Путешествие по Европе на Subaru Impreza
Идея прокатиться по странам Западной Европы на собственном автомобиле зрела в нашей семье несколько лет. Дело в том, что во время отпусков мы побывали в Польше, Чехии, Германии, Франции, Испании, Голландии, Люксембурге, Монако, Италии. Но передвигались мы на автобусах, в составе экскурсионных групп. Из нашего Минска до Польши всего 350 километров, поэтому, в принципе, эти автобусные поездки были несложные и гораздо более интересные, чем перелеты на самолетах. Но с ростом нашего туристического опыта и самосознания хотелось большего: а именно свободы!
Итак, первое условие — это желание! Пожалуй, единственным серьезным препятствием мог стать мировой кризис. Но для бывших советских людей, переживших перестройку, теперешний кризис кажется просто насмешкой над настоящими проблемами. Поэтому решение принято — вперед, на Италию! Раньше мы были только на северо-западе Италии, в Сан-Ремо и Милане, а на самом сапоге нет. Так что — все дороги ведут в Рим!
Второе условие — машина. Полуторалетняя Subaru Impreza (модель 2008 года, хэтчбек, автомат) не позволяла долго задумываться над данным вопросом. Собственно, в ней не было только навигатора, но это не проблема. Даже покупать не пришлось, т.к. «угостили» друзья. Выбор автомобиля и первые впечатления после его покупки здесь — http://reviews.drom.ru/subaru/impreza/20500/.
Третье условие — визы. Мы пошли самым легким путем, т.е. в турфирму, которая специализируется по Италии. Дали им свой маршрут, они подобрали гостиницы и оформили все бумаги. Кстати, можно самим бронировать отели через Интернет, заказывать ваучеры и самим же разбираться в консульском отделе с визами. Этот способ более дешевый, но хлопотный. Каждый выбирает сам.
Четвертое условие — информационная подготовка. Первая часть — картографическая, т.е. выбор дороги от города до города, развязок, съездов с автобанов, ориентирование в городе и т.д. Вторая часть — экскурсионная. Первую часть делал я сам. На сайте гостиницы брал схему проезда, одновременно смотрел карту города на Google, и, собственно, прокладывал маршрут от автобана до отеля. Распечатывал весь путь с разным разрешением и с узловыми точками. Но на практике оказалось гораздо удобнее пользоваться навигатором. Он заранее предупреждал о перестроениях, быстро прокладывал новый путь в случае промаха мимо нужного поворота или съезда, а также предупреждал в случае превышения скорости.
Очень удобным качеством оказалась возможность выбора парковок в центре города — просто нажимаешь значок «Р» на мнемосхеме города, который расположен ближе к тому месту, где будет начинаться экскурсия, и навигатор приводит прямо к шлагбауму, чаще всего многоэтажного подземного паркинга. Вторую часть делала супруга. Мы купили путеводители по Италии и Германии под редакцией Дмитрия Крылова (Непутевые заметки). По каждому крупному городу там приводится основная туристическая информация, а также предлагаются маршруты самостоятельного посещения основных достопримечательностей. Также есть много советов, как лучше потратить время или деньги. Кстати, мы обратили внимание, что очень много народу (таких же туристов-одиночек) ходит по городам с книжками наперевес или с наушниками, в которых озвучиваются те же книжки-путеводители.
Пятое условие — желательное, но не обязательное. Я имею в виду возможность общения с аборигенами. Самое простое — это говорить по-английски. У нас сын-студент с этой задачей справлялся. В Польше и Чехии мы общались с местными на «беларускай мове», т.к. поляки и чехи почему-то лучше ее понимают, чем русский язык. А в Германии и Австрии я пользовался своими азами немецкого языка. В принципе, только в Римини местные понимали русский, т.к. там много туристов из Союза.
Итак, предполагаемый маршрут: Минск — Польша — Чехия — Зальцбург — Венеция — Флоренция — Пиза — Тирренское море — Рим — Римини — Сан-Марино — Верона — Мюнхен — Нюрнберг — Польша — Минск. Польшу и Чехию мы рассматривали на этот раз как транзитные страны.
Выехали 17.08.09 из Минска ночью, чтобы границу пройти еще затемно. Зато в Польшу въехали с первыми лучами солнца. От Бреста до Варшавы идет прямая дорога. Дорога то прямая, но узкая и часто ремонтируется. Первый привал был недалеко от Варшавы. Пройдено 493 км.
В соседней машине спали россияне. Мы их будить не стали, пусть отдыхают. Зато рассмотрели мотоциклы с российскими номерами у входа в здание. Недалеко от этой стоянки залили польский бензин, и машина, наконец, поехала. Кажется, даже звук работающего двигателя изменился. В Варшаве ожил навигатор и началось: поверните налево — поверните направо! Я раньше ездил через Варшаву на машине, и было просто — доезжаешь до поворота на большой мост через Вислу, переезжаешь реку, и идешь по прямой на выезд из города. А навигатор повел через окраины, накрутил по перекресткам, но вывел куда надо. Потом мы поняли, что настройки в навигаторе были на автобаны, т.е. скоростные дороги. А т.к. в Варшаве много широких скоростных трасс по окраинам, то мы по ним и ездили. Не останавливаясь в Варшаве, поехали на Вроцлав.
На окраине города остановились возле супермаркета передохнуть. На одометре 915 км. Тут надо сделать лирическое отступление. У нас была пластиковая карта «Mastercard» с евро на счету. Везде за бензин и товары-услуги мы старались расплачиваться карточкой. Особенно это удобно в Польше и Чехии, где в ходу злотые и кроны, соответственно, и надо менять деньги, если платишь наличными. Как я уже отмечал, в Польше дороги узкие. К тому же по ним часто ездили трактора. Один раз видели аварию: фура столкнула с дороги трактор. Там увидели медицинский вертолет, который садился возле места аварии. Второй раз видели медицинский вертолет уже в Австрии.Вообще, мы поняли, что, учитывая загруженность трасс, эти вертолеты часто используют для доставки пострадавших в больницу.
Границу с Чехией решили пересекать в городе Nachod. Он стоит на трассе Е-67. Это дорога на Прагу. Но я заранее решил проехать по мелким дорогам, но более прямым путем. Мы свернули на дорогу 37 возле Hradec Kralove и поехали в направлении австрийского Linz. В Чехию въехали в 17:30 (1 033 км).
Ехали до темноты. В деревнях начали останавливаться и искать ночлег. В один отель зашли, спрашиваем, можно ли переночевать, а на нас смотрят 50 пар глаз удивленных местных мужиков, которые спокойно пили пиво. Оказывается, настоящие пивнухи в глуши существуют!
На этих мелких и пустых дорогах очень порадовал навигатор. Дело в том, что в темноте четко видна трасса на экране навигатора, и можно заранее готовиться к поворотам. Да еще штурман подсказывает. Полные ощущения компьютерных гонок! В деревне Zdirec нашли пансион за 35 евро без завтрака. Но с настоящим чешским пивом! Прошли за первые сутки 1 144 км. 18 августа ранним утром поехали дальше по чешскому экслюзиву, т.е. по местным дорогам. Но для себя я там решил, что лучше все-таки передвигаться по автобанам. Наша цель — Зальцбург. Точнее отель в деревне в 30 км от города. Там я был раньше в командировке, а комнату забронировал накануне.
Проехали через Linz. Перед выездом на автобан на заправке купили виньетку на 10 дней (8 Евро). За 15 км до Зальцбурга попали в пробку. Стояли 1 час. Уже начали общаться с соседями. Они никак не могли понять, что за номера у нас, что такое BY? Короче говоря, тупые какие-то — по-русски ни бельмеса! Здесь второй раз видели медицинский вертолет. Характерно, что проезжая мимо места, откуда он улетал, на автобане не было никаких следов аварии. Т.е. пока не почистили трассу, машины не пускали. В гостинице мы были уже в середине дня. На одометре 1 575 км.
Местные товарищи посоветовали нам в Зальцбург не ехать, а отмокнуть в местном озере. Что мы и сделали.
Это озеро очень напомнило нам озеро возле нашей дачи. Но кроме размеров и мокрой воды там были еще газоны без намека на мусор и душ! Ну и две кафешки. Кстати, пока мы искали это озеро по навигатору, то немного заплутали и проехали через местные деревни. Так вот даже дороги, что называется вдоль околицы, были асфальтированные. А лица у местных крестьян были очень удивленные: что за непонятное авто крутится возле их дома?
Вечером киевский коллега, который был там очередной раз в командировке, отвез нас в Баварию, в замок Бургхаузен. Дело в том, что недалеко протекала река Зальцех — граница с Германией.
Вид на замок в Германии со стороны Австрии.
В этом замке самые длинные крепостные стены в Европе. А сейчас здесь очень здорово пить баварское пиво!
И вот, попивая баварское пиво, мы узнаем от коллеги, что есть такая горная дорога через Альпы, которую строили в тридцатые годы, чтобы занять население работой во время депрессии. Мы то думали погулять пару часов по Зальцбургу, а потом по автобану проехать до Венеции. Так вот нет! Решаем ехать по горной дороге! И ни разу не пожалели (Владимир, спасибо!).
Называется дорога Grobglockner Hochalpenstrabe. Проложена она параллельно автобану А-10. Сейчас это просто туристическая Мекка. Автомобилей очень много. Но нас удивило большое количество велосипедистов, которые карабкаются на высоту 2 500 метров. Ну и, естественно, много мотоциклистов — им тут сплошное раздолье: вираж за виражом.
Есть несколько ответвлений от трассы в направлении вверх! На одно из них мы заехали. Ну, понятно, автоматическая коробка была сразу переведена в ручной режим. Ехали на первой-второй передачах. Но на этой горке образовалась пробка. А троганье на крутизне, когда сзади вплотную стоит свеженький «Мерс», заставляло напрягаться. Когда передние колеса буксовали на гладкой брусчатке, включался задний привод. Чтобы не откатываться, ручник использовали только пару раз. А потом, кстати, наблюдали, когда на самом крутом подъеме девчонка на малолитражке газует, выпучив глаза, колеса крутятся как бешеные, а машина стоит. Это я к тому, что полный привод «Субару» и здесь помог. Хотя на автомате он относительно полный.
Вниз ехали, естественно, тоже в ручном режиме, чтобы не перегреть тормоза.
Кроме прикольных транспортных средств встречались еще и ледники.
Дальше наш путь лежал на Венецию.
Гостиница была заказана на материке, рядом с Венецией. Городок назывался Местре (пройдено 2 168 км). В отеле «Ariston» мы ночевали две ночи, чтобы полный день посвятить городу на островах! Отель оказался неплохой, по крайней мере, в номере было прохладно. Машину можно было ставить на улице бесплатно или во внутреннем дворике отеля за 7 Евро. Из Местре в Венецию ходил рейсовый автобус, билет стоил 1 Евро. Первое, что поразило в Венеции, это то, что карты города не соответствуют действительности. Народ постоянно заблуждался (или блудил). Мы решили, что это местная хитрость, чтобы туристы быстрей уставали и заходили в кафе и магазины, и, соответственно, оставляли деньги.
Второе, что хотелось бы отметить, это отсутствие запаха воды, к чему мы морально готовились. В городе было очень чисто.
На центральной площади Святого Марка стоит очередь в собор Святого Марка гораздо длиннее, чем когда-то в мавзолей на Красной площади.
Третий важный момент: благодаря путеводителю мы знали, что лучше передвигаться по воде на водных трамвайчиках (вапоретто). Билет на целый день стоил 16 Евро. В тоже время гондола стоила 150 Евро за два часа. К тому же гондолы перемещались, в основном, по мелким каналам. А по Грандканалу ходили большие лодки.
Четвертым и самым важным оказался совет путеводителя забраться на смотровую площадку колокольни церкви Сан-Джорджио Мадджоре, которая расположена на одноименном острове. Потому что только оттуда стала понятна вся структура города — остров на острове!
На следующее утро поехали во Флоренцию (2 420 км).
Остановились в отеле «Real». Кондиционер в номере работал только в режиме вентилятора. Зато был компьютер и Интернет. Фото сбросили на флешки. Фотоаппараты подготовили к интенсивной работе. Парковка была бесплатная. На городском автобусе добрались до центра. Палитра основных достопримечательностей была бело-зеленая.
Собор Санта Мария дель Фьёри четвертый в мире по величине. Как все соборы состоит из собственно основного здания — дуомо, колокольни и баптистерия (крестильни).
По городу передвигались от кафе до кафе с холодным вином и от одного источника воды до другого, расположенных через каждые 300 метров, т.к. было ну очень жарко. Экскурсия закончилась у замка Питти.
Утром поехали к морю, но завернули по дороге в Пизу (меньше 100 км). Смотрели стандартный набор: дуомо, колокольня и баптистерий. Оказалось, что когда построили несколько этажей колокольни, она стала наклоняться. Стройку остановили. Через много лет стали достраивать, но уже под немного другим углом. Недавно сделали реставрацию колокольни — падение остановили.
Продолжение следует ...