Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » СНИМАЕМ РЕЛЬСЫ СЗАДИ И КЛАДЕМ СПЕРЕДИ ... » Как сократить социальное неравенство Общество воспринимает сложившийся


Как сократить социальное неравенство Общество воспринимает сложившийся

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Как сократить социальное неравенство

Общество воспринимает сложившийся уровень неравенства как несправедливый, что создает социально-политическую нестабильность

Владимир Назаров

http://slon.ru/images2/blog_photo_15/poor/TASS_178546_420.jpg
Фото: ИТАР-ТАСС

Недавно правительственные эксперты, корректирующие стратегию развития России до 2020 г., представили промежуточный доклад Правительству РФ. Одной из важных тем доклада стало сокращение неравенства и бедности в России. С точки зрения официальной статистики, ситуация выглядит достаточно благополучно: доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 29% в 2000 г. до 13,1% в 2010 г.

Однако более глубокий анализ показывает, что социальная острота проблемы сохраняется.

Во-первых, происходит концентрация бедности в семьях с детьми. В общей численности домохозяйств семьи с детьми до 16 лет составляют 35%, тогда как среди бедных вес этой группы достигает 55%, а среди крайне бедных (имеющих менее половины прожиточного минимума) – 66%. Концентрация детей в бедных домохозяйствах приводит к падению качества человеческого потенциала страны в будущем.

Во-вторых, происходит «закупорка» социальных лифтов (образование, рынок труда, внутренняя трудовая миграция), что приводит к следующим негативным явлениям:

    общество воспринимает сложившийся уровень неравенства как несправедливый, что создает социально-политическую нестабильность;
    весьма распространенный в России феномен «работающие бедные» в отсутствии социальных лифтов может привести к расширению зоны застойной бедности.

В-третьих, система социальной помощи и налоговая система не направлены на помощь беднейшим слоям населения и вывод хотя бы части бедных семей на самообеспечение.

В течение 2000–2008 гг. социальные расходы (пенсионное и социальное обеспечение, социальное обслуживание населения, охрана семьи и детства) составляли 8–9% ВВП, а в 2010 г. по сравнению с 2008 г. они выросли на 4,4% ВВП. В результате в 2010 г. доля социальных трансфертов в структуре доходов населения достигла исторического максимума – 18%, чего не было даже в 1985 г. (16,4%). Дефицит денежных доходов домашних хозяйств составляет менее 1% ВВП, то есть если бы прирост расходов на социальную политику был бы направлен исключительно на помощь беднейшим слоям населения, абсолютную бедность можно было бы ликвидировать 4 раза.

Почему же рост расходов на социальную политику не приводит к симметричному сокращению абсолютной бедности? Дело в том, что выделение ресурсов проводится на основе принадлежности граждан к определенной категории (поддержка статусных групп), а не на основе их реальных нужд. На практике абсолютно доминирует категориальный подход к оказанию социальной помощи. Так, проведенная в 2005 г. монетизация льгот сохранила категориальных льготников как главный контингент получателей денежных выплат. Но льготополучатели сконцентрированы преимущественно в среднедоходных группах населения. Основными бенефициарами мер социальной поддержки стали пенсионеры, тогда как наибольшая концентрация бедных приходится на семьи с детьми.

Даже по трем ключевым «адресным» социальным пособиям (жилищная субсидия, ежемесячное пособие на ребенка, регулярная и разовая помощь малообеспеченным (с низкими доходами) семьям и гражданам) не удается обеспечить адекватную помощь малоимущим слоям населения:

    доля бедных среди получателей отдельных видов адресных пособий колеблется от 36% (жилищные субсидии) до 45% (ежемесячное пособие на ребенка);
    примерно половина бедных вообще не имеет доступа к адресным программам социальной поддержки;
    вклад адресных пособий в доходы их получателей невысок – 9,5%.

Налоговая политика не способствует сокращению неравенства и преодолению бедности в силу нескольких причин.

С заработных плат наименее обеспеченных взимаются страховые взносы (часть из которых – например, 10%-ный солидарный тариф на пенсионное обеспечение, являются в чистом виде налогами), размер которых чрезвычайно высок для стран ОЭСР. В то же время свыше определенного порога данные взносы вообще не взимаются. Такая ситуация приводит к распространению нелегальной занятости, вытеснению относительно дешевой российской рабочей силы мигрантами, выплате заработной платы «в конвертах», снижению уровня оплаты труда беднейшим слоям населения, усилению официально регистрируемой дифференциации заработных плат и замедлению темпов экономического роста. Кроме того, повышение страховых взносов в 2011 году привело к увеличению обращений граждан за жилищными субсидиями и росту расходов бюджета.

Система стандартных вычетов по НДФЛ никак не приспособлена для помощи беднейшим слоям населения: «универсальный» налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40 000 рублей. Это означает, что работник с доходами на уровне среднероссийского прожиточного минимума может пользоваться данным вычетом всего лишь полгода. А максимальное увеличение его доходов за счет применения вычета составит 312 руб. в год, что эквивалентно 0,4% годового прожиточного минимума работника. Налоговый вычет на ребенка в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 280 000 рублей. Это означает, что максимальное увеличение доходов семьи с одним ребенком за счет применения вычета составит 1560 руб. в год, что эквивалентно 3% годового прожиточного минимума ребенка.

В результате взаимодействия всех перечисленных выше факторов в обществе постепенно формируются два очага социального неблагополучия.

Во-первых,
«хронические бедные». В России уже началось формирование особой субкультуры бедности. В 2009 г. из числа экономически неактивного населения 6,3 млн мужчин трудоспособного возраста не выражали желания работать против 5,9 млн в 2000 г. Эта проблема затрагивает прежде всего мужчин 20–24 лет, а также лиц обоего пола старше 50 лет. Развитие данной тенденции чревато ростом числа получателей трансфертов и люмпенизированного населения.

Во-вторых, «образованные бедные». В России, как и во многих других странах, формируется специфическая социальная группа – образованные бедные. Это люди, получившие высшее образование (часто плохого качества) с целью занять достойное место в обществе, но состояние экономики не может удовлетворить их ожидания. Чем может грозить стране увеличение численности данной категории населения, мы можем видеть на примере Каира, Лондона, Гамбурга.

В докладе рассматриваются различные сценарии развития ситуации и предлагаются меры по смягчению указанных проблем. Какие из предложенных экспертами мер будут востребованы в правительстве или хотя бы вызовут наибольшую дискуссию, покажет время.

http://slon.ru/blogs/nazarov/post/651061/

0

2

На рынках и в палатках разрешат платить продуктовыми карточками

2 сентября 2015, 00:01

Анна Лялякина

В адресную помощь нуждающимся не вошла существенная часть потребкорзины — цены на эти продукты можно будет не сдерживать

http://izvestiacontent.ru/media/3/news/2015/09/590810/a419a5c97d67f07a30f4be256bc2f98c.jpg
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

«Известия» ознакомились с перечнем продуктов и торговых точек, которые попадут в  Национальную систему адресной продовольственной помощи, подготовленную Минпромторгом. В нее не вошли продукты, входящие в утвержденный потребительский минимум, — в частности рыба, чай, сахар, соль, хлеб, подсолнечное масло, макароны и крупы.

Проект системы адресной продовольственной помощи направлен на рассмотрение правительства и отраслевым союзам и ассоциациям в конце августа. Подразумевается, что граждане с доходом ниже прожиточного минимума (в каждом регионе свой, в Москве это, например, 13 896 рублей) с 2016 года начнут получать кредитные или дебетовые карты. По ним государство будет частично компенсировать их затраты на продовольствие. Как сообщили «Известиям» в Минпромторге, банк и платежная система пока не определены, также не определены суммы компенсаций. Финансировать проект предлагают из федерального и региональных бюджетов.

На текущий момент в проекте, помимо процедуры распределения продовольственных карточек для нуждающихся, утвержден перечень продуктов, которые по этим картам можно будет приобрести. Так, по версии Минпромторга, госпомощь должна распространяться на приобретение молока и молочной продукции, овощей, зелени, ягод и фруктов, курицы, мяса и мясных продуктов российского производства. То есть скоропортящиеся продукты, из которых нельзя сформировать запасы.

— В результате реализации программы должна появиться возможность приобрести вместо импортного глубокозамороженного мяса свежее охлажденное мясо, вместо восстановленного стерилизованного молока — пастеризованное, вместо консервов — свежий салат и овощи. Ключевым базисным принципом программы наряду с конкуренцией розничных операторов и торговых форматов является принцип свободного выбора потребителем, — заявил «Известиям» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Замминистра считает, что цель программы — не накормить голодающих, а дать возможность малоимущим приобрести свежие, качественные продукты по доступной цене. Улучшить свой рацион.

По словам Евтухова, принимать карты будут не только торговые сети, но и рынки, ярмарки, объекты нестационарной уличной торговли, частные магазины — при условии, что у них есть система эквайринга (прием карточных платежей).

— Соответственно, любой торговый оператор, имеющий техническую возможность обеспечить подключение и работу по правилам процессинга системы, должен иметь право присоединяться к программе на общих основаниях. Никаких специальных ограничений, отборов, аккредитаций операторов розничной торговли не предусматривается и категорически не должно допускаться. Конкуренция розничных торговых операторов за получение средств от потребителя — держателя продуктовой карты — один из ключевых базисных принципов работы Программы дополнительного питания. Этим обеспечивается, с одной стороны, свобода выбора для держателя продуктовой карты тех магазинов и иных торговых точек, которые нравятся данному потребителю. С другой стороны, свобода выбора потребителем торговых точек направляет средства программы через тех розничных торговых операторов, которые заслужили доверие потребителей. То есть поддерживаться будут эффективные торговые точки, — пояснил замминистра. — Потребитель сможет купить по карте всё, что лежит на полке и соответствует продуктовому перечню программы.

Стоит отметить, что перечень существенно расходится с продуктовой частью потребительской корзины, по которой собственно и рассчитывается уровень прожиточного минимума населения в каждом регионе. Продуктовая часть потребительской корзины включает в себя: хлебопродукты (хлеб, мука, крупы, макароны, бобовые), картофель, бахчевые и овощи, свежие фрукты, сахар и кондитерские изделия, масло растительное маргарин и жиры, прочие продукты (соль, чай, специи), мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца. В пилотном предварительном проекте этой программы, который проводился в Кирове, в списке субсидируемых продуктов бакалея и рыба были. Рыба не вошла в новый федеральный перечень, так как основная часть рыбы в России продается в замороженном виде и поэтому не является свежей скоропортящейся продукцией, пояснили в Минпромторге.

Торговые сети при неблагоприятных экономических условиях искусственно добровольно сдерживали рост цен на социально значимые продукты, входящие в потребительскую корзину, для всех категорий граждан. Как сообщил «Известиям» ряд участников потребительского рынка, с внедрением адресной помощи они смогут этого не делать.

В ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» считают, что в условиях рыночной экономики проект Минпромторга России — это гораздо более разумная и эффективная мера поддержки незащищенных слоев населения, нежели госрегулирование цен.

— Действие любого регулирования цен или наценок распространяется на все категории граждан независимо от их доходов, а первостепенная задача заключается в том, чтобы помочь именно тем, кому это необходимо. Практика использования продовольственных сертификатов широко распространена и успешно зарекомендовала себя во многих зарубежных странах. Там подобные программы поддерживают в том числе и отечественных производителей: за сертификаты можно приобрести только товары местного производства, — комментирует директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков.

По его словам, введение новой системы должно прекратить спекуляции на тему ограничения цен поставщиков и наценок торговых сетей. За тем, чтобы категории продуктов, включенных в перечень социально значимых, не становились недоступными для широкого круга потребителей, как говорит эксперт, проследят сам рынок и Федеральная антимонопольная служба.

— Ведь и так понятно, что ни те ни другие не заинтересованы в завышении цен, так как это приводит к спаду продаж, а за проявлениями монопольных практик при установлении цен следит ФАС, — заключает Востриков.

В Ассоциации компаний розничной торговли «Известиям» сообщили, что изучают инициативу Минпромторга по адресной продуктовой помощи гражданам, чтобы «представить технологически проработанные предложения по механизмам ее максимально удобной реализации для потребителей».

В Рыбном союзе возмущены, что рыба не вошла в категорию субсидируемых товаров и была проигнорирована как «здоровый продукт для населения, способный улучшить качество жизни».

— Рыба является одним из немногих источников белка природного происхождения, который является основой здорового питания. Мы уверены, что это предложение еще можно скорректировать. Мы обсудим с Минсельхозом нашу позицию и направим свои предложения в Минпромторг, — заявил «Известиям» исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.

Директор центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Лилия Овчарова считает, что программа Минпромторга в большей степени поможет российскому производителю реализовать продукцию, чем нуждающемуся — улучшить качество жизни.

— Задача любой программы помощи бедным — дать возможность купить максимальное количество товара за минимум средств. Здесь я этого не вижу, — говорит Овчарова. — Несмотря на благие намерения, не учтены региональные потребности будущих пользователей. В сельской местности, где высок процент людей с доходом ниже прожиточного минимума, нет проблемы с молоком, яйцами или мясом, эти продукты могут быть из подсобного хозяйства. Но есть потребность в крупах, макаронах, масле и муке, — говорит Овчарова. — Вопросы вызывают и источники финансирования продкарт. По данным на I квартал 2015 года у нас 22,9 млн бедных, это 15,9% населения страны. О суммах финансирования программы пока неизвестно, но компенсация из расчета 500 рублей на одного человека ничего не прибавит в домашнее хозяйство этим людям. Но и чтобы обеспечить хотя бы эту прибавку, потребуется колоссальный бюджет (138 млрд рублей в год) — притом что региональные бюджеты сегодня сокращают затраты на социальные проекты.

http://izvestia.ru/news/590810?intref=relap

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » СНИМАЕМ РЕЛЬСЫ СЗАДИ И КЛАДЕМ СПЕРЕДИ ... » Как сократить социальное неравенство Общество воспринимает сложившийся