Как сократить социальное неравенство
Общество воспринимает сложившийся уровень неравенства как несправедливый, что создает социально-политическую нестабильность
Владимир Назаров
Фото: ИТАР-ТАСС
Недавно правительственные эксперты, корректирующие стратегию развития России до 2020 г., представили промежуточный доклад Правительству РФ. Одной из важных тем доклада стало сокращение неравенства и бедности в России. С точки зрения официальной статистики, ситуация выглядит достаточно благополучно: доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 29% в 2000 г. до 13,1% в 2010 г.
Однако более глубокий анализ показывает, что социальная острота проблемы сохраняется.
Во-первых, происходит концентрация бедности в семьях с детьми. В общей численности домохозяйств семьи с детьми до 16 лет составляют 35%, тогда как среди бедных вес этой группы достигает 55%, а среди крайне бедных (имеющих менее половины прожиточного минимума) – 66%. Концентрация детей в бедных домохозяйствах приводит к падению качества человеческого потенциала страны в будущем.
Во-вторых, происходит «закупорка» социальных лифтов (образование, рынок труда, внутренняя трудовая миграция), что приводит к следующим негативным явлениям:
общество воспринимает сложившийся уровень неравенства как несправедливый, что создает социально-политическую нестабильность;
весьма распространенный в России феномен «работающие бедные» в отсутствии социальных лифтов может привести к расширению зоны застойной бедности.
В-третьих, система социальной помощи и налоговая система не направлены на помощь беднейшим слоям населения и вывод хотя бы части бедных семей на самообеспечение.
В течение 2000–2008 гг. социальные расходы (пенсионное и социальное обеспечение, социальное обслуживание населения, охрана семьи и детства) составляли 8–9% ВВП, а в 2010 г. по сравнению с 2008 г. они выросли на 4,4% ВВП. В результате в 2010 г. доля социальных трансфертов в структуре доходов населения достигла исторического максимума – 18%, чего не было даже в 1985 г. (16,4%). Дефицит денежных доходов домашних хозяйств составляет менее 1% ВВП, то есть если бы прирост расходов на социальную политику был бы направлен исключительно на помощь беднейшим слоям населения, абсолютную бедность можно было бы ликвидировать 4 раза.
Почему же рост расходов на социальную политику не приводит к симметричному сокращению абсолютной бедности? Дело в том, что выделение ресурсов проводится на основе принадлежности граждан к определенной категории (поддержка статусных групп), а не на основе их реальных нужд. На практике абсолютно доминирует категориальный подход к оказанию социальной помощи. Так, проведенная в 2005 г. монетизация льгот сохранила категориальных льготников как главный контингент получателей денежных выплат. Но льготополучатели сконцентрированы преимущественно в среднедоходных группах населения. Основными бенефициарами мер социальной поддержки стали пенсионеры, тогда как наибольшая концентрация бедных приходится на семьи с детьми.
Даже по трем ключевым «адресным» социальным пособиям (жилищная субсидия, ежемесячное пособие на ребенка, регулярная и разовая помощь малообеспеченным (с низкими доходами) семьям и гражданам) не удается обеспечить адекватную помощь малоимущим слоям населения:
доля бедных среди получателей отдельных видов адресных пособий колеблется от 36% (жилищные субсидии) до 45% (ежемесячное пособие на ребенка);
примерно половина бедных вообще не имеет доступа к адресным программам социальной поддержки;
вклад адресных пособий в доходы их получателей невысок – 9,5%.
Налоговая политика не способствует сокращению неравенства и преодолению бедности в силу нескольких причин.
С заработных плат наименее обеспеченных взимаются страховые взносы (часть из которых – например, 10%-ный солидарный тариф на пенсионное обеспечение, являются в чистом виде налогами), размер которых чрезвычайно высок для стран ОЭСР. В то же время свыше определенного порога данные взносы вообще не взимаются. Такая ситуация приводит к распространению нелегальной занятости, вытеснению относительно дешевой российской рабочей силы мигрантами, выплате заработной платы «в конвертах», снижению уровня оплаты труда беднейшим слоям населения, усилению официально регистрируемой дифференциации заработных плат и замедлению темпов экономического роста. Кроме того, повышение страховых взносов в 2011 году привело к увеличению обращений граждан за жилищными субсидиями и росту расходов бюджета.
Система стандартных вычетов по НДФЛ никак не приспособлена для помощи беднейшим слоям населения: «универсальный» налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40 000 рублей. Это означает, что работник с доходами на уровне среднероссийского прожиточного минимума может пользоваться данным вычетом всего лишь полгода. А максимальное увеличение его доходов за счет применения вычета составит 312 руб. в год, что эквивалентно 0,4% годового прожиточного минимума работника. Налоговый вычет на ребенка в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 280 000 рублей. Это означает, что максимальное увеличение доходов семьи с одним ребенком за счет применения вычета составит 1560 руб. в год, что эквивалентно 3% годового прожиточного минимума ребенка.
В результате взаимодействия всех перечисленных выше факторов в обществе постепенно формируются два очага социального неблагополучия.
Во-первых, «хронические бедные». В России уже началось формирование особой субкультуры бедности. В 2009 г. из числа экономически неактивного населения 6,3 млн мужчин трудоспособного возраста не выражали желания работать против 5,9 млн в 2000 г. Эта проблема затрагивает прежде всего мужчин 20–24 лет, а также лиц обоего пола старше 50 лет. Развитие данной тенденции чревато ростом числа получателей трансфертов и люмпенизированного населения.
Во-вторых, «образованные бедные». В России, как и во многих других странах, формируется специфическая социальная группа – образованные бедные. Это люди, получившие высшее образование (часто плохого качества) с целью занять достойное место в обществе, но состояние экономики не может удовлетворить их ожидания. Чем может грозить стране увеличение численности данной категории населения, мы можем видеть на примере Каира, Лондона, Гамбурга.
В докладе рассматриваются различные сценарии развития ситуации и предлагаются меры по смягчению указанных проблем. Какие из предложенных экспертами мер будут востребованы в правительстве или хотя бы вызовут наибольшую дискуссию, покажет время.