммы. Некоторые эксперты высказывают опасения относительно объективности параметров, по которым будет высчитываться стимулирующая часть. "До сих пор нет ясных критериев, от чего будет зависеть зарплата учителя", - говорит уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.

Учителей кровно заинтересуют

В департаменте образования парируют, что критерии очевидны: родители сами прекрасно знают, какой из учителей лучше или хуже справляется со своими задачами. Отныне преподаватель получит стимул работать качественно по двум причинам: во-первых, от этого будет зависеть его личная премия, во-вторых, - имидж школы в целом, а значит и приток новых учеников. От их числа, в свою очередь, зависит объем средств, выделяемых из бюджета.

"По старой системе школа никак не была заинтересована в привлечении детей и повышении качества преподавания. Теперь это ее кровный интерес", - заключает представитель департамента образования. Директор школы №1167 уверена, что эксперимент, который сейчас проводится, будет определять развитие российского образования в ближайшие десятилетия. "Мы всегда хотели самостоятельности. Сейчас нам такую возможность дают", - говорит она.

Автор: Евлалия Самедова
Редактор: Юлия Сеткова

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15352101,00.html