Розничная торговля: мифы и реальность

Известный предприниматель развенчивает 10 наиболее расхожих стереотипов о ритейле

Дмитрий Потапенко

http://slon.ru/images2/blog_photo_15/babyboom/2821096_420.jpg
Фото: Александр Артеменков/PhotoXPress.ru

Наверно, тяжелое советское наследие виной, что к торговле у нас в массе своей относятся как к сборищу воров и барыг. Иначе никак не объяснить, почему именно на тему ритейла возникает столько спекуляций и даже откровенной лжи. Проклятые торгаши виноваты буквально во всем: тут вам и сверхзаработки, и нажива на просроченных продуктах, и откровенное вредительство, и глумление над покупателями, производителями и поставщиками. Я собрал наиболее распространенные заблуждения, связанные с современной торговлей.

Отмечу только, что это не попытка оправдаться или повлиять на имидж представителей торговли. Мы все равно останемся в представлении большинства барыгами и подонками. Ибо кто как не мы должны быть линчеваны за постоянное увеличение всех цен государственными мужами? Да просто по определению должен быть внутренний враг! И на эту роль подходим мы. Но знать это вы обязаны, чтоб через 30 лет не рассказывали истории в духе «а в 37-м мы ничего не видели». Видели, знали, молчали и строчили доносы! Итак, 10 мифов о торговле.

1. В цивилизованных странах вам никогда не впарят «просрочку»

Официально заявляю: во всех странах мира торгуют просроченными продуктами. Более того, это законодательно не просто разрешено, а указано. Понятно, что есть ограничения по допустимым срокам торговли: где-то 5 дней, где-то – до двух недель. И в зависимости от продукта. Торговля «просрочкой» решает сразу три проблемы. Первая: не нужно ее утилизировать. Вторая: «просрочка» продается с существенным дисконтом, так что возникает налогооблагаемая база, а не просто гора продуктового мусора. Третья: «просрочка» продается в расчете на малоимущее население, то есть не надо принимать никаких искусственных социальных программ. У нас же свой путь – запрет. Чем мы себе наносим сразу три вреда: не поддерживается социально незащищенное население, стоимость утилизации вкладывается в цену товара, с такого товара платятся налоги.

2. Бонусы за «вход» вредят производителям

По закону они отменены. Но кому от этого стало легче? Только транснациональным корпорациям. Что такое бонус? По сути, плата за продвижение на полку, за рекламу. Надо понимать, что на полках дырок нет. Чтобы ввести новый товар, надо вывести какой-то другой. Ты приобретаешь место на полке, кто-то другой его теряет. Сейчас, с появлением запрета на бонусы, стало невозможно ввести новый товар в сеть. Приходит кто-то со своим товаром и просит его ввести в ассортимент. А ему говорят: нам не надо, все и так хорошо. Практика с бонусами существует во всем мире, поскольку есть конкуренция между производителями. 

3. Российская розница дает огромную наценку

Италия, деревня Больсано. Фермер продает яблоко кооперативу за 20 евроцентов. Кооператив продает то же яблоко уже за 42 евроцента. Оно же в сетевом Spar стоит 92 евроцента, а в той же деревне, но в несетевом магазине – 1,02 евро. А на ярмарке продается за 2 евро. Внимание, вопрос: 1000% наценки – не много ли? Это Италия. Теперь, о слове наценка вообще. Такого определения не существует ни в одном учебнике по экономике по той причине, что есть другой – чистая прибыль. А она, что у западных сетей, что у наших, колеблется в пределах 1,5–3%: достаточно посмотреть аудированные отчетности публичных компаний. У меня в России затраты на постройку магазина больше, чем в Чехии, в три раза, а кредит мне здесь дают на три года, а там на 30 лет, а процентные ставки у нас по 15%, а там 3,8–4,2%. Вот все это вкладывается в цену товара. И наценка зависит не от моей жадности; чистая рентабельность и в Чехии, и в России одинаковая – 2,5%. Но в России издержки больше, и формирует их только государство.

4. Торговым сетям нравится издеваться над поставщиками

В Москве зарегистрировано 30 000 производителей, 18 000. предприятий стационарной торговли и 13 000. нестационарной. Всех сетевых объектов – 750. Теперь вопрос, какую долю занимает сетевая торговля? Ничтожно малую. И никто никого не зажимает. Просто в это узкое бутылочное горлышко влезет не вся пятерня, а только один палец. И все эти 30 000 производителей почему-то не хотят заниматься сами дистрибуцией и работать с несетевой розницей, а пытаются всем скопом влезть в узкое горло сетевой торговли. Сами себя там давят.

5. Одна из причин высокой наценки – огромные заработки работников торговли

Такие огромные, что невозможно на них найти рядовой персонал. Именно из-за бешеных зарплат во всех магазинах висят объявления о найме продавцов, кассиров, грузчиков... Все те, кто любит поорать, что в торговле слишком много таджиков и узбеков, сами отчего-то на такую работу не рвутся. Грузчик в московском магазине зарабатывает 21 000 рублей в месяц, кассиры-продавцы примерно столько же. Что касается топ-менеджмента, то в сетях с миллиардными оборотами они могут получать миллионы. Но надо понимать, что от оборота компании это составляет доли процентов и уж точно на цены никак не влияет.

6. Магазины зарабатывают миллионы и миллиарды на торговле контрафактом и подделками

До последнего времени у продавца не было даже права проверять документы, чтобы отсечь несовершеннолетних покупателей алкоголя. Ведь мы не являемся сотрудниками МВД и не имеем права требовать документы у граждан. По этой же причине мы не имеем права проводить какие-либо экспертизы: мы – не экспертная лаборатория, не Ростест, не Роспотребнадзор и не можем подменять их функции. Мы не имеем права отказать партнеру, который привез легальные документы вместе со своим товаром. Контроль ведется, но если у производителя работает какая-нибудь четвертая смена, то выявить это мы можем только на постпродажном этапе.

7. Даже в сетевых магазинах продавцы так и мечтают обвесить или обсчитать

Никто злонамеренно на уровне руководства компаний не дает инструкций обвешивать и обсчитывать. Такое возможно по ошибке на кассе, если кассир случайно пробьет большее количество единиц товара. Но это ему все равно в карман не попадет! И ситуации такие редки, не доходят до сотых долей процента от всех операций. Усушка и утруска товара возможны в случае, если есть недостача у конкретного сотрудника. Опять же, это не заработок, а попытка уйти от ответственности за недостачу, что происходит крайне редко.

8. Несоблюдение торговлей норм и правил регуляторов

Возможность игнорировать правила и инструкции у торговли есть. Но в случае нанесения серьезного ущерба потребителю можно сесть в тюрьму на семь лет. В этой сфере слишком строгие законы, и в торговле предпочитают не рисковать.

9. Обман с ценниками

Это не злонамеренный обман. Каждую неделю меняется порядка 300 цен, и технически сотрудники сетей могут не успевать все поменять. Но если цены отличаются, потребитель вправе требовать самую низкую и магазин обязан продать по ней.

10. ГМО – это яд!

Общая истерика, и этот вопрос надо изучать с самого начала. Любая борьба с чем бы то ни было глобальным – это борьба за деньги. Самой бандитствующей организацией в мире считаются «зеленые». В свое время они боролись с озоновыми дырами, которые якобы образовывались благодаря применению неправильного хладагента в холодильниках. Все оказалось гораздо проще: организации, занимавшиеся производством холодильников, заплатили зеленым. Те подняли волну, и в итоге все потребители перешли на холодильники с технологией no frost. Что касается ГМО – доступно в открытых источниках – по данным исследований ВОЗ нет никаких транспарентных данных о влиянии ГМО-продуктов на геном человека. Более того, известный эрудит Анатолий Вассерман ездит по стране с лекцией о 50 известных заблуждениях в России. Одним из этих заблуждений он считает как раз утверждение о вреде ГМО.

http://slon.ru/articles/652018/