Средний возраст учителей в России вырос на 42%

10:32 Надежда Гурина

http://pics.rbcdaily.ru/rbcdaily_pics/uniora/878/288/01/9810fe6a97beaa46cafe8d714d096a36_150x200.jpeg

Учителя в России продолжают «стареть». Если в 80-ых средний возраст педагога составлял 35 лет, то на рубеже 2000-ых эта цифра поднялась до 50. Такую статистику привела в рамках форума «Умная школа», его организатор - известная телеведущая Тина Канделаки.

Свое выступление Тина Канделаки начала с тревожной статистики:  в России почти в шесть раз сократилось количество абитуриентов на место в педагогические вузы: с 17,7 человек до 3. Благосостояние же учителей Тина перевела в колбасу: в 80-е средняя зарплата педагога позволял приобрести 61 кг, к 90-ым эта цифра сократилась до 9 кг, однако к 2000-ым количество колбасы, доступной работникам образования, вновь подросло до 67 кг.

«Сегодня нам важно трезво оценивать ситуацию. У нас не все плохо. С одной стороны, деградационные процессы продолжаются. С другой стороны, государство нацелено на создание эффективной системы образования, отвечающей запросам времени. Государство создает форму, которую мы должны наполнить содержанием», - заявила Канделаки, открывая форум.

Констатацию печальных фактов продолжил директор центра проектирования школьных систем ВШЭ Анатолий Каспржак: «К 15 годам 30% школьников не умеют читать. Они произносят знаки, но они не понимают, что за ними стоит», - сообщил он. Комментируя результаты исследования PISA, оценивающего качество образования в 60-и странах мира, он отметил, что сегодня в России 13,6% школ с повышенным уровнем обучения, на которые приходится 25% российских школьников. Однако из них испытания PISA с высшим баллом проходит лишь 1,4%.

Напомним, что согласно последнему исследованию PISA-2009, Россия занимает 43 место по качеству образования среди 65 стран. «И это в разы меньше, чем в Европе. Это указывает на одно. Мы не плохо учим. Мы не так учим. Мы должны хотеть искать новые варианты», - добавил г-н Каспржак.

Впрочем, по мнению главного редактора журнала «Эксперт» Александра Привалова, страна не нуждается в результатах PISA, чтобы понять, как обстоят дела в образовании. «Страна испытывает острый кадровый голод и нехватку людей со знаниями. Мы только что потеряли спутник, а нашли его американцы. В результате выяснилось, что его ошибку совершили молодые специалисты, недавно выпущенные из вуза», - напомнил он. Резкой критике журналист подверг и стратегию-2020, в частности главу 13 об образовании. «Мы констатируем, что все плохо, но не говорим, что надо делать. Авторы пишут, что самое главное сейчас, чтобы не начался возврат к прошлому», - комментировал он, зачитывая выдержки из документа.

Не обошел стороной г-н Привалов и министра образования Андрея Фурсенко, который ранее заявлял, что провал основной школы - главная проблема образования. «Министр занимает свой пост больше семи лет, если в основной школе случился провал, то он может говорить об этом одновременно с заявлением об отставке», - сказал редактор журнала «Эксперт», зал поддержал его слова бурными и продолжительными аплодисментами.

Однако самой спорной сессией в рамках первого дня работы форума стала секция посвященная ЕГЭ. «Я не против ЕГЭ по строгим дисциплинам. Мне кажется, ЕГЭ убивает литературу и историю. <...> Это убивает понимание произведения. Сколько было шагов от квартиры Раскольникова до квартиры Алены Ивановны? Это неважно. Когда мы говорим только о фактографии, это начетничество», - сказал писатель и педагог Дмитрий Быков.

Ответить журналисту поспешил ректор национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, признавшийся, что принимал участие в создании ЕГЭ. «В советское время 85% мест в московских вузах отдавались абитуриентам из регионов. В последние годы - только 25%. В обществе сложилось понимание, что вузы - не для всех. Образование перестало быть социальным лифтом», - сказал г-н Кузьминов, добавив, что 10 лет - это достаточный период, чтобы начать искать новые форматы.

«Я согласен, что знание литературы и истории зависит не от знания дат. Должны быть сочинения. В какой степени должен быть устный экзамен? В той, в которой мы доверяем мнению комиссии. У нас должна быть убежденность в том, что такая форма работает», - резюмировал он, напомнив недавний инцидент в МГУ, когда некоторым абитуриентам факультета журналистики были занижены оценки на творческих вступительных экзаменах.

Позднее в дискуссию поспешил вступить главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, воззвавший подумать о детях. «Я не понимаю, почему педагоги говорят только о себе. Почему все забыли о том, что у детей из других регионов и из Москвы появились равные шансы поступать в вузы? Почему мы не говорим о социальных лифтах для них? Когда-то я был против ЕГЭ, но позже понял, что он дает детям», - сказал он, отметив «ведь без него наши дипломы не будут цениться и за рубежом».

Между тем, несмотря на существующие разногласия, аудитория форума все же пришла к единому мнению, что система образования, в частности педагогического, нуждается в реформировании. Кроме того, звучали предложения присвоить учителям статус государственного служащего, сделать банк заданий ЕГЭ открытым, звучали идеи и о создании независимых структур, способных принять единый госэкзамен в любое время.

По словам модератора форума и члена комиссии по государственным образовательным стандартам Тины Канделаки, по итогам мероприятия ключевые предложения - сумма мнений - будут собраны в документ и направлены в министерство образования. «Что скажете, что предложите конструктивного, вот я то в комиссию и возьму. Мы будем все это сводить, а потом эту сумму мнений, во-первых всем покажем, а потом отошлем в министерство», - сказала он в беседе с РБК daily.

http://www.rbcdaily.ru/2011/08/26/focus/562949981341800