Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ЦЕЛИЛИСЬ В КОММУНИЗМ, А ПОПАЛИ В РОССИЮ ... » Российская система здравоохранения прошла «точку невозврата» Квоты на


Российская система здравоохранения прошла «точку невозврата» Квоты на

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Российская система здравоохранения прошла «точку невозврата»

Квоты на сложное лечение в федеральных и областных больницах практически исчерпаны в середине года

Давид Мелик-Гусейнов

http://slon.ru/images2/blog_photo_15/med/RIAN_00503232_420.jpg
Фото: РИА-Новости

У летчиков есть понятие «точка невозврата». В случае какой-либо внештатной ситуации пилот в этой точке принимает решение о том, лететь ли дальше или возвращаться в ближайший аэропорт. Российская система здравоохранения, унаследовавшая из советских времен базовый принцип своего существования, сегодня находится в подобной точке невозврата. И теперь перед нами стоит выбор: вернуться к советской системе здравоохранения или начать оперативно строить новую.

Читатель может меня упрекнуть в том, что ничего плохого в советской системе нет, что СССР был по всем демографическим и нозологическим показателям в числе лучших стран мира. Я соглашусь с этим. Более того, система диагностики, диспансеризации, пусть примитивно развитые, но были вменены в обязательные стандарты обслуживания населения. Добавим к этим гарантиям еще и социальный статус работников здравоохранения. Их государственные заработные платы были вполне сопоставимы с другими специальностями, быть врачом было престижно и финансово интересно.

Вернуть советскую систему сейчас будет не так-то и просто. Поднимите зарплаты врачей до среднерыночных, запустите «хорошо забытые» программы диспансеризации, требующие уже сегодня совершенно другого класса оборудования и специалистов. И окажется, что современное здравоохранение с годовым финансированием в 1 трлн 200 млрд руб должно получить как минимум в три раза больше средств (более детальные расчеты проводились исследовательским центром ГУ-ВШЭ и Cegedim Strategic Data). Вопрос, где взять эти недостающие триллионы? Урезать что-либо в финансировании, в бюджете или взять в долг? Думаю, ни то, ни другое полноценно и быстро реализовать не получится.

Остается одно решение – строить новую систему здравоохранения, как бы революционно или амбициозно это не казалось. Строить быстро и оптимально.
Почему мы должны торопиться? Потому что «точка невозврата» нами уже пройдена. Взятые на себя социальные обязательства государством полноценно не выполняются. Государство как основной распорядитель финансовых потоков в системе здравоохранения с одной стороны и как политический институт с другой, на мой взгляд, переиграло само себя.

Политическая воля обязывает оказывать качественное лечение, предоставлять пациентам, если потребуется, высокотехнологичную помощь… Но что мы видим на практике? По информации, которую приводят экспертные организации, в августе месяце текущего года более 80% средств, выделяемых государством, в частности, на высокотехнологичную помощь, уже были израсходованы. То есть заветные квоты на лечение в федеральных и областных больницах практически исчерпаны в середине года.

Уверен, что в преддверии важнейших политических событий деньги, как это у нас водится, найдутся. Но это решение не будет носить системного характера. «Ручное управление» отраслью всегда чревато ошибками человеческого фактора. Напрашивается все то же сравнение с самолетом, где большая часть аварий происходит по причине ошибок пилотов.

Ну а теперь немного конкретики о том, что, на мой взгляд, стоит делать в экстренном порядке:

Во-первых, необходимо наладить процесс сбора статистики. Вы спросите, причем здесь статистика? Она тут играет важнейшую роль. На проблему нехватки все тех же квот на высокотехнологичную медицинскую помощь отраслевое министерство отвечает, что квоты преждевременно заканчиваются из-за того, что в больницы за получением помощи с каждым годом обращаются все больше граждан. То есть прогнозирование как важнейшая опция в государственном аппарате отсутствует. Как можно сделать качественный прогноз на том, что полноценно не исследуется, не анализируется, и, самое главное, не делаются конкретные выводы и рекомендации. Меня лично до сих пор шокируют официальные цифры по больным туберкулезом в России. Больных насчитывается порядка 380 000 человек. По неофициальной статистике их более 1,5 млн. Делайте вывод сами, уважаемые читатели. Скажу одно, что по качеству статистики в здравоохранении мы выглядим как страны Африки. Важно в кратчайшие сроки провести санацию всех имеющихся ресурсов системы здравоохранения. Все должно быть посчитано и валидировано. Не берусь никого осуждать, но государство до сих пор не знает, каким количеством врачей и коек в госпиталях оно располагает, какие имеет остатки лекарств и сколько запасов находятся на государственных складах и т.д. Еще раз подчеркну, что такая статистика есть в России, но она носит статус неофициальной. Ею пользуются представители бизнес-структур, обслуживающих систему здравоохранения, – фармкомпании, инвесторы и т.д.

Во-вторых, следует оптимизировать существующие расходы на здравоохранение. Эксперты отрасли оценивают нецелевое использование ресурсов, в том числе финансовых, в размере 35% от общего их объема. То есть 35% денежных средств расходуются не оптимально. Простой пример с лекарствами. В стране параллельно существуют две программы лекарственного обеспечения: Федеральная программа «Обеспечение необходимыми лекарственными средствами» ОНЛС (в прошлом более известная аббревиатура ДЛО) и региональные программы, существующие в рамках Постановления правительства №890. Люди, имеющие право на бесплатные лекарства, отказываются от федеральной программы и за это получают денежную компенсацию в размере более 500 руб. к своим пенсиям. Из 17 млн человек, имеющих право на бесплатные лекарства, всего 4 млн их получают. Все остальные – выбрали деньги! А как же лечатся эти люди? Они получают лекарства в рамках второй программы, согласно Постановлению №890. То есть и деньги получают, и лекарства, а еще и в больницу ложатся, получить те же самые медикаменты и, зачастую, просто поесть. Не подумайте, что я обвиняю этих несчастных инвалидов и социально незащищенных людей. У них другого выбора быть не может. Они пытаются хоть как-то улучшить свое и без того сложное положение. Вывод, который я пытаюсь донести, что система работает неправильно. Сейчас активно идет обсуждение вопроса имплементации страховых схем. Быстрее бы шли эти процессы!

В-третьих, стоит утвердить генеральный план развития системы здравоохранения. Несколько лет вяло обсуждается ключевой документ развития отрасли – стратегия «Здраво 2020». До сих пор официально документ не принят. Участники отрасли до конца не могут понять, какую же систему мы все с вами строим.

Ну, и в-четвертых, из области фантастики. Искоренить коррупцию. Логично предположить, что та степень коррупции, которая есть сегодня, будет увеличиваться пропорционально увеличивающемуся финансированию.

Резюмируя все вышесказанное, хочу отметить, что реформы нам не избежать. Она будет болезненная и сложная в восприятии населения. Но идти дальше – жизненная необходимость. Дорогу осилит идущий. В нашем случае, идти уже поздно. Надо лететь! Тем более, что «точка невозврата» уже позади.

http://slon.ru/articles/653136/

0

2

Система здравоохранения больше не лечит сложных больных. В чем дело?

Очередной провал в медицине, и какая она должна быть: платная, бесплатная или по страховке?

Павел Воробьев

Закон об основах здравоохранения принимать не стали – отложили 2-е чтение. Под давлением общественности. Едва ли не впервые в новейшей истории. Праздновать бы победу, но нет никакого желания. Вновь и вновь приходят вести о поражениях в системе здравоохранения. Бодрые рапорты руководства и сплошные провалы. Вот очередной: к середине года исчерпались квоты на лечение сложных больных. А ведь их размер еще и уменьшили в конце 2010 г. Была попытка исключить многие тяжелые редкие заболевания из списка, финансируемого государством в рамках квот. Удалось что-то «отбить».

Больные ВИЧ-инфекцией громко задают резонный вопрос: почему огромные средства затрачены на лекарства и ни копейки – на необходимые для адекватной терапии диагностические тесты. Впрочем, эта ситуация не нова: по так называемой программе 7 нозологий деньги отпускаются только на лекарства и ни гроша – на диагностику. Дорогостоящая диагностика ведется, в том числе, за счет средств фармацевтических компаний, этими самыми жизнеспасающими лекарствами торгующими. Это не обвинения – это сумбур, отсутствие какого бы то ни было порядка в здравоохранении: правая рука не знает, что делает левая.

Еще несколько лет назад говорили о том, что здравоохранение тонет, – сегодня оно утонуло в точном соответствие с прогнозом. Нет врачей, разваливается первичное амбулаторное звено, нет доступных лекарств, нет доступных современных технологий. Растущая информированность населения приводит к быстрому – в разы – росту потребности в новых технологиях. Плохая экология, отвратительная еда, повальное пьянство и курение, массовая, поощряемая государством наркомания – все это увеличивает потребности населения в медицине.

Но главное – чего нет – нет понимания того, к какому берегу плыть и каким стилем. Такое впечатление, что государство наше выступает в роли боцмана, кричащего: «Спасайся, кто может». Не фигурально – буквально. Нет средств на орфанные – редко применяемые – лекарства? – обращайтесь к благотворителям. Даже эту норму пытались в законе просунуть. Квоты кончились – опять туда, к благотворителям. Вместо того, чтобы построить систему финансирования, что ожидалось от министра-финансиста. Здесь способности привязаны оказались к распилу бюджета и его экономии. Это самое важное – экономия! Бодро об этом рапортуем. А то, что втридорога покупаются компьютерные томографы, – не к тем вопрос.

Нет у нас концепции развития здравоохранения в целом и медицины в частности. Ни на краткосрочную, ни на долгосрочную перспективу. Кто-то – высоколобые экономисты – тащит одеяло в платную сторону: платная медицина нас спасет. Не спасет, денег у людей нет за болезни платить, а когда человек заболевает, деньги и вовсе кончаются. Кто-то говорит: back in USSR – даешь все бесплатно и всем сестрам по серьгам. Но так не было хорошо, бесплатно было убого, даже сейчас, пожалуй, лучше.

Вопрос бесплатности тесно увязан с вопросом схем финансирования: если платит страховка – тремя руками «за», если возврат к бюджетной системе – всеми ногами «против». Не работает бюджетная схема. Деньги должны «приходить» за больным (кстати, этот принцип реализован в системе квотирования и в «родовом сертификате»). Тогда провайдеры медицинской помощи буду стремиться, чтобы у них было побольше больных. Будут подтягивать качество. Да и страховка оплачивать должна медицинскую помощь дифференцировано – за плохую нужна система штрафов. А плохая/неплохая – это определит система стандартов, индикация качества. Без этих принципов – никуда.

Еще концептуальный вопрос: кто оказывает медицинскую помощь. Ответ очевиден – медики. Врачи, сестры. А если на дороге – то вроде все водители должны? А они право имеют? А полицейские или пожарные, специалисты МЧС – имеют право, если они не медики? Вопрос, провисший в стране. В мире все они имеют статус парамедиков, проходят обучение, получают соответствующие сертификаты. И ставят капельницы, и шинируют переломы, и проводят искусственную вентиляцию легких, если надо. А у нас нет таких людей как класса.

Это просто примеры. Примеры того, что должно быть решено концептуально. И еще – должен быть консенсус. Не только внутри медицинского сообщества, но и с чиновниками, народом. Помощь медицинская для человека, а не человек для медицинской помощи. Это – тоже концептуально.

А уж затем закон писать. Да и переделать концепцию в закон проще.

http://slon.ru/articles/658560/

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ЦЕЛИЛИСЬ В КОММУНИЗМ, А ПОПАЛИ В РОССИЮ ... » Российская система здравоохранения прошла «точку невозврата» Квоты на