Марина Эфендиева

Кто виноват: люди или технологии

Мобильные сервисы и социальные сети — на сегодня едва ли не лучший организатор масс. Доказательством тому служат последние события в Лондоне или прошлогодние на Манежной площади. Что они принесут — добро или зло — зависит о того, кто ими орудует

Сервис BlackBerry Messenger (BBM) стал героем новостных выпусков о беспорядках в Лондоне. С его помощью о встрече договаривались и погромщики, и те, кто вышел охранять и убирать улицы британской столицы.

Свое приложение для смартфонов, позволяющее обмениваться сообщениями с друзьями, запустила соцсеть Facebook. Осенью должен появиться аналогичный сервис iMessage от Apple. Не за горами и мессенджер Google+.

Верно ли Facebook рассчитала сроки для выпуска своего приложения, задалась вопросом лондонская служба BBC News. С одной стороны, это вызвало удивление некоторых представителей интернет-бизнеса, ведь именно сейчас вспыхнули жаркие дискуссии о соцсетях вообще и мобильных мессенджерах в частности. Но с другой стороны, на фоне готовящегося на осень релиза мобильной операционной системы Apple iOS 5 c интегрированным мессенджером, у Facebook не было особого выбора.

Приложение Facebook Messenger на днях было опубликовано в цифровых магазинах iTunes и Android Market. Правда, доступ к нему пока открыт лишь для пользователей из США. Сроки запуска мобильного мессенджера в других странах представители соцсети не сообщают.

Facebook Messenger позволяет обмениваться сообщениями с «друзьями» из социальной сети, а также отправлять их на телефонные номера из контактов смартфона — даже если адресат не зарегистрирован в Facebook, он получит сообщение в виде SMS. Messenger — отдельное приложение, но при этом он является частью единой системы сообщений. Вся переписка из мессенджера, чата, сообщений и электронной почты сохраняется в единую «историю», доступ к которой можно получить прямо со смартфона.

По мнению основателя Pocket-lint.com Стюарта Майлза (Stuart Miles), распространенность приложения Facebook будет весьма высокой, учитывая его совместимость с несколькими мобильными платформами. «Apple выпустит приложение только для iPhone, также как BBM существует только для BlackBerry. Так что теоретически Facebook в выигрышном положении», — сказал он BBC News.

В настоящее время число зарегистрированных пользователей Facebook в мире достигает 750 млн человек. Наверняка не за горами и мобильное приложение текстовых/видеочатов Google Plus (G+) — самой быстрорастущей за всю историю социальной сети.

Угроза для сотовых операторов

Некоторые аналитики обеспокоены тем, что доходы операторов сотовой связи от голосовых услуг и текстовых сообщений могут заметно снизиться из-за того, что их абоненты все чаще предпочитают пользоваться специальными приложениями для общения, пишет FT.com.

Интернет-переписка через «мобильник» оказывается гораздо более дешевой, чем традиционные SMS — даже для связи в роуминге. Они также предоставляют ряд дополнительных возможностей, таких как уведомления о доставке, групповые чаты и обмен фотографиями.

По оценкам аналитического агентства Mobile Youth, в Великобритании 80% 16-летних абонентов пользуются BBM для обмена текстовыми сообщениями. Для сравнения: SMS используют лишь 15% молодых людей, еще 5% пользуются другими способами общения, например электронной почтой. Всего пять лет назад 90% сообщений составляли SMS. «Если бы не было BBM, они бы перешли на iPhone гораздо быстрее», — заявил FT консультант Mobile Youth Грэм Браун (Graham Brown).

Учитывая популярность социальной сети Facebook, мессенджер для смартфонов может стать одним из самых распространенных приложений такого типа. В первый же день после публикации в App Store Facebook Messenger стал одним из самых загружаемых приложений для iPhone в США — единственной стране, где оно сейчас доступно.

Приложение Facebook «имеет потенциал для достижения большего охвата, чем BBM, WhatsApp, KakaoTalk или пока еще не вышедший iMessage», — заявила FT аналитик Informa Telecoms & Media Памела Кларк-Диксон (Pamela Clark-Dickson).

По ее словам, это может оказать серьезное воздействие на операторов сотовой связи, поскольку люди «могут предпочесть эти приложения, а не SMS».

Мощное политическое оружие

Вопросы о роли соцсетей и различных интернет-сервисов в общественно-политической жизни современных государств возникают все чаще. В начале года данная тема активно обсуждалась в связи с переворотом в Тунисе и беспорядками в Египте. В первом случае для пресечения общения оппозиционных сил в Интернете блокировался доступ лишь к некоторым сайтам, среди которых были Facebook и Twitter. В Египте же правительство, надавив на провайдеров, полностью перекрывало возможность выхода в Интернет и мобильную связь.

Лондонские события, во время которых бунтовщики использовали для координации мессенджер BlackBerry, а также сервис микроблогов Twitter вызвали очередной виток рассуждений о роли Интернета в организованных акциях.

Кто виноват в беспорядках — технологии или люди? Twitter, Facebook и BlackBerry Messenger сыграли свою немаловажную, при этом разрушительную роль, когда использовались для организации налетов, выразили уверенность многие политики. Винить интернет-сервисы во всплесках общественного недовольства нельзя: это все равно, что винить столб, в который врезался пьяный водитель, утверждают другие.

Между тем, социальные сети — лишь зеркало реальной жизни, в котором позиция одного человека получает тысячи «отражений» — откликов. При этом катализатором для реакции может являться любое резонансное событие — убийство или другое проявления общественной несправедливости. Но так было всегда, задолго до появления Twitter, Facebook и BlackBerry, просто каналы информации были другими, отмечают эксперты.

То, что участники массовых беспорядков в Лондоне пользовались BlackBerry Messenger, вовсе не значит, что в погромах виновата компания RIM. Тем не менее, именно к ней в итоге возникли претензии и у полиции и у бунтовщиков.

Полиция потребовала раскрыть личную информацию пользователей BlackBerry Messenger, на что RIM вынужденно согласилась. После чего в адрес компании посыпались угрозы с другой стороны: группа хакеров TeaMp0isoN пригрозила передать персональную информацию сотрудников RIM, включая адреса и телефоны, участникам лондонских беспорядков. Сообщение об этом появилось в блоге канадской компании, который был взломан хакерами во вторник вечером и восстановил работу лишь к среде.

Twitter избрал другую тактику, заявив, что станет блокировать аккаунты участников массовых беспорядков, поскольку это бы нарушило основную идею сервиса — свободу информации. Хотя утверждать наверняка, что Twitter не предоставляет информацию о пользователях по запросу правоохранительных органов все же нельзя.

Созидательная роль

Беспорядки в Лондоне продолжаются, погромы начались и в других британских городах — Бирмингеме, Манчестере, Бристоле, Ливерпуле.

В свою очередь, жители Лондона, выступающие против беспорядков, также обратились к Интернету в поисках единомышленников. Так, в блоге Catch A Looter («Поймай мародера») пользователи публикуют фотографии замеченных за разграблением магазинов преступников.

Британская полиция уже задержала более 1100 человек, причастных к беспорядкам. Еще около двух тысяч бунтовщиков объявлено в розыск. Впрочем, лондонцы не надеются исключительно на силовиков. В том же Лондоне активисты с помощью социальных сетей и мессенджеров организовывают уборку улиц от битого стекла и мусора, оставленного мародерами.

После начала беспорядков в Twitter и Facebook появились странички для добровольцев, которые готовы помочь расчищать завалы, оставленные погромщиками. За считанные часы этим аккаунтам удалось собрать тысячи последователей.

Есть и другие примеры самоорганизации пользователей соцсетей для благих целей. Так, в январе, после теракта в Домодедово некоторые пользователи Twitter, узнавшие о трагедии, поехали в аэропорт и в качестве волонтеров подвозили людей. А в марте через Twitter был организован сбор помощи пострадавшей от разрушительного землетрясения и цунами Японии.

http://www.bfm.ru/articles/2011/08/11/k … logii.html