«Мировой кризис это временно. Лет на 20, не больше»
До 2030 года мир ждет стагнация, высокие цены и усиление роли государства, говорится в SocGen
Николай Дзись-Войнаровский
Фото: Reuters
Эпоха низкой инфляции кончилась. Эпоха низких ставок кончилась. Сырья и еды не хватает, поэтому они больше не будут дешевыми. Производительность труда перестала расти. Дешевой рабсилы в третьем мире больше нет. Работать за миску риса азиаты расхотели, теперь им подавай органическую еду и красивые автомобили. Попрощайтесь с острой конкуренцией – пришла эра государственного вмешательства. Забудьте про бонды, рисковые инвестиции и вложения в акции и недвижимость. Новый ориентир инвестора – промышленность, земля, сырье. К счастью, явление это известно экономистам и называется понижательной фазой цикла Кондратьева. Надолго оно не затянется – еще лет 15 – 20 надо потерпеть, не больше. Таково краткое содержание исследования аналитиков банка Societe Generale под названием «Новый мировой порядок: когда спрос побеждает предложение».
Ощущение чего-то зловещего витало над мировой экономикой давно. Еще в 2005 году гарвардский историк Найелл Фергюсон провел параллели между началом XX века, когда первая волна глобализации привела к мировой войне, и началом XXI века. Вывод – ждите если не Третью мировую, то, по крайней мере, резкого роста протекционизма. Когда острая фаза мирового финансового кризиса закончилась, постепенно начало приходить понимание, что войны и коллапса, по-видимому, не будет, но взамен мир ждет эпоха высоких цен, слабого экономического роста, отсутствия принципиальных технических новшеств. Причем это – надолго.
По отдельности экономисты уже описывали тенденции, которые начались давно, но стали явными после 2008 года. Например, про то, как старение население кардинально изменит расстановку сил в мировой экономике, а развивающиеся страны перестанут быть «мировой фабрикой», начнут производить инновации, там возникнет средний класс, активно потребляющие материальный блага. Но аналитики Societe Generale очень убедительно просуммировали все аспекты. Начинается понижательная фаза длинного экономического цикла Кондратьева. Нынешний цикл начался в 1980 – 1985 годах, и его повышательная фаза сопровождалась инновациями в ИТ, низкими ставками, открытием международной торговли, высокой конкуренцией со стороны низкооплачиваемых работников из развивающихся стран, а значит постоянно низкими ценами, низкими кредитными ставками и низкими ценами на сырье. Эта стадия закончилась в районе 2005 – 2010 года. Теперь третий мир достаточно разбогател, чтобы его средний класс сам захотел покупать автомобили, полезную пищу и прочие соответствующие атрибуты. Соответственно, труд таких работников уже не столь дешев, конкуренции он создает меньше и не толкает цены и зарплаты вниз. Наоборот, растет спрос на сырье, например, на металлы и энергоносители, которые требуются для создания автомобилей и зданий, скупаемых новым средним классом. Также растет спрос на продукты питания. Дорожает не только сырье, но и земля, ведь на ней надо выращивать пищу и строить заводы для удовлетворения спроса. Ну а раз все дорожает, то и кредитные ставки растут. Высокие ставки и дорогие ресурсы снижают прибыльность корпораций и, соответственно, их акций, а также недвижимости. Недостаток природных ресурсов приводит к усилению вмешательства государства в экономику в попытках защитить ресурсы от иностранных конкурентов.
Главный практический вывод для инвестора: пора вкладываться в сырьевые товары, промышленность и землю. Этот кондратьевский цикл завершится в 2025 – 2030 году, а следующий, согласно наиболее распространенной точке зрения, будет ознаменован бурным развитием нано- и биотехнологий.