Автомобиль | 31.08.2010
Дома готовятся к путешествиям
Автодом размера XXL на ярмарке в Дюссельдорфе
Дом на колесах за полтора миллиона евро, домики-прицепы для велосипедов, дома-автобусы - все это и еще многое для поездок "в доме" можно увидеть в Дюссельдорфе на ярмарке Caravan Salon, в которой участвуют 580 фирм.
Романтика дальних странствий и домашний уют - понятия несовместимые, если у вас нет... дома на колесах. А выбор этих домов, как и выбор маршрутов для таких путешествий, безграничен и становится с каждым годом все шире. 580 фирм собрались на традиционную выставку-ярмарку Caravaning, которая до 5 сентября проходит в Дюссельдорфе. "Караваном" немцы называют домик-прицеп, который еще величают дачей-прицепом. А слово Caravaning маркетологи выдумали для описания всего комплекса "товаров" и услуг для тех, кто хочет, путешествуя, чувствовать себя как дома.
Caravan Salon - Caravan Salon - "Мекка" любителей кемпинга
Таких любителей сейчас в Германии около четырех миллионов. В их распоряжении более трех тысяч кемпингов (парковок со всеми удобствами) и примерно полтора миллиона домиков на колесах. В Европе в целом - около шести миллионов мобильных жилищ. Точных цифр не существует, поскольку в зависимости от типа базового автомобиля, он может быть зарегистрирован и как грузовик, и как автобус, и как автодом. Кроме того, многие предпочитают не свои "колесные дачи" покупать, а брать их на прокат. Ведь снимать можно самые современные и дорогие мобильные дома, покупка которых подавляющему числу любителей караванинга не по карману.
Caravaning 2010
Кризис для "домостроителей" закончился. Если в 2008 году у них был спад (около 15 процентов), то в прошлом и нынешнем годах вновь наблюдается частичный подъем. Частичный, потому что растет (на 4,3 процента) спрос на "жилые автобусы" (автодома), но продолжается спад спроса (на 4,4 процента) на "жилые прицепы".
Домик для участников ралли
Преимущество "жилого автобуса" в том, что путешественник как улитка, всегда возит с собой весь дом. Все под одной крышей: кухня, туалет, душ, нередко велосипеды или мотоцикл, а у некоторых даже гараж с легковым автомобилем. В эту же группу можно отнести и микроавтобусы, используемые в повседневной жизни, например для поездок на работу и в магазины, но оборудованные всем необходимым для дальних путешествий. Еще один аргумент в пользу автодомов: в Германии, например, припарковывать их можно там же, где и обычные автомобили. А вот с прицепами-дачами дело обстоит сложнее - для них нужно снимать парковочное место, которое обходится в среднем в 30 евро в месяц. Оставлять их на улице без автомобиля можно лишь на две недели. Если срок превышен - прицеп эвакуируют. Еще один недостаток прицепов - в них запрещено находиться во время движения.
Все свое вожу с собой
С другой стороны, дачи-прицепы привлекают тем, что дают больше мобильности. Домик доставляется к месту стоянки машиной. Там он "отстыковывается", и машину можно использовать как нормальное транспортное средство. Причем, и здесь есть два варианта: домик-прицеп и домик, который "ездит" на базовом автомобиле. Обычно в качестве базы используется пикап (Toyota, Nissan, Tata - все зависит от ваших финансовых возможностей). На его кузове закреплен домик, имеющий выдвижные опоры. На парковке домик стоит на этих "ногах", а пикап может въезжать под него и выезжать по мере надобности.
Handmade in Germany
"Ручная работа - сделано в Германии". Такая рекламная надпись мне попалась на одном из стендов. Присмотревшись, начинаешь понимать, почему дома на колесах не могут собирать роботы: внутреннее пространство салона использовано, как минимум, на 200 процентов. Совсем как в космическом корабле - на счету каждый сантиметр площади пола, стен и даже потолка.
VW Caddy оборудован и местами для сна, и кухонькой, но может использоваться и для поездок на работу
Например, кресла водителя и пассажира во время стоянки разворачиваются внутрь машины и становятся креслами для отдыха, придвинутыми к обеденному столу. На ночь этот стол опускается и вкупе с креслами создает общее пространство, которое становится удобной постелью.
Интерьеры современных автодомов соответствуют любым запросам
Все популярнее пневматическая или электрическая конструкция, которая днем специальными механизмами прижимает постель к потолку, освобождая пространство внутри салона для перевозки, например, велосипедов или крупного багажа. Благодаря этому постель может быть теперь и над рабочим столом, и над плитой. Космически сложно устроен типичный санузел автокемпера. Это замкнутая (как в самолете) конструкция, которой можно пользоваться, не загрязняя окружающую среду, и на стоянке, и даже в пути, хотя последнее и запрещено правилами дорожного движения.
Дешево и недешево
Отдых в кемпинге в своем домике на колесах по-прежнему можно считать относительно дешевым (по немецким понятиям). Так за сутки пользования стоянкой на кемпинге надо отдать в Германии не менее 20 евро. За это получаешь и подключение к электросети, и к водопроводу, и к канализации. В 2009 году в Германии за это было заплачено в общей сложности более 3 млрд евро. Сумма расходов, связанных с дорогой (без стоянок), достигла 4 млрд.
В таких автодомах могут путешествовать и ночевать до 6 человек
Новый домик-автобус стоит не меньше 30 тысяч евро; прицеп к автомобилю - от 6 тысяч (самые дешевые - без туалета и душа, но со спальными местами для 2-3 человек и маленькой кухонькой); жилой прицеп к велосипеду (новинка сезона) - в пределах двух-трех тысяч; домик на базе пикапа Tata стоит 25 тысяч, на базе Toyota - не менее 40 тысяч. Цена растет по мере увеличения размера дома и его наполнения техникой.
Рекордом этой выставки стал дом на базе седельного тягача с прицепом стоимостью около полутора миллионов евро. Внутреннее пространство виллы на колесах щедро разбито на несколько комнат, в задней части вагона расположился гараж для легкового авто, на крыше - терраса с джакузи. Местные европейские дороги для такого крейсера, конечно тесноваты, но в Америке, или Австралии он придется "ко двору".
Любовь к природе становится активной
Любовь к природе изначально была определяющей чертой "караванинга". Но от созерцательной, пассивной любви к природе, нынешние владельцы автодомов перешли к "активной".
Самый маленький в мире автодом, установленный на трехколесном мотороллере Piaggio
Широко применяются солнечные батареи, например, в форме жалюзей на окнах. До 1 кВт электроэнергии может дать небольшой ветрячок, укрепляемый над домиком во время стоянки. Все чаще для производства тока на борту используется энергия торможения. Во имя снижения расхода топлива автокемперы становятся все легче. Это, ко всему прочему, позволяет использовать в качестве тягача для жилых прицепов самые обыкновенные легковые автомобили.
Автор: Виктор Агаев
Редактор: Глеб Гаврик
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5956983,00.html