Компания Google доказала, что может быть хищником
Поглощение Motorola – свидетельство новой агрессивной политики крупнейшей интернет-компании
Денис Марголин
Motorola Xoom tablet с операционной системой Google Android. Фото: Reuters
Приобретение Google мобильного подразделения компании Motorola буквально ставит мобильный рынок с ног на голову. Последствия сходу проанализировать просто невозможно. Первое, что приходит в голову, – вместе с компанией «Гуглу» отошло более 15 000 ее патентов, некоторые крайне ценные, так что теперь есть что противопоставить конкурентам в различных патентных процессах, которые компания ведет. Возможно, это и было главной причиной приобретения.
Второе – теперь у Google, что бы ни обещала компания, появился приоритетный поставщик телефонов – она сама. Android обещают лицензировать на тех же условиях, что и раньше, но ясно, что бывшая Motorola Mobility будет иметь доступ ко всем технологиям раньше, на правах инсайда. А стало быть – все самое новое будет появляться именно на телефонах Motorola, именно на них будет меньше всего проблем с обновлениями ОС, от которых так страдает Android. Как это отразится на положении других производителей, сделавших ставку на «Андроид», таких, как HTC и Samsung, пока совершенно непонятно, но почти наверняка не самым лучшим образом.
Интересно, что сложилась конфигурация, когда у производителей всех претендующих на рынок мобильных операционных систем есть приоритетные поставщики, в случае Apple, HP и Google это подразделение компании, в случае Microsoft – Nokia (которая, возможно, так же будет куплена в какой-то момент). Что делать оставшимся поставщикам, которые вертикально не интегрированы, пока неясно.
Наконец, в-третьих, Google вступает во взрослую жесткую игру, и ему все труднее будет сохранять свой имидж. Трудно говорить об открытости, твердить мантру «не делай зла», осуждать патентное законодательство и одновременно скупать патенты, закрывать целые версии ОС, ставить поддержавших тебя поставщиков в двусмысленное положение.
В целом, это нормальное бизнес-поведение, на большом рынке правило «человек человеку волк» работает в полной мере, но Google до сих пор старательно делала вид, что его это не касается, чем, кстати, завоевала доверие многих разработчиков. Сейчас верить в эту доброту все сложнее, можно сказать, маски уже сорваны (в общем, сомнений не оставалось уже после выступления Google в отношении покупки патентов Nortel/Novell и ответа Microsoft на это заявление – ведь поисковик был буквально пойман на лжи). Некоторое время удастся жить по инерции со старым имиджем, но вскоре придется предъявить какое-то совсем другое лицо компании. На юную и добрую она уже ну никак не тянет.