Справочная информация | 02.10.2009
Университет Баухауза в Веймаре
Университет Баухауза в Веймаре - это богатое наследие прошлого и учеба в свободном формате. Вуз, возникший в 20-е годы прошлого века, сегодня объединяет преимущества художественного и технического образования.
Одна из достопримечательностей Веймара - Университет Баухауза
Аудио: Университет Баухауза в Веймаре
*******************************************************
Культура и стиль жизни | 15.09.2009
Баухауз есть в каждой современной квартире
Баухауз – это не только школа архитектуры и дизайна, созданная в Веймаре в1919 году. Баухауз изменил мир, представления о функциональности и оригинальности. Он прочно вошел в повседневный быт.
В центре Берлина, в здании Мартин-Гропиус-Бау до 4 октября проходит выставка под названием "Модель Баухауз"("Modell Bauhaus"). Баухауз – это не только всемирно известная школа архитектуры и дизайна. Баухауз - это тренд. Он изменил мир.
Искусство спустилось "в массы" - или, по крайней мере, предприняло такую попытку. Прогрессивная по тем временам идея сделать высокое искусство доступным всем не была реализована в полном объеме. Мебель и посуда, придуманные и воплощенные дизайнерами Баухауза, вошли в моду. Но приобрести их те самые массы, к которым стремились "спуститься" художники, уже не могли.
Ikea наступает на пятки
Зато теперь Баухауз есть чуть ли не в каждой европейской квартире! И подтверждение тому – центральная часть берлинской экспозиции. Ответственная за нее Кристине Хилл (Christine Hill) собрала в центре выставочного зала современные воплощения тогдашних прогрессивных идей: от мебели Ikea до ящичка с инструментами из магазина Bauhaus (не путать два понятия! Это не название великой школы, а сеть маркетов типа "Тысячи мелочей").
"Кристине Хилл решила выяснить, достиг ли Баухауз сегодня тех целей, что были поставлены много лет назад. Она собрала массу предметов, сделанных в наше время и претендующих на гордое звание принадлежности к Баухаузу", - говорит Аннемари Йегги (Annemarie Jaeggi), руководитель Берлинского архива Баухауза.
Параллели повсюду
Смотришь на стулья, табуретки и столики Марселя Бройера (Marcel Breuer), а потом на стулья, табуретки и столики от Ikea, и понимаешь, что Баухауз своей цели достиг, хоть и не сразу. Чуть ли не всё, что мы видим вокруг, - это Баухауз! Мир, придуманный этой знаменитой школой, безграничен. Посмотришь на окраинные районы любого города, где тебя окружают многоэтажки с плоскими крышами и функционально спланированными квартирами и балконами, - вот он! А современные кинотеатры с холлами и длинными проходами к залам? А театральные перформансы с использованием аудиовизуальных эффектов? А современная фотография? Кажется, всё многообразие современного дизайна интерьеров, архитектуры, живописи уже было разработано и отчасти воплощено в 20-е годы прошлого столетия.
Не скучно, а красочно!
Кто думает, что Баухауз – это что-то такое скучненькое, серенькое, кубическое, формалистическое, глубоко ошибается. На выставке "Модель Баухауз" удивительно пестро от цветового разнообразия. В расписании студентов, учившихся в Веймаре, написано: с такого-то по такой-то час – Пауль Клее, с такого-то по такой-то – Василий Кандинский.
Эти живописцы, отличавшиеся искренней любовью к цвету, были в Баухаузе "мастерами", преподавали. И когда смотришь на работы их учеников, видна рука "старших товарищей". Мастера спорили между собой и с учениками. В спорах рождались новые идеи, воплощение которых тут же проявлялось на бумаге. Акварельные круги и линии учеников Кандинского поражают своей точной геометрической выверенностью! И их идеи воплотились потом в функциональном дизайне: обоях, коврах, строениях, посуде.
Андреас Руби (Andreas Ruby) также работал над оформлением берлинской выставки. Он опросил 11 наших современников на тему, что для них значит Баухауз и сотворил из этого видеоинсталляцию под названием "Бесконечный Баухауз": "Баухауз прекратил свое существование после прихода к власти нацистов, в 1933 году, но идеи, рожденные в то время, живут по сей день, и на вопросы, поставленные тогда, до сих пор не найдены ответы".
Дома, фабрики, стулья, чайники и лампы
Дома на аллее Фридриха Эберта (Friedrich Ebert-Allee) в Дессау были построены в 1925-1926 годах для доцентов Баухауза по проекту Вальтера Гропиуса (Walter Gropius). В них воплощены его представления об организации пространства для жизни и работы. Если взглянуть на добрую половину современных вилл, они точь-в-точь напоминают те самые дома. Фабричная архитектура Гропиуса (репрезентативные здания с большим количеством стекла) – это чуть ли не каждое здание, возводимое сегодня под офисы.
Стальные чайники Вильгельма Вагенфельда (Wilhelm Wagenfeld) до сих пор не выходят из моды. А "лампы Баухауза" "гуляют" по интернету в огромных количествах, причем за немалые деньги. Идеи дизайнера текстильных изделий Гунты Штёльцл (Gunta Stölzl) можно встретить в любом магазине, торгующим коврами. Стеклянные шары Баухауза (в качестве украшения помещений) стали излюбленным атрибутом отелей, баров, дискотек, клубов.
В общем, параллелей с современностью или прямых воплощений можно найти в нашей повседневной жизни сколько угодно, и действительно выходит, что Баухауз вечен и бесконечен.
Автор: Дарья Брянцева
Редактор: Ефим Шуман
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4679382,00.html
*************************************************
Культура и стиль жизни | 01.04.2009
Баухауз 90 лет спустя
Выставка, посвященная юбилею Баухауза, открылась в Веймаре
Ни одно архитектурно-художественное направление не повлияло на жизнь современного человека столь сильно и явно, как этот комплекс представлений не только о внешнем, но и о внутреннем устройстве мира.
Весной 1919 года в Веймаре путем слияния местных Высшей школы изобразительных искусств и Школы прикладного искусства была создана Высшая школа строительства и художественного конструирования. Она получила название Баухауз.
Инициатор основания нового учебного заведения, бельгийский архитектор и художник Анри Ван де Велде, предложил на должность директора кандидатуру молодого и радикального берлинского архитектора-модерниста Вальтера Гропиуса. С этого момента начинается история Баухауза.
Стиль и учение
"Бау-хауз" – "строй-дом“ – слово-конструктор, сработанное столь же крепко и просто, как столы, стулья и здания архитекторов и дизайнеров школы Баухауз. Сама эта школа, вскоре перебравшаяся из Веймара в Дессау, а затем в Берлин, просуществовала лишь до 1933 года, когда ее последний бастион был ликвидирован национал-социалистами. Однако ни одно архитектурно-художественное направление не повлияло на жизнь современного человека столь сильно и явно, как выдвинутые здесь в начале двадцатых годов идеи об устройстве мира - не только внешнем, но и внутреннем.
Вальтер Гропиус в молодости
Вальтер Гропиус, Марсель Бройер, Мис ван дер Рое и их сподвижники стряхнули пыль веков с накопленного Европой архитектурного и художественного опыта и создали учение о том, как должен выглядеть новый мир.
Баухауз вокруг нас
Их учение оказалось необыкновенно живучим: вы видите перед вашим окном дом с плоской крышей? Это Баухауз. Блочная многоэтажка, построенная из отдельных "кубиков“-блоков? Аскетичные стулья из алюминиевых трубок? Сборная мебель вроде той, что продается в шведском магазине "Икея“? Строгие геометрические формы интерьеров? Это все Баухауз. Основной девиз "Баухауз-дизайна“: "Чем меньше – тем лучше“. Вместо архитектурных излишеств и завитушек – строгие формы, идеальные пропорции, прочные материалы.
Архитектура и эзотерика
Столь же строго, надежно, просто и лаконично следовало, согласно Баухаузу, обустроить и "внутреннее хозяйство“ каждого индивидуума – в прежние, романтические времена именовавшееся "духовным миром“. Вокруг отцов-основателей Баухауза в начале двадцатых годов образовалась почти сектантски преданная им группа учеников.
Идеалом для "баухаузовцев“ были средневековые артели строителей соборов: зодчие, каменщики, мастера витражных дел и настенной росписи, в течение многих лет трудившиеся над реализацией одного проекта, делали все вместе – жили, работали, молились. Не случайно само слово "баухауз“ созвучно слову "баухютте“ - так в средневековье называли дом, в котором жили строители во время сооружения собора, длившегося десятилетиями, а то и веками. И, вслед за средневековыми зодчими, "баухаузовцы“ стремились к тому, что они сами называли "синтезом ремесла и искусства“.
"Эзотерический контекст“ Баухауза формировали не только архитекторы, но и художники, музыканты, скульпторы: среди них - Пауль Клее, Оскар Шлеммер, Василий Кандинский. Последний "экспортировал“ в Веймар и Дессау антропософские идеи Елены Блавацкой. В написанном Вальтером Гропиусом "манифесте Баухауза“ говорится: "Давайте создадим здание будущего, которое объединит в себе все: архитектуру, и пластику, и живопись. Созданное миллионами рук мастеров, оно вознесется к небу, подобно кристаллу, как символ новой, грядущей веры!“
Свет, пространство, чистота линий
"Не для народа"
Сказать, что в учении "Баухауза“ было много социализма и еще больше безнадежного идеализма, – значит, ничего не сказать. Многим из намерений "баухаузовцев“ так и суждено было остаться утопией. Например, идее создания прототипов дешевых и красивых вещей "для народа“:
"По большей части разработки из мастерских Баухауза оказывались очень дорогими, практически предметами роскоши, - признает директор фонда "Баухауз“ Филипп Освальд. Раскошеливаться любителям „лаконичных форм“ приходится и сегодня: так, настольная лампа по оригинальному проекту Гропиуса стоит в магазине при Веймарском музее Баухауза более трехсот евро, цветочная ваза – около ста.
Настольная лампа от Настольная лампа от "Баухауза": легенда дизайна и недешевое удовольствие
Баухауз сегодня
Более практичной оказалась идея "баухаузовцев“ использовать при возведении строений бетон и металлоконструкции. Впрочем, "поэзия бетона“, какой мы ее знаем, например, по зданиям финского архитектора Альваро Аальто, очень быстро уступила место сухому функционализму.
Рассеянные национал-социалистами, "баухаузовцы“ экспортировали свои идеи по всему миру. Сегодня памятники Баухауза можно обнаружить в разных уголках планеты - от Чили до Израиля. От страстной проповеди "архитектуры будущего“ нам остались, прежде всего, принципы практичности и экономичности.
"Жива и еще одна идея Баухауза: идея соединения искусства и техники," - добавляет ректор университета Баухауза в Веймаре Герд Циммерман (Gerd Zimmermann).
Несмотря на историческое название, в Веймарском университете избегают любой "музейности“: университет – дело живое. Но в учении и стратегиях Баухауза студенты ищут – и порой находят - решения проблем сегодняшнего дня: таких, например, как отток населения из бывших промышленных центров. Скажем, как должен жить город, из которого уехали десять, двадцать, сорок процентов жителей? Таких в Германии и остальной Европе уже немало, а будет – еще больше.
"Конечно, любая "актуализация Баухауза“ носит характер интерпретации исходных идей, и в этом таится некая опасность. Следует признать, что "мавр сделал свое дело“, и в своем максималистском варианте давно покинул "передовую линию“ архитектурной мысли, - признает директор фонда Баухауза, архитектор Филипп Освальд (Philipp Oswald). - Но важнейший принцип Баухауза - не идти на поводу у времени, а пытаться придавать ему форму, влиять на пространство, - эта идея важна и для нашего, постиндустриального общества. “
Автор: Анастасия Рахманова
Редактор: Дарья Брянцева
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4137595,00.html