Дмитрий Мунгалов, Екатерина Тропова
Закат человечества: когда закончатся женщины
Последняя россиянка родится примерно в 3600 году. Украина к тому моменту несколько столетий будет безлюдна, опустеет Польша, Румыния и Германия. Европу, Африку и Азию переживет Южная Америка: бразильянки будут исправно воспроизводить потомство где-то до 5000 года нашей эры
При сохранении нынешних демографических тенденций последняя женщина появится на свет в Бразилии, считает журнал The Economist. Фото: PhotoXPress
Эти прогнозы — плоды работы редакции авторитетного британского журнала The Economist. Он опубликовал развернутую статью о ситуации с браками и рождаемостью в развитых азиатских странах. Вывод публикации: несмотря на ориентированную на семью конфуцианскую этику женщины выходят замуж все реже и позже. Например, на Тайване, в Японии, Южной Корее и Гонконге средний возраст вступления в брак у женщин составляет 29-30 лет, у мужчин — 31-33 года. Азиатские моложены старше, чем на Западе. Так, средний возраст выходящей замуж американки — 26 лет, женящегося американца — 28. С учетом того, что в большинстве азиатских стран не распространена обычная в Европе и США практика сожительства до брака, этот временной разрыв на деле бывает еще больше.
Растет число не только тех азиаток, которые выходят замуж позже матерей и бабушек, но и тех, кто не делает этого вовсе. В 2010 году треть японок старше 30 лет были одиноки — более половины из них, говорят социологи, так и не найдет мужей. На Тайване в прошлом году 37% женщин в возрасте 30-34 лет были не замужем. Это больше, чем в США и Великобритании, где в той же возрастной категории нет мужей у 13-15% женщин. Три десятилетия назад в большинстве азиатских стран не замужем были только 2% жительниц.
На одиночество жительниц развитых азиатских стран, пишет The Economist, толкают два взаимосвязанных фактора: уровень образования (больший процент одиноких среди выпускниц вузов) и работа: у материально независимой женщины меньше резонов искать мужа и рожать детей.
«Есть такое закономерное утверждение: количество детей обратно пропорционально размеру счета в банке, — сказал в беседе с BFM.ru Давид Константиновский, замдиректора Института социологии РАН. — По мере повышения благосостояния семьи меняется ценность и, если можно так выразиться, назначение в ней ребенка. Образно говоря, все меньше людей задумываются, кто им подаст стакан воды в старости. Забота о больных и стариках, которая раньше лежала на семье, в развитых странах теперь все чаще становится проблемой системы социального обеспечения, и это нормально. Поэтому рождаемость падает».
Проведенное в Пекине в 2003 году социологическое исследование показало: среди столичных жительниц, зарабатывающих от 5 до 15 тысяч юаней (600-1800 долларов) у половины нет мужа. «Зачем мне сидеть дома и варить суп из тофу? Хватит того, что за этим занятием всю жизнь провела моя мать», — так обозначила жизненную позицию одна из участниц опроса в Пекине. Тезис, очень близкий многим ее европейским сверстницам.
Но у нежелания азиаток создавать семьи есть и специфические последствия. В силу культурных особенностей в Азии, в отличие от Европы, не принято рожать вне брака. В 2007 году в Японии всего лишь 2% процента новорожденных были детьми незамужних матерей. Для сравнения: в 2008 году в Швеции 55% детей родилось у не состоящих в браке женщин, в Исландии — 66%.
Как следствие: коэффициент рождаемости в Азии стремительно уменьшается. Если в 1960 годы он составлял 6,3, то сейчас не дотягивает до 1,6. К слову, таким же будет в текущем году коэффициент рождаемости и в России. К 2030 году, по наиболее реалистичному сценарию, он подрастет до 1,69.
Кроме коэффициента рождаемости, The Economist оперировал и таким демографическим параметром, как нетто-коэффициент воспроизводства населения. Например, в Гонконге он составляет 0,547, что означает: тысяча женщин родит 547 дочерей. Те, в свою очередь, произведут на свет 299 дочерей и так далее. Исходя из того, что средний возраст рождения ребенка в Гонконге составляет 31,4 года, журналисты подсчитали: на то, чтобы численность женщин в Гонконге сократилась с нынешних 3,75 млн всего до одной-единственной представительницы, уйдет 25 поколений. Т.е. последняя женщина в этой стране родится в 2798 году. Примерно тогда же демографический закат ждет и соседнее государство Макао: коэффициент рождаемости там выше, а вот население меньше.
Продолженное британскими журналистами наложение нетто-коэффициента воспроизводства на средний возраст деторождения применительно к другим странам дало любопытные результаты. Следующим после Гонконга государством, где женщины перестанут рожать дочерей, станет Португалия — ее закат составители прогноза отнесли примерно на 3000 год. Далее идут Австрия, Сингапур, Румыния и Южная Корея. Польки и украинки «кончатся» примерно в одно и то же время — около 3300 года. Россиянки переживут китаянок, японок и немок. Дольше всего рожать девочек, гарантирующих воспроизводство населения, будут на территории нынешней Канады (до 4400 года) и Бразилии. Там последняя девочка появится на свет на стыке пятого и шестого тысячелетий. При этом авторы прогноза подчеркивают: он имеет право на жизнь только в том случае, если фиксируемые ныне демографические тенденции не изменятся.
Сергей Захаров, замдиректора Института демографии ГУ-ВШЭ, призывает относиться к таким прогнозам с большой долей скепсиса: математических ошибок в умозаключениях британских журналистов нет, формально модель правильная. Но делать далеко идущие выводы на основе современных демографических показателей неверно. «Это футуристический взгляд, основанный на посыле о неизменности показателей рождаемости и смертности. На самом деле ситуация довольно динамичная», — сказал Захаров BFM.ru. Невозможно предугадать, как будут создавать семьи и рожать детей поколения, которые еще не появились на свет. «Как алармистский прогноз-предостережение это исследование имеет право на существование, но как реальный прогноз — нет», — резюмировал замдиректора Института демографии.
Демографическая ситуация подвержена внезапным колебаниям, подтверждает замдиректора Института социологии РАН Давид Константиновский: «Страна может ввести какие-то новые экономические или политические меры, способствующие увеличению рождаемости; некоторые демографы считают, что поможет религия. Что-то может измениться так, как мы не ожидаем».
http://www.bfm.ru/articles/2011/08/28/z … hhiny.html