28 окт, 17:02 Михаил Качурин
Плата за «пятерки»: как российским детям дают деньги на карманные расходы
При мотивирующей стратегии, деньги даются в качестве поощрения за хорошие оценки в школе. Фото: Артур Лебедев/ТАСС
Согласно опросу НАФИ, 62% родителей в России дают своим детям деньги на карманные расходы, причем используют для этого несколько стратегий. Какую из них стоит выбрать?
Более 60% россиян выделяют своим детям деньги на карманные расходы, при этом родители придерживаются нескольких стратегий. Об этом говорится в опубликованном в среду, 28 октября, докладе Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) «Дети и финансы».
Российские стратегии
Согласно опросу НАФИ, проведенному в апреле—мае 2015 года среди 1600 родителей, 33% из них дают своим детям деньги на карманные расходы регулярно и еще 29% делают это иногда. В ходе дискуссий с детьми и подростками различного возраста исследователи выявили, что для родителей характерны четыре стратегии обеспечения своего ребенка деньгами на текущие расходы.
Мотивирующая
Деньги даются в качестве поощрения за хорошие оценки в школе или за выполненную домашнюю работу. Как правило, ее придерживаются родители маленьких детей и подростков в возрасте до 13–14 лет. При этом вознаграждение может выплачиваться как за каждое достижение, так и на нерегулярной основе. В исследовании отмечается, что нерегулярные поощрения очень сильно снижают мотивацию детей.
Остаточная
Дети получают средства по остаточному принципу: при совершении покупки в магазине они могут забрать себе сдачу. Она наиболее характерна для родителей подростков от 13 до 17 лет.
Поддерживающая
Родители регулярно предоставляют детям денежные средства на повседневные нужды или крупные покупки без каких-либо особых условий. Это происходит как по просьбе самого ребенка, так и без нее, в связи с возрастающими потребностями (например, на транспорт, обучение, развлечения). Такая стратегия наиболее распространена среди родителей подростков старшего возраста (16–17 лет).
Довольно часто родители дают деньги без какой-либо системы — просто по поводу важных событий в жизни ребенка или при наличии свободных средств.
Какая из стратегий верная?
Самым оптимальным является сочетание мотивирующей и поддерживающей стратегий, полагает независимый финансовый советник, к.э.н, эксперт института финансового планирования Саида Сулейманова. «Мотивирующая работает в младшем школьном возрасте, когда идет знакомство детей с деньгами. Затем можно подключать поддерживающую», — говорит эксперт.
Однако просто платить за оценки она считает неправильным. По словам Сулеймановой, нужно четко обговорить с ребенком, за что именно он будет получать деньги и в каком количестве. «Важно, чтобы родители были последовательны и не меняли систему выдачи денег спонтанно», — отмечает она.
Если цель родителей в том, чтобы научить ребенка грамотно управлять своими расходами, что позволит ребенку контролировать свои траты и понимать, от чего зависит его доход, то лучше выбрать стратегию с предсказуемыми доходами и расходами, полагает финансовый консультант компании «Личный Капитал» Анна Тюрнева. «Мотивирующая стратегия выдачи карманных денег в этом отношении лучшая», — говорит эксперт.
При этом Тюрнева советует дополнить ее стратегией разумных трат и накоплений денег, которая позволит ребенку осуществить мечту. «Для начала небольшие деньги можно хранить дома в копилке, по мере накопления хорошей суммы открыть в банке депозит с капитализацией процентов. Некоторые дети хранят часть денег на электронном кошельке для оплаты расходов в интернете и получают существенную экономию при покупках», — отмечает консультант.
Поддерживающая и остаточная стратегии — это две крайности, полагает завкафедрой психоанализа и бизнес-консультирования ВШЭ Андрей Россохин. «В первом случае у детей не формируется понимание ценности денег и ограничений, связанных с ними, что может привести к проблемам, когда они столкнутся с реальностью. Вторая стратегия ведет к обесцениванию способности зарабатывать: в будущем это может сформировать веру в то, что ты не можешь заработать деньги, а можешь только урвать остатки», — говорит он.
По его словам, давать деньги бессистемно, по важным событиям, тоже неверно: в таком случае во взрослой жизни человек может ждать каких-то событий, когда на него «свалятся деньги». Лучшей стратегией эксперт считает мотивирующую, так как она помогает детям понять смысл денег и дает возможность заработать их своим трудом, но с некоторыми оговорками. «Нельзя давать за достижения очень много. Ребенок должен понять, что он может заработать, но должен копить на большие покупки вне зависимости от того, сколько получают его родители. При этом необходимо обговорить, за что именно и сколько получает ребенок. Это своего рода игра, которая готовит детей к взрослой жизни», — отмечет Россохин.
В ходе исследования НАФИ также выяснилось, что 21% респондентов регулярно обсуждают со своими детьми вопросы, связанные с деньгами, финансами и экономикой, еще 32% опрошенных делают это время от времени. Только 16% родителей заявили, что привлекают своих детей к планированию семейного бюджета и спрашивают их мнение. Еще 12% держат в курсе доходов и расходов, но не спрашивают мнения. 73% участников опроса заявили, что никак не привлекают детей к планированию бюджета.
То, что около половины родителей не обсуждают со своими детьми финансовые вопросы, в первую очередь говорит о финансовой безграмотности самих родителей, полагает Сулейманова. «Есть стереотип, что всему должна учить школа, однако основы финансовой грамотности там только начинают преподавать», — говорит эксперт.
http://money.rbc.ru/news/5630c9549a79470528cd7d72