Яна Милюкова
«Зайцам» в поездах придется оплачивать 50 билетов
РЖД грозится поднять штрафы для безбилетников: в поездах дальнего следования — в 10 раз, в электричках — сделать его 50-кратным от стоимости проезда. Собирать плату будут специальные уполномоченные. Общество защиты прав потребителей — против
Фото: РИА Новости
«Российские железные дороги» намерены усилить борьбу с безбилетниками. Сегодня на сайте Министерства транспорта опубликован законопроект, согласно которому за безбилетный проезд будет взиматься штраф в электричках в 50-кратном размере от тарифа, действующего в зоне, где был пойман безбилетник. Таким образом, в электричках в Москве штраф будет составлять 1 300 рублей. А в Подмосковье — минимум 825 рублей.
В поездах дальнего следования максимальный размер штрафа составит 2 тысячи рублей, то есть вырастет в 10 раз.
Сейчас штрафов в пригородных электричках формально не существует, поскольку их запретила взимать прокуратура. Контролеры лишь могут попросить купить билет с учетом «сбора за оформление билета в поезде» (максимум 100 рублей), или же попросить пассажира выйти.
Увеличение штрафов за безбилетный проезд уже давно обсуждалось представителями РЖД. В августе 2010 года хотели даже приравнять штрафы в электропоездах к европейским, то есть до 60-80 евро (более 2 тысяч рублей). С таким заявлением выступал начальник департамента пассажирских сообщений компании Геннадий Верховых. Но Минтранс железнодорожников не поддержал.
По оценке РЖД, половина пассажиров в пригородных электричках — «зайцы». По итогам 2011 года убытки перевозчика от безбилетников составили около 40 млрд рублей, заявляли ранее в РЖД. Пригородные компании перевозят ежедневно около 700 тысяч безбилетников и несут финансовые потери около 12,5 млн рублей в день, приводит данные газета «Гудок». В конце 2010 года сообщалось о планах правительства в 2011 году выделить регионам из федерального бюджета 25 млрд рублей на компенсацию убытков от пригородных перевозок.
В новом законопроекте предлагается следующая схема взимания штрафов. Если обнаружится, что у пассажира нет билета, перевозчик обязан предоставить возможность его приобретения, вне зависимости от того, где прошла проверка — в поезде или при проходе через турникет. Пассажиру должно быть предложено купить билет от последней станции, на которой поезд совершал остановку до конечной станции маршрута, а также «дополнительный сбор в порядке, установленном «Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом», говорится в тексте законопроекта. Оштрафовать пассажира можно, только если он отказывается купить билет и в этом случае.
При этом, согласно новому законопроекту, штраф будет взиматься уполномоченными работниками перевозчика, на которых возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов).
Ну, погоди!
Эту норму, если она будет одобрена, уже готовы обжаловать в Обществе защиты прав потребителей «Общественный контроль», заявил BFM.ru глава общества Михаил Аншаков.
«Взимание штрафов, согласно административному кодексу, — это прерогатива лишь правоохранительных органов и еще ряда госорганов, которые наделены этими полномочиями. Если это произойдет, мы это будем обжаловать, потому что считаем, что это неправильно», — говорит он.
При этом вряд ли увеличение штрафов позволит сократить число безбилетных пассажиров, уверен глава консалтинговой компании «Финэкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. «Существует множество видов «зайцев»: кто-то бегает от контролеров, кто-то пытается с ними договориться, разжалобить словами «нет денег на билет», кто-то перелазит через забор и турникет и так далее. Это значит, что вместе с увеличением штрафов необходимо усиливать и меры контроля», — говорит он BFM.ru.
Показательным для РЖД может стать пример столичного метрополитена, полагает Шустерняк. «В метро также было много безбилетников, но стоило поставить у входа внушительного вида сотрудника милиции, как число безбилетников резко пошло вниз», — говорит он.
В июне этого года эксперты контрольно-счетной палаты подсчитали, что благодаря регулярным рейдам в метро число безбилетников в столичной подземке только в апреле сократилось на 5,3%. В июне был увеличен штраф за безбилетный проезд в метро в 10 раз (до 1 тысячи рублей). И это также привело к сокращению числа безбилетников.
Помимо усиления мер контроля необходимо и улучшать сервис по продаже билетов, говорит BFM.ru Аншаков. Перевозчики на железнодорожном транспорте также регулярно проводят рейды по проверке билетов в электропоездах и на станциях. Однако на снижение количества «зайцев» это влияет незначительно, поскольку многие пассажиры являются безбилетниками поневоле, говорит Михаил Аншаков.
«Железная дорога предлагает очень низкий сервис приобретения билетов, на многих станциях вообще билет нельзя купить, а на некоторых можно купить, но там выстраиваются огромные очереди, особенно в часы пик. Если пассажир будет стоять в очереди, он опоздает на электричку, а следующая — через два часа. Он опаздывает на работу. Во всем мире, кроме отсталых африканских стран, действуют автоматы по продаже билетов. У нас их очень мало, а ведь их можно поставить практически на любой станции», — говорит Аншаков BFM.ru.
Пока на самых больших станциях Октябрьской, Московской, Северо-Кавказской, Куйбышевской и Свердловской железных дорог установлено около 1 тысячи автоматов по продаже билетов. В первом полугодии 2011 года РЖД продали через автоматические терминалы 5 млн проездных билетов, это лишь 6% от общего числа проездных документов, оформленных на станциях, где стоят автоматы. Компания планирует увеличить долю продаж билетов на пригородные поезда через автоматы к концу года, сообщало корпоративное ТВ ОАО «РЖД». Правда, всего до 10%.
http://www.bfm.ru/articles/2011/08/16/r … jcami.html