ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН

("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 34)

В соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально - хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
В ст.1 приведены понятия, которые используются для целей данного Закона:
- вступительные взносы - денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на организационные расходы на оформление документации;
- членские взносы - денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы объединения;
- целевые взносы - денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства на приобретение (создание) объектов общего пользования;
- паевые взносы - имущественные взносы, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива на приобретение (создание) имущества общего пользования;
- дополнительные взносы - денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива на покрытие убытков, образовавшихся при осуществлении мероприятий, утвержденных общим собранием членов потребительского кооператива.
В Законе N 66-ФЗ используются нормы других отраслей права, комплексно регулируются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливаются правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. Закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
Граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов.
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, и такое товарищество не отвечает по обязательствам своих членов.
Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. Часть указанного имущества может выделяться в неделимый фонд.
В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом партнерстве имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким партнерством на взносы его членов, является собственностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства как юридического лица.
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, и такое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.
Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения.
В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются:
- порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственность членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению указанных взносов;
- состав и компетенция органов контроля такого объединения;
- условия оплаты труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением.
В уставе садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива указывается также ответственность членов такого кооператива по его долгам.
Решения органов управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением не могут противоречить его уставу.
Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.
Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право получать информацию о деятельности органов управления объединением и его органа контроля.
Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:
- нести субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива;
- своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные Законом N 66-ФЗ и уставом такого объединения, налоги и платежи;
- выполнять решения общего собрания членов объединения или собрания уполномоченных и решения правления объединения.
Органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление объединения, председатель его правления. К компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:
- определение количественного состава правления объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;
- избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом объединения не установлено иное;
- избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) объединения и досрочное прекращение их полномочий;
- принятие решений о формировании и об использовании имущества объединения, создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;
- установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами объединения;
- утверждение приходно - расходной сметы объединения и принятие решений о ее исполнении;
- рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;
- утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката.
Решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) доводятся до сведения его членов в течение семи дней после даты принятия указанных решений в порядке, установленном уставом объединения.
Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления объединением, если они нарушают права и законные интересы члена объединения.
Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию членов объединения (собранию уполномоченных). Решения правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязательны для исполнения всеми членами объединения и его работниками, заключившими трудовые договоры с объединением.
К компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относятся:
- практическое выполнение решений общего собрания членов объединения (собрания уполномоченных);
- оперативное руководство текущей деятельностью объединения;
- составление приходно - расходных смет и отчетов объединения, представление их на утверждение общего собрания его членов (собрания уполномоченных);
- организация учета и отчетности объединения, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общего собрания членов объединения (собрания уполномоченных);
- контроль за своевременным внесением вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов.
Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года.
Полномочия председателя правления определяются Законом N 66-ФЗ и уставом объединения. Председатель правления при несогласии с решением правления вправе обжаловать данное решение общему собранию членов объединения (собранию уполномоченных). Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени объединения, в том числе:
- председательствует на заседаниях правления;
- имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом объединения не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов объединения (собранием уполномоченных);
- подписывает другие документы от имени объединения и протоколы заседания правления;
- на основании решения правления заключает сделки и открывает в банках счета объединения.
Председатель правления и его члены при выявлении финансовых злоупотреблений или нарушений, причинении убытков объединению могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством.
Контроль за финансово - хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее трех человек на срок два года. В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).
Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) и ее полномочия регулируются положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утвержденным общим собранием членов объединения (собранием уполномоченных). Ревизионная комиссия (ревизор) подотчетна общему собранию членов объединения. Перевыборы ревизионной комиссии (ревизора) могут быть проведены досрочно по требованию не менее чем одной четверти общего числа членов объединения.
Члены ревизионной комиссии (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения несут ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренную Законом N 66-ФЗ и уставом такого объединения.
Ревизионная комиссия (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязана:
- проверять выполнение правлением объединения и председателем правления решений общих собраний членов объединения (собраний уполномоченных), законность гражданско - правовых сделок, совершенных органами управления объединением, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность объединения, состояние его имущества;
- осуществлять ревизии финансово - хозяйственной деятельности объединения не реже чем один раз в год, а также по инициативе членов ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания членов объединения (собрания уполномоченных) либо по требованию одной пятой общего числа членов такого объединения или одной трети общего числа членов его правления;
- отчитываться о результатах ревизии перед общим собранием членов объединения (собранием уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;
- докладывать общему собранию членов объединения (собранию уполномоченных) обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления объединением;
- осуществлять контроль за своевременным рассмотрением правлением объединения и председателем правления заявлений членов объединения.
По результатам ревизии при появлении угрозы интересам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и его членам либо при выявлении злоупотреблений членов правления объединения и председателя правления ревизионная комиссия (ревизор) в пределах своих полномочий вправе созывать внеочередное общее собрание членов объединения.
Садоводы, огородники, дачники и их садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения могут в установленном федеральными законами порядке полностью или частично освобождаться от федеральных налогов, взносов во внебюджетные фонды и платежей. Например, согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным налогом полностью не облагается имущество садоводческих товариществ.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы по местным налогам подрядным организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительство объектов общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях.
Уставы садоводческих, огороднических и дачных товариществ и садоводческих, огороднических и дачных кооперативов, созданных до вступления в силу Закона N 66-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с его нормами в течение пяти лет со дня его официального опубликования.
Садоводческие, огороднические и дачные товарищества и садоводческие, огороднические и дачные кооперативы освобождаются от уплаты регистрационного сбора при государственной регистрации изменений их правового статуса в связи с их реорганизацией и приведением уставов в соответствие с нормами Закона N 66-ФЗ (ст.53).
Садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации, иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему. Такое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Согласно Закону Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" некоммерческие организации являются плательщиками налога на прибыль с сумм превышения доходов над расходами, полученных от предпринимательской деятельности.
Пунктом 2.12 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что целевые отчисления на содержание указанных организаций, поступившие от предприятий и граждан, членские, вступительные взносы налогообложению не подлежат. Учет доходов и расходов целевых средств, а также учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности организации должны вести раздельно.
Таким образом, средства, объединенные членами некоммерческих организаций для осуществления уставной деятельности, являются целевыми и обложению налогом на прибыль не подлежат.
Если же некоммерческая организация получает доходы от предпринимательской деятельности, то она с полученной прибыли должна уплачивать в бюджет налог по установленной ставке. Указанные доходы для целей налогообложения не могут быть уменьшены на расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности некоммерческой организации, включая управленческие функции. Эти расходы подлежат отнесению в полном размере за счет целевых отчислений по содержанию организации, а также за счет прибыли от предпринимательской деятельности, оставшейся после уплаты в бюджет налога на прибыль.
Федеральными законами от 04.01.1999 N 1-ФЗ, от 20.11.1999 N 197-ФЗ о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 - 2000 гг. установлено, что страховые взносы уплачивают:
- в Пенсионный фонд Российской Федерации - организации - работодатели в размере 28% от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг. Кроме того, в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы уплачивают граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждение по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, - в размере 1% выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования;
- в Фонд социального страхования Российской Федерации - работодатели - организации и граждане (физические лица), осуществляющие прием на работу по трудовому договору, в размере 5,4% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;
- в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - работодатели - организации в размере 1,5% от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждение по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
В соответствии с указанными Законами от уплаты страховых взносов в эти Фонды освобождаются:
а) организации любых организационно - правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждение по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в оплате труда - не менее 25%), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации;
в) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II, III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения как работодатели обязаны начислять страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования) на выплаты, начисленные в пользу работников (председателя, бухгалтера и т.д.) по всем основаниям, а также на вознаграждение по договорам гражданско - правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, за исключением Фонда социального страхования Российской Федерации.
В то же время если садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение производит выплаты в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, III групп, получающих пенсии по инвалидности, то они освобождаются от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды с выплат, произведенных работникам.
В соответствии со ст.10 Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" и разд.III Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" подлежат обложению подоходным налогом любые доходы в денежной и натуральной формах, получаемые физическими лицами наряду с доходами по месту основной работы (службы, учебы) от других предприятий, учреждений, организаций или иных работодателей, а также в тех случаях, когда физическое лицо не имеет постоянного места работы. С этих доходов налог исчисляется и удерживается выплачивающими их физическим лицам предприятиями, учреждениями и организациями ежемесячно с общей суммы дохода физических лиц, полученного с начала календарного года, по ставкам, предусмотренным в указанных Законе и Инструкции, с зачетом (если выплата доходов производится неоднократно) ранее удержанной суммы налога. Исключение из доходов физических лиц предусмотренных Законом и Инструкцией вычетов, за исключением сумм, удержанных в Пенсионный фонд Российской Федерации, не производится.
Если физическое лицо не имеет основного места работы и иных источников дохода, кроме одного, то при исчислении налога источник выплаты дохода производит уменьшение дохода на установленные Законом вычеты на основании заявления плательщика, соответствующих документов, подтверждающих право на льготы и вычеты, а также трудовой книжки.
Таким образом доходы, получаемые работниками садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (сторож, бухгалтер, председатель и др.), подлежат обложению подоходным налогом в установленном законодательством порядке.
Порядок установления и взимания земельного налога определен Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с последующими изменениями и дополнениями) и Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю".
До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членами дачно - строительных кооперативов, садоводческих и огороднических товариществ их правления предоставляют расчеты земельного налога налоговым органам того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ.
Когда члены дачно - строительных кооперативов, садоводческих товариществ получат свидетельство на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, земельный налог будет исчисляться каждому из них налоговыми органами. Начисление земельного налога за земли общего пользования производится со всей их площади, за исключением площадей, закрепленных за гражданами, которым в соответствии с указанным Законом предоставлены льготы.
Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка и утвержденных ставок земельного налога.

Подписано в печать В.Васькин
по Московской области

http://domovodstvo.ru/smi/65817360466C1 … 2AD3F.html