Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Гончарное дело

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Обжиг керамики. Режимы обжигов различных видов керамических изделий. Процессы, происходящие при обжиге.

В обжиге происходят все основные изменения в глине и глазури, после которых и образуется то, что мы называем керамикой. Обжиг - это технологический процесс, параметры которого найдены практическими испытаниями, и он должен быть проведен так, как этого требуют обжигаемые изделия. Интуитивно понятно, что мы хотим вынуть из печи. От утиля ожидается звонкая прочность и некоторая пористость, чтобы он впитывал глазурь. От бисквитного фарфора - приятная шелковистость и белизна. Блестящие глазури должны хорошо блестеть, а матовые быть по-настоящему матовыми. Никто не желает кривья и треска, прилипшей к полке глазури, и всякого рода пузырей и наколов.

Сформулировать это понимание на языке цифр сложнее. Во время нагрева множество химических соединений, из которых состоит наше сырое изделие, претерпевает серьезные изменения. Дегидратация, фазовые превращения, химические взаимодействия, растворение и кристаллизация - вот их неполный список. До сих пор не существует полной теоретической модели, по которой можно было бы заранее предсказать результат, а если бы она существовала, нам потребовался бы месяц исследований состава глины и глазури, чтобы дать точное задание на расчет. Нам остается проводить эксперимент за экспериментом, выясняя, что важно, а что нет, какой должна быть температура, нужна ли выдержка, и почему там и тогда все было хорошо, а здесь и сейчас - сплошное безобразие.

Но мы хотим получать задуманные эффекты и запланированные свойства изделий, и для этого нужно иметь возможность контролировать параметры обжига и управлять ими, зная основные, самые общие, принципы.

1. Виды обжига, зачем они нужны и что нужно контролировать прежде всего.

    Условно разделим все материалы на 4 группы:
    - Фарфор - много плавней, при нагревании в черепке образуется много жидкой фазы. Сюда же отнесем каменные массы.
    - Фаянс - жидкой фазы почти что нет.
    - Майолика - здесь будем так называть изделия из красной глины, в том числе гончарку, терракоту и т.п.
    - Шамот - по химическому составу - любой из вышеперечисленных материалов. Отличается от них тем, что содержит зерна уже обожженного материала, связанные пластичной глиной.

Для каждой группы материалов условно выделим некоторые объединяющие их моменты.

Фарфоровая схема обжига.

Сначала проводят первый, утильный, обжиг. То есть обжигают высохшие изделия без глазури. Температуру выбирают в интервале 800 - 1000оС. После первого обжига изделия приобретают прочность, достаточную даже для машинного глазурования (на конвеерной линии). Изделия остаются пористыми, но, если есть трещины, их легко выявить (по характерному дребезжанию) простукиванием деревянной палочкой. При глазуровании не надо церемониться с изделием так, как это бывает в случае сырца (однократный обжиг). Можно легко глазуровать изделия окунанием, даже если они метровых габаритов. Изделия после этого обжига называют утилем.

Затем проводят второй обжиг.Перед глазурованием и, соответственно, перед вторым, политым, обжигом, на изделие наносят подглазурную роспись. Педанты технологии после этого проводят еще и промежуточный закрепляющий обжиг, чтобы краски не смылись при окунании в глазурь.Политой обжиг, т.е. обжиг полуобожженного заглазурованного изделия, проводят при температуре созревания черепка. Это разные температуры для разных видов фарфора (а мы сюда отнесли еще и каменные массы). Настоящий фарфор требует 1380 - 1420оС, рядовой столовый фарфор - 1300 - 1380оС, санитарно-технический - 1250 - 1280оС, а каменные массы - в зависимости от того, что используют в роли плавня. Второй обжиг окончательно формирует структуру керамики и, таким образом, определяет все ее физико-химические свойства. Изделия после этого обжига (если оно не расписано) называют бельем.

Из белых фарфоровых чашек очень приятно пить чай на даче. Традиции диктуют фарфору другой вид: с цветочной росписью, картинкой, золотой или голубой каемочкой. Украшения фарфор получает в третьем, декорирующем, обжиге. Обычные надглазурные краски вжигают при 800 - 830оС, люстровые краски и препараты золота - при той же или чуть меньшей температуре. Сейчас распространился и высокотемпературный декорирующий обжиг при 1000 - 1100оС. Роспись для него проводят красками высокого огня (внутриглазурные краски) или легкоплавкими цветными глазурями. Иногда, чтобы получить яркие краски, проводят два и более декорирующих обжигов. Все они, с точки зрения классификации, третьи. Изделия после третьего обжига называют на Худсовете предприятия.

Фаянсовая схема обжига

Первый обжиг фаянса - высокий. В фаянсовых массах практически нет плавней, поэтому при обжиге образуется минимальное количество жидкой фазы, или не образуется вообще, а глины, входящие в его состав, имеют высокую тугоплавкость. Это дает возможность обжигать изделия из фаянса сразу при температурах, необходимых для созревания черепка. Как правило, это 1200-1250oC. В отличие от фарфора, черепок останется пористым, на него легко нанести слой глазури.

А второй обжиг, политой, можно проводить при любой температуре! То есть, при той, которая требуется для нормального растекания глазури: 1150 - 1250oC, если это "фаянсовые" глазури, 900 - 1000oC, если это свинцовые майолики; можно нанести белую эмаль и использовать технику росписи по сырой эмали. Во всех случаях, если глазури подобраны правильно, мы получим изделие с такой же прочностью, какой она была после первого обжига.

Третий, декорирующий, обжиг проводят так же, как и в фарфоровой схеме. Если он необходим. Ведь, по сравнению с фарфором, низкая температура политого обжига допускает применение глазурей и красок широкой цветовой гаммы.

Обжиг майолики

Здесь используются красножгущиеся глины с невысокой тугоплавкостью. Пережег может привести к их вспучиванию и сильной деформации. Красные глины вдобавок имеют узкий интервал обжига. Например, при 950oC это еще непрочное рыхлое, а при 1050oC - плотноспекшееся, стекловидное тело. Конечно, бывают и исключения, но там и тогда. Для майолики в принципе характерны низкие температуры обжига - 900 - 1100oC. И как раз примерно при этих температурах завершаются процессы разложения глинистых материалов, которые (процессы) сопровождаются выделением газообразных веществ. Это делает крайне затруднительным так называемый однократный обжиг - и черепка и глазури - за один раз. Если обратиться к нижеприведенной таблице, будет ясно, насколько близки температуры обжига майолики к критическим для керамики температурам. Самая распространенная технология - первый, утильный, и второй, политой, обжиг.

Режим первого обжига выбирают таким, чтобы в максимальной степени прошли все процессы превращения глинистых минералов. Незавершенность этих процессов обязательно скажется на качестве поверхности глазури после второго обжига. Температура утильного обжига может быть и выше, и ниже температуры политого обжига. Обычно ниже, где-то на уровне 900 - 950oC.

Режим второго обжига выбирают исходя из характеристик глазури, но, естественно, при этом нельзя превышать температуру начала деформации черепка.

Обжиг шамота

Основное отличие шамотных масс от вышеперечисленных - наличие в массе жесткого каркаса из плотных, уже прошедших соответствующий обжиг зерен. Размер зерен может варьироваться от 100 микрон до нескольких миллиметров, что определяется скорее требованиями фактуры материала, а не требованиями технологии. Жесткий каркас препятствует усадке массы в процессе обжига. (Кстати, при сушке усадка шамотных масс ненамного меньше, чем тонких пластичных масс). Это позволяет проводить обжиг при несколько более высоких температурах, не опасаясь серьезной деформации изделия. Часто материал зерен имеет другой состав, чем пластичная составляющая массы. Если тугоплавкость зерен выше, температуру обжига можно увеличить значительно.

А в целом схема обжига шамота та же, что и для других типов масс: сначала утильный, потом (если нужно) политой, потом (если нужно) декорирующий обжиги.

Однократный обжиг

Однократный обжиг - это когда на высушенное изделие наносят глазурь и обжигают все в один прием, объединяя утильный и политой обжиги. Это мечта любого производственного экономиста:

    только один раз тратится энергия на нагрев;
    ставка изделий в печь и их выемка производится один раз;
    не нужен промежуточный склад утиля;
    цикл от сырца до готового изделия сокращается вдвое, т.е. меньше относительные затраты на аренду площадей и зарплату за счет повышения производительности.

В принципе, если не считать совсем низкотемпературный декорирующий обжиг, однократно можно обжечь любой материал.

    Но:
    приходится наносить и подглазурный рисунок, и собственно глазурь на просто высушенное изделие, которое, конечно, не имеет прочности утиля;
    из-за этого исключается машинная обработка, а руками надо все делать очень акуратно, чтобы ничего не разбить;
    глазурование методом окунания - наиболее экономный с точки зрения расхода глазурей - можно проводить только для маленьких изделий, делая большую паузу между глазурованием внутри и снаружи;
    нет утиля, нет и промежуточного контроля качества (овальность, тонкие краевые трещины и т.п.), т.е. заранее закладывается более высокий процент брака
    глазури должны быть специфицированы на однократный обжиг.

Как же определить, нужен нам однократный или двукратный обжиг? Решающим критерием для художника или художественной студии является конечный результат - то есть осуществление художественного замысла. Для мастерских, изготавливающих более или менее серийную продукцию, и для керамических фабрик, решающим могут оказаться соображения экономического порядка. Вот что нужно иметь в виду.

    Для фарфора:

    Энергозатраты на низкий утильный обжиг существенно ниже затрат на высокий обжиг. Для первого достаточны температуры порядка 900oC, воздушная окислительная среда, электрическая печь со слабой футеровкой. Для второго - хорошо футерованная и желательно пламенная печь. Стоит ли экономить на утиле?
    Глазури для фарфора начинают расплавляться при температуре, близкой к температуре созревания фарфорового черепка. В том интервале температур, где происходят процессы разложения глинистых минералов, глазурный слой походит на порошок, и газы легко проходят через него. Таким образом, не приходится опасаться дефектов глазури, возникающих по причине газонепроницаемости расплава. Стоит ли проводить утильный бжиг?
    Фарфоровые массы - это тощие, быстро промокающие массы. Глазурование сырца требует сноровки. Утиль нужен!
    Многие крупные изделия, например, изразцы, часто надо глазуровать напылением. А при обжиге на бисквит глазуровать вообще не надо. Тогда зачем нужен утиль?!

    Для фаянса:

    Утильный обжиг (помните, он проводится на высокую температуру) нужен обязательно, если мы собираемся использовать легкоплавкие глазури. Иначе в однократном обжиге мы получим не фаянс, а нечто недожженное, напоминающее папье-маше.
    Утильный обжиг не нужен, если мы используем высокотемпературные глазури, которые, наподобие фарфоровых, начинают плавиться выше 1100oC. В этом случае наносят их, как правило, напылением сжатым воздухом.

    Для майолики - самый сложный случай.

    Утиль нужен практически всегда, и причем на максимально высокую температуру. Многие технологи западной школы рекомендуют обжигать майолику чуть ли не до стекловидного состояния, чтобы выжечь все примеси и разложить все, что способно разложиться в утильном обжиге. Вопрос, а как потом глазуровать? Можно. Читайте об этом в разделе о глазурях.
    Если в качестве покрытия использовать ангобы или что-то вроде терра-сигилята, или если вы располагаете специальными глазурями с очень коротким интервалом плавления, можно обойтись без утиля.

Для всех материалов однократный обжиг возможен при условии тщательно отлаженной технологии, которая в случае керамики, на две трети состоит из опыта работающих.

Кажется, в нашем изложении проблем обжига все уже запутано настолько, что требуется еще одна раскладка по полочкам.

Что происходит в процессе нагрева и охлаждения.

[реклама вместо картинки]

В таблице описаны основные процессы. Поэтому сейчас еще раз кратко укажем, что главное в обжиге.

    Первый обжиг. В печь ставим сырец. В нем много воды, даже если он выглядит сухим. До 200 - 300oC нагреваем медленно, например за 2 - 3 часа. Обеспечиваем хорошую вентиляцию, чтобы выгорели все примеси. Конечная температура - 900 - 1000oC. Если нет уверенности в температуре, делаем выдержку 1 - 3 часа, давая возможность всей садке равномерно прогреться. Охлаждение ведем с такой скоростью, с которой остывает печь. Форсированное охлаждение проводим только после нескольких экспериментов - цека глазурей не будет, поскольку нет глазурей, а вот холодный треск из-за кварца может иметь место.
    Обжиг с глазурью после утиля. В печь ставим заглазурованные изделия. Черепок уже обжигали на утиль, так что скорость на начальном участке нагрева может быть выше; главное, хорошо просушить глазурь. Нагрев до конечной температуры проводим так быстро, как позволяет печь и, главное, скорость прогрева изделий. При конечной температуре делаем выдержку от 15 минут до 1-2 часов с целью равномерного прогрева. Если скорость подъема температуры в конце нагрева невысокая (50oC в час и меньше), считаем, что выдержка уже была. Лучше, конечно, здесь пользоваться конусами Зегера. "Полочки" (выдержки при постоянной температуре) на стадии охлаждения - только для кристаллических глазурей и некоторых матовых. В остальном - как в п.1.
    Однократный обжиг с глазурью. Принимаем во внимание все, что в п.1 и в п.2. Не форсируем подъем температуры в интервале 500 - 900oC - до начала плавления глазури из черепка должны удалиться все газы!
    Обжиг деколей, люстровых красок, надглазурных красок. Поднимаем температуру очень медленно (за 2 - 4 часа) до 400oC - надо сгореть всей органике. При этом среда должна быть окислительной (воздушной), а вентиляция - интенсивной. От 400 до 800oC - как угодно быстро. Выдержка 5 - 15 минут.

О том, какие условия обжига диктует печь, читайте ниже.

2. Электрические печи и два слова про другие.

Обжиг керамики проводят в самых разных тепловых агрегатах, называемых печами. Если для нагрева используется тепло электрического тока, печи называют электрическими, если тепло от сгорания органического топлива - топливными и обычно более конкретно:газовыми, дровяными, мазутными и т.д. За тысячи лет обжигов керамики изобретено немало конструкций топливных печей, а за последние сто лет - не меньшее число конструкций электропечей.

    Независимо от вида и конструкции, в печи присутствует:
    свободное пространство для ставки изделий, для краткости - камера;
    огнеупорная и теплоизолирующая оболочка, для краткости - футеровка;
    тепловой источник - нагреватель, горелка и т.д.
    устройство для контроля и регулирования степени нагрева - регулятор.

Каждую печь можно классифицировать по особенностям перечисленных атрибутов. Если нужно заказывать печь, обязательно указывайте эти особенности.

Объем камеры определяет производительность печи в одном обжиге в периодической печи или за цикл толкания одной вагонетки в туннельной печи. В дальнейшем мы будем говорить только о печах периодического действия. Объем камеры может составлять 1 - 2 литра; такие маленькие печки удобны для тестовых обжигов и для изготовления небольших изделий типа керамической бижутерии. Объем камер печей, обычно используемых в мастерских и студиях, составляет от 50 - 100 литров до 1 - 1,5 куб. м. Для фабричных условий характерны печи с объемом от 3 до 20 куб. м.

Футеровка и нагреватель определяют максимальную температуру, которую можно развить в камере. Чем выше требуется температура, тем более высокого класса должны быть огнеупоры, что сразу и, заметим, резко сказывается на стоимости печи. Иногда камера отделена от нагревателя дополнительной футеровкой, называемой муфелем. (Не следует называть муфелями все подряд маленькие печи!)

Регулятор содержит устройство для измерения температуры, которым обычно является термопара, устройство регулирования мощности нагревателя и управляющее устройство, согласующее действие двух первых.

Ниже приведены некоторые конфигурации печей.

Костер

[реклама вместо картинки]

Электропечь 200.1250.L (ООО "Термокерамика"), вариант

http://www.horss.ru/p6_11_24_1.jpg

[реклама вместо картинки]

Такие разные тепловые устройства здесь приведены для того, чтобы глубже понять функции элементов печи.

http://www.horss.ru/p6_11_24_2.gif

Камера - это рабочее пространство, куда помещаются изделия и полки с подставками, из общего объема "от стенки до стенки" нужно вычесть объем, необходимый для нагревателей. А расчет полезной загрузки камеры нужно производить с учетом толщин полок.

Пример. Полезная ширина, глубина и высота камеры - 40 см. Имеется огнеупорная плита 39х39 см, толщиной 2 см и четыре стойки 7х7 см высотой 18 см. Сколько горшков диаметром 18 см и высотой 16 см можно поместить в печь? Ответ: если без полки - 4 шт., а если с полкой - 6 шт. (а не 8; смотрите на рисунке).

Продолжая пример, зададимся вопросом, а что, собственно, выгоднее - обжечь за один раз 4 горшка или 6? Ответ заключен в анализе количества тепла, необходимого на нагрев дополнительной массы огнеприпаса. Если горшок весит грамм 300, а плита и стойки - килограммов 5... Т.е. чуть ли не все тепло пойдет на нагрев огнеприпаса! И остывать печь будет дольше. Может случиться так, что за время обжига шести горшков можно провести два обжига по 4 горшка в каждом.

На самом деле нагреваются не только горшки и огнеприпас, но и стенки печи. В костре это - сплошная масса земли. Прогреть ее трудно, остудить тоже. В современной печи должны присутствовать огнеупоры с низкой теплоемкостью, низкой теплопроводностью и высокой огнеупорностью. Вакуумформованый волокнистый материал ШВП-350 хорошо подходит для конструирования печей с рабочей температурой 1200oC. Если вся печь выполнена из тяжелого шамотного кирпича, она потребует колоссального времени на нагрев и остывание, и соответственно затрат энергии. Такая тяжелая "на подъем" печь не позволит Вам реализовать режимы скоростного нагрева, если они Вам для чего-то поднадобились. Впрочем, можно увеличить мощность нагревателей.

Электрические нагреватели бывают проволочными и керамическими. Проволоку делают из нихрома (дорого, предельная температура 1100oC, зато остаются гибкими после работы) или из железных сплавов. Последние часто называют "фехраль", а импортные аналоги - "кантал"; отечественные марки имеют точное наименование - Х23Ю5Т или Х27Ю5Т. Фехраль работает до 1200 - 1350oC в зависимости от диаметра проволоки. После первого же нагрева необратимо становится хрупким, перегоревший в одном месте нагреватель нельзя починить скруткой!

К керамическим нагревателям относятся карбид-кремниевые, они же силитовые, они же карборундовые стержни: рабочая температура до 1400oC. В последние 10 лет упорно рекламируются дорогие хромит-лантановые нагреватели с рабочей температурой до 1700oC, которые имеют очень высокий ресурс работы при тех же 1300-1400oC (если не сломать, когда устанавливаешь тяжелую плиту :-)). Читайте в другом месте о том, как рассчитывать электрические нагреватели. Здесь мы рекомендуем обращаться за помощью в специализированные фирмы.

Если нагрев осуществляется газовыми горелками, в пространстве печи могут быть достигнуты любые температуры вплоть до 1700oC, а если еще использовать воздух, обогащенный кислородом, - до 2000oC. Газовые (да и другие топливные) печи хороши тем, что позволяют вести обжиг не только в окислительной, но и в нейтральной, и в восстановительной среде. Степень "восстановительности" регулируют изменением соотношения газ/воздух, в современных газовых печах это делается автоматически. Дровяные печи, к сожалению, сложнее поддаются автоматизации, но они просты в изготовлении, дешевы в эксплуатации, для них не требуется согласований с газовой инспекцией, а дают 1200oC запросто.

Чем мощнее нагреватели, тем более быстрый нагрев они могут обеспечить. И тем аккуратнее с ними нужно работать. Представьте, что произойдет в первые же пять минут с горшками, если одна сторона их обращена к мгновенно раскаляющейся стенке с нагревателями, а другая - к холодному соседнему горшку. Плавный разогрев (а точнее - равномерный по всей камере) проще всего получить, используя тиристорные силовые блоки. Регулирование выходной мощности в них происходит по принципу "больше сила тока" - "меньше сила тока", а не по принципу "включено" - "выключено". Если в Вашем распоряжении только последний способ регулирования, то задавайте на первом этапе невысокие температуры (сначала 100oC, через полчаса - 200oC, через час - 300oC, и только потом - конечную температуру). А если в печи совсем нет управляющего прибора, не отходите от нее и щелкайте выключателем каждые пять минут (Это не шутка!).

Называя разные температуры, мы до сих пор не уточняли, о чем идет речь - о температуре на нагревателе? на изделии? на термопаре? Если в печи установлена термопара, то прибор, подсоединенный к ней, будет показывать, естественно, температуру кончика термопары. По разным причинам, о которых написаны тома научной литературы, эта температура только примерно отражает тепловую ситуацию в печи. В процессе нагрева нагреватели всегда горячее, а изделия - холоднее, чем термопара. Термопара показывает температуру в некоторой точке камеры, а что делается в других местах - неизвестно. Тем не менее термопара выдает электрический сигнал, понятный электронным приборам, в том числе и автоматике управления мощностью. С этой точки зрения она незаменима. Долгая практика эксплуатации печи дает информацию о том, где в камере бывает жарче, где холоднее. Рано или поздно мы привыкаем к повадкам этого устройства. Но издавна (с конца 19 века) известен и другой способ определения момента достижения требуемой точки обжига. Это - обжиг по конусам Зегера.

http://www.horss.ru/p6_11_24_3.jpg

Обжиг считается выполненным на данный конус, если конус, деформируясь в процессе обжига, коснулся подставки, на которую он установлен. Конус изготовлен из масс, поведение которых схоже с поведением обжигаемого материала. Если на практике выяснено, что наилучший результат достигается при обжиге на конус, скажем, 114, то все обжиги надо проводить на этот конус, не обращая особенного внимания на показания термопары. Да и термопара не нужна! Использование конусов чрезвычайно распространено в художественной керамике на Западе. И это не случайно...

http://www.horss.ru/h6.php?p=19

0

2

Yuki

    Re: Печь для обжига керамики.

    Мне не хочется вас огорчать, но ваша идей - утопия.

    1. Будет ОЧЕНЬ не экономично. Даже учитывая стоимость электричества. Насколько я знаю, в промышленности газопламенные печи меньше 1 кубометра даже не обсуждаются. Думаю, с дровами будет то же самое, только еще нужно будет место под дрова (внутри агрегата). Дело даже не в экономике, а в физике: чем больше объем, тем проще создать высокую температуру - потери через футеровку будут малы по сравнению с поступлением тепла от топлива.
    2. Муфель почти сразу отпадет, так как в печи на горючем важным теплоносителем являются топочные газы, поэтому дополнительную стенку (именно непроницаемую стенку, а не перегородку) ввести будет сложно. Будет очень проблематично поддерживать нужную температуру, состав среды (это я про глазури) и режим обжига, учитывая такое разнородное по составу топливо, как дрова. В общем и целом работа с таким агрегатом будет сама по себе искусством. Не исключено, что потребуется принудительный поддув. И подумайте, как вы будете контролировать температуру - опыта ее определения по свечению стенок у вас нет.
    3. Конструкция будет ОЧЕНЬ большой. Вы ведь видели обычную дровяную печь? Ваша будет больше, так как у вас внутри будет ваша керамика и топливо с запасом (чтобы не создавать перепады температур), огнеупорный шамот во всю камеру, теплоизоляция (лучше всего - насыпная), а нормальная продолжительность обжигового режима - 12 часов. Причем это именно режим - нагрев нужно осуществлять с определенной скоростью, иначе выход годной (без дефектов) керамики будет не велик.
    4. Греться все это будет не по детски, так что ничего горючего примыкать к печи не должно (заборов, беседок, навесов) плюс труба под дымовые газы (не только для тяги, но и чтобы не загадить все окрестности продуктами разложения тех же компонентов глазури). Экстренное тушение такой штуки просто не возможно - рванет.
    Не знаю, чем там занимаются иностранцы, но, скорее всего, на сайтах вы видели оборудование мелких ремесленных мастерских. В них оборудование достаточно большое по загрузке, построенное по другим канонам, чем отопительные печи, есть опытные обжигальщики, учившиеся не год и не два, нет проблем с площадями (как для самой печи, так и для запаса топлива к ней хотя бы на один обжиг).
    Если вы очень загорелись идеей и участок у вас больше 6 соток – поищите в библиотеках литературу по промышленным печам, традиционные печники вам слабо помогут. Но настоятельно обращаю внимание: размеры вашей рабочей камеры 40х40х40 – маловато для печи на дровах или угле, но вполне реализуемо для электрической. Затраты на электроэнергию зависят не только от размеров камеры, но и от толщины теплоизоляции! Если вам не нужны быстрые режимы нагрева/охлаждения (они актуальны для промышленности) то можно обойтись сравнительно небольшой мощностью за счет увеличения теплоизоляции. При этом электрическая печь буде гораздо проще в управлении, обслуживании, безопаснее и меньше. Естественно, в готовом виде печь таких размеров стоит как пароход, но и сделать ее из подручных средств проще, чем дровяную. Если вы нацелены на результат, конечно.

http://www.forumhouse.ru/forum31/thread29580.html

0

3

He Боги горшки обжигают

глина гнездо ласточкиНе приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок, используемых все­ми пернатыми строителями, в дело идет также глина. Мало того, глина у ласточек — ос­новной строительный матери­ал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а лас­точка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяе­мой специальными железами, ласточка, как заправский гон­чар, комочек за комочком ле­пит глубокую чашу. Высыхая, она становится настолько прочной, что, случись ей нена­роком упасть, — не разобьется. Вполне возможно, что в очень далекие времена наблюдения за ласточкиной работой наве­ли человека на мысль соору­жать глинобитные жилища и хаты-мазанки. До сих пор по «ласточкиной технологии» из необожженной глины изгота­вливается кирпич-сырец, ис­пользуемый для возведения различных построек, причем не только сельских, но и го­родских. Как известно, сильно утрам­бованная глина не пропускает влагу, поэтому в народном строительстве из нее делали не только стены, но и полы с крышами. Чтобы повысить прочность глинобитного пола, его время от времени полива­ли соленой водой.

Глина настолько прочно вошла в строительное дело, что даже в наш железобетонный век в глинобитных жилищах обита­ет треть населения планеты. И это не считая домов из обожженных кирпичей.

В древности на тонких глиняных таб­личках писали так же привыч­но, как сейчас пишут на бумаге. (Кстати, белая глина обяза­тельно входит в состав современной бумаги. Значит, в ка­кой-то мере мы и сейчас пи­шем на глине.) Среди найден­ных при раскопках глиняных табличек встречаются всевоз­можные документы: законы, справки, хозяйственные отче­ты. Глиняные таблички стали страницами и самых первых книг, написанных древними авторами. На них были увеко­вечены эпические поэмы, ре­лигиозные гимны, пословицы и поговорки, сложенные в те далекие годы. Одни таблички после выполнения надписей лишь хорошо просушивали на солнце, а другие, более ценные, предназначенные для долгого хранения, — обжигались. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Только вот беда: посуда из необожженной глины очень хрупкая и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Разгребая золу угас­шего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел ко­стер, становилась твердой, как камень, и не размывалась дож­дями. Возможно, это наблюде­ние и надоумило человека об­жигать посуду на костре. Как бы то ни было, но обож­женная в костре глина была первым в истории человечест­ва искусственным материа­лом, который получил впос­ледствии название керамики. С развитием техники отфор­мованные и высушенные гли­няные изделия стали обжигать уже не в кострах, а в специаль­ных печах — горнах. На Руси само слово «гончар» произош­ло от названия обжиговых пе­чей. В старину мастеров, рабо­тающих с глиной, называли горнчарами, но со временем бу­ква «р», затрудняющая произ­ношение, была утрачена. Керамические изделия — са­мые распространенные наход­ки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниет и не горит, не окисляется, подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в пер­возданном виде. Это прежде всего разнообразная посуда, светильники, детские игрушки, культовые статуэтки, литейные формы, грузила для рыболов­ных сетей, пряслица для вере­тен, катушки для ниток, бусы, пуговицы и многое другое.

В руках талантливых мастеров обычные вещи превращались в истинные произведения деко­ративно-прикладного искусст­ва. Высокого развития искус­ство керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Ва­вилоне, Греции и Китае. Мно­гие музеи мира украшает посу­да, изготовленная древними гончарами. Старые мастера умели лепить посуду порой ги­гантских размеров. Поражают высоким техническим мастер­ством греческие пифосы — со­суды для воды и вина, достига­ющие высоты двух метров. Именно в сосуде-пифосе, а не в бочке, как принято считать, жил древнегреческий фило­соф Диоген.

В наше время утрачены многие секреты, которыми владели древние мастера. Несмотря на высокое развитие производст­ва, современные керамисты еще не сумели раскрыть тайну приготовления глазури, кото­рая покрывает две большие ва­зы, обнаруженные при раскоп­ках китайскими археологами. Когда в найденные вазы нали­ли воду, глазурь тут же потем­нела и изменила цвет. Стоило только вылить воду, как сосу­ды вновь обрели свою первона­чальную белизну. Хотя эти удивительные вазы-хамелеоны были сработаны китайскими гончарами более тысячи лет назад, они не утратили своих удивительных свойств. Славилась керамикой и Древ­няя Русь. Из мастерских гон­чаров выходили чаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувши­ны-календари. Каждый кален­дарь представлял собой кув­шин, на котором штампиками наносились определенные зна­ки в прямоугольнике, отведен­ном каждому месяцу. Кроме календарей, рассчитанных на круглый год, были сельскохо­зяйственные календари, охва­тывающие срок с апреля по ав­густ, то есть от посева до жат­вы хлеба. На таком календаре особыми знаками указывались важнейшие языческие празд­ники, сроки полевых работ и даже дни, когда нужно было у неба просить дождя или вёдра (солнечной погоды). В сам же кувшин-календарьзаливалась освященная вода, которой крапили поля во время молебна. Столовую посуду русские гон­чары расписывали специаль­ными керамическими краска­ми либо ангобами (жидкими цветными глинами), покрыва­ли стекловидной поливой — глазурью. Особенно много выделывалось чернолощеной по­суды. Слегка подсохшие изде­лия натирали до блеска лощи­лом (гладким камнем или от­полированной костью), а за­тем обжигали на коптящем пламени без допуска в горн ки­слорода. После обжига посуда приобретала красивую сереб­ристо-черную или серую по­верхность, одновременно она становилась более прочной и менее влагопроницаемой. Глиняная посуда есть в каж­дом современном жилище, хо­тя трудно поверить, что свер­кающие белизной фарфоро­вые чашки и тарелки — родст­венники закоптелых печных горшков, горлачей и всевоз­можных махоток, вылеплен­ных из темной глины. Но по­суда из белой и темной гли­ны — не соперники, каждая хо­роша для своего назначения.

Самый ароматный чай можно заварить только в фарфоро­вом чайнике, а самый вкусный варенец из коровьего молока можно приготовить лишь в глиняном горлаче да еще и в русской печи.

http://poselenie.ucoz.ru/pict/gorshki.jpg

В современном городском жи­лище глина присутствует так­же в виде всевозможных обли­цовочных плит, ванн, раковин.

Словом, глина всегда совре­менный материал, без которо­го невозможно обойтись ни в настоящем, ни в будущем. Издревле глина служила чело­веку не только как сырье для керамики и строительства. На­родные целители применяли глину как своеобразное целеб­ное средство. Например, растя­жение жил лечили пластырем, приготовленным из желтой глины, разведенной в уксусе. Для того чтобы унять боли в пояснице и суставах, наклады­вали на больные места пла­стырь из глины, разведенной в горячей воде с добавлением керосина. Знахари отдавали предпочтение печной глине, используя ее при ворожбе, на­шептывании от сглаза и лече­нии лихорадки. В качестве ме­дицинского оборудования в ход шла различная глиняная посуда. В одних сосудах гото­вили снадобье, в других храни­ли сушеные травы и коренья. А самые маленькие горшочки, которые за свои небольшие размеры назывались махотка­ми, использовались при про­студах как обычные медицин­ские банки. Вероятно, первая медицинская грелка также бы­ла глиняной. Сначала в каче­стве грелки применяли кув­шин с узким горлышком, в ко­торый наливали горячую воду. Потом по заказам лекарей гон­чары стали изготавливать спе­циальные медицинские грелки в виде низкой посудины с пло­ским широким дном и плотно закрывающимся горлышком. Даже обычный красный кир­пич, как говорят, был постав­лен на службу здоровья. Его накаляли в печи, затем сыпали сверху луковую шелуху, вды­хая в себя появляющийся при этом дым. Современная меди­цина подтверждает, что подоб­ная ингаляция помогает при простудных заболеваниях. С помощью раскаленного кирпи­ча можно также продезинфи­цировать помещение, изгнать из него комаров и мух. Только в этих случаях вместо луковой шелухи использовалась по­лынь и ветки можжевельника.

Мало кому известно, что жи­тели Севера - чукчи и коряки — употребляли глину... в пищу. Конечно, не всякую глину, а бе­лую, называемую северянами «земляным жиром». Ели земля­ной жир вместе с оленьим мо­локом или же добавляли в мяс­ной бульон. «Съедобной» гли­ной не брезговали и европейцы, приготовляя из нее лакомство наподобие конфет.

Был я на топанце...»

Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Эту за­гадку в старые годы мог отга­дать каждый. Герой загадки — обычный печной горшок. На его примере можно просле­дить весь путь, который про­ходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Ко­панцами» деревенские гонча­ры называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» — ровное место во дворе или избе, где ее топтали нога­ми, тщательно разминая и вы­бирая попавшие в нее камуш­ки. После такой обработки глина поступала на «кружа­ло», то есть на гончарный круг, где она приобретала фор­му горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высы­хал, его отправляли на «по­жар», а точнее в печь, где пос­ле обжига он становился твер­дым как камень. Но чтобы гор­шок не впитывал влагу, он должен был побывать «на об­варе». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гу­щу или жидкую мучную бол­тушку.

Во второй части загадки об­разно и кратко показана даль­нейшая судьба готовой глиня­ной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кор­мил», а вот почему он в старо­сти «пеленаться стал», совре­менному человеку вряд ли по­нятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили вы­брасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бере­сты, словно пеленали. Обви­тые берестой горшки и другая глиняная посуда могли слу­жить еще долгие годы. Нам еще не раз придется вспомнить эту старую русскую загадку, а пока речь пойдет о копанцах и «живой глине».

«Живой глиной» гончары назы­вали глину, находящуюся в при­роде в естественном состоя­нии.

Глина, встречающаяся в при­роде, настолько разнообразна по составу, что в земных не­драх фактически можно найти готовую глиняную смесь, при­годную для изготовления лю­бого вида керамики — от свер­кающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладо­вых возникают фабрики и за­воды по производству керами­ки, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время бы­ла обнаружена белая глина. У каждого уважающего себя де­ревенского гончара тоже были хотя и небольшие, но свои за­ветные месторождения, а про­ще — ямы-копанцы, где он до­бывал глину, пригодную для ра­боты. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностя­ми. Мало того, одного месторо­ждения было не всегда доста­точно, поскольку для разных изделий требовался различный состав глины. Так, например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отлича­ется высокой пластичностью, прекрасно формуется на гон­чарном круге, а после подсыха­ния ее можно выгладить до зер­кального блеска. Посуда из та­кой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочно­стью. Одна беда: жирная глина при сушке и последующем об­жиге легко трескается. У изде­лий изтощей глины, содержа­щей значительное количество песка, — шероховатая поверх­ность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при суш­ке и обжиге тощая глина трес­кается очень редко. Для хоро­шей глины предпочтительна зо­лотая середина, когда она имеет среднюю жирность.

Жирной считается глина, со­держащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ мож­но практически всюду, было бы желание. К тому же небо­льшое количество глины все­гда можно «исправить» отмучиванием и другими способа­ми. Глина может залегать сра­зу же под слоем почвы на небо­льшой глубине. На садовых участках ее можно обнаружить при различных земельных ра­ботах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в отко­сах и склонах оврагов. В Не­черноземье есть области, где глина буквально находится под ногами и в сырую погоду на проселочных дорогах пре­вращается в сплошное месиво, вызывая негодование прохо­жих. Даже из такой собранной на дороге «грязи» можно ле­пить, а затем обжигать небо­льшие декоративные изделия. Но, разумеется, этого делать не следует. Даже там, где кру­гом глинистая почва, нужно вырыть хотя бы неглубокую канаву, чтобы добраться до более чистых и однородных слоев.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где-нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ре­монт водопровода или газо­провода. При этом глиняные пласты, залегавшие на боль­шой глубине, оказываются на поверхности.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно про­стым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взя­той для пробы, скатайте меж­ду ладонями жгут толщиной примерно с указательный па­лец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятно­сти, в ней содержится 10— 15% песка.

Каждый вид глины на опреде­ленной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Вы­сохшая глина отличается от сырой лишь более светлым то­ном, но при обжиге большин­ство глин резко меняет свой цвет. Исключение составля­ет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. Окраска «живой глины», обычно находящейся во влажном состоянии, чаще всего обманчивая. После об­жига она может неожиданно резко измениться: зеленая ста­нет розовой, бурая — красной, а синяя и черная — белой. Как известно, свои игрушки масте­рицы из села Филимоново Тульской области лепят из черно-синей глины. Лишь по­бывав после просушки в обжи­говой печи, игрушки становят­ся белыми с чуть кремоватым оттенком. Чудесное превраще­ние, которое произошло с гли­ной, объясняется очень про­сто: под влиянием высокой температуры выгорели орга­нические частицы, которые придавали глине до обжига черную окраску. Кстати, по­добные частицы находятся в черноземе, где они также опре­деляют цвет этой почвы. На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоя­нии, влияют также находящи­еся в ней различные минераль­ные примеси и соли металлов. Если, например, в состав гли­ны входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фио­летовой. По цвету, который приобретает глина после об­жига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розо­вый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричне­вый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет). Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого куска слепите пластинку или скатайте ша­рик, который после тщатель­ной сушки обожгите в печи. Заготовленную глину положи­те в деревянный ящики залей­те водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желатель­но сразу заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небо­льшая ее часть, а остальная бу­дет постоянно вылеживаться. Чем больше глина будет нахо­диться во влажном состоянии, тем лучше. Раньше гончары выдерживали глину на откры­том воздухе в так называемом глиннике — специальной яме, стены которой делали из бре­вен, плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех меся­цев, но порой она находилась в открытом хранилище по не­скольку лет. Весной и летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и по­ливали дожди, зимой она за­мерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее про­никала талая вода. Но все это шло глине только на пользу, поскольку она разрыхлялась от многочисленных микротре­щин, при этом окислялись вредные органические приме­си и вымывались растворимые соли.

Многовековая практика народ­ных мастеров показала, что чем больше вылеживается гли­на, тем лучше ее качество...

Глину, имеющую оптималь­ную жирность и хорошо выле­жавшуюся, достаточно лишь тщательно промять и выбрать случайно попавшие в нее ка­мушки. В былые годы глину разминали в гончарне или из­бе на полу, посыпанном пес­ком, который в загадке о горшке назван «топанцем». Нередко проминкой и очист­кой глины занималась вся се­мья, в том числе и дети. Глину топтали босыми ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкую пластину, которую тут же скатывали в рулон. Затем рулон складывали по­полам и снова топтали. Когда же глина вновь обретала фор­му пластины, сворачивали но­вый рулон. Так повторяли до пяти раз, пока глина не пре­вращалась в однородную мас­су, мягкую и податливую, как тесто для пирогов. Кстати, хорошо промятую и очищенную глину, готовую для гончарных работ, так и называют — глиняным тестом.

Глину, содержащую много пес­ка и посторонних примесей, перед проминкой обязательно очищают просеиванием и отмучиванием.

Просеивание глины

Если вы решили просеять глину, то разложите ее небольшими комками на деревянном на­стиле и высушите на солнце (рис. 1.1). Зимой глина хоро­шо сушится на морозе, разло­женная под навесом, куда не попадает снег. Небольшое ко­личество глины можно высу­шить в помещении, на теплой печи или на батарее централь­ного отопления. Разумеется, чем меньше будут комки, тем быстрее высохнет глина. Вы­сохшую глину ссыпьте в тол­стостенный деревянный ящик и разбейте трамбовкой — мас­сивным отрезком древесного ствола с укрепленными сверху ручками (1.2). Образовавшую­ся глиняную пыль просейте через мелкое сито и удалите из нее всевозможные примеси в виде камушков, щепок, были­нок и крупных песчинок (1.3). Перед лепкой глиняный поро­шок замешивают так же, как тесто для хлеба, доливая время от времени воду и тщательно перемешивая руками глиня­ную массу. Часть глиняного порошка желательно хранить на тот случай, если глиняное тесто необходимо быстро сде­лать более густым, а времени на подсушивание и выпарива­ние нет. В жидкое глиняное те­сто подсыпают необходимое количество порошка, а затем хорошо вымешивают.

Отмучивание глины

При отмучивании глина не только очищается, но и становится более жирной и пластичной. Поэтому чаще всего отмучивают глину, содержащую много песка, имеющую низкую пла­стичность.

Отмучивать глину нужно в высокой посудине, например в ведре.

Одну часть глины залейте тре­мя частями воды и оставьте на ночь. Утром глину тщательно размешайте мутовкой до полу­чения однородного раствора. Затем дайте раствору продол­жительное время отстояться. Как только сверху вода вы­светлится, осторожно слейте ее с помощью резинового шланга. Но не так-то легко слить воду, не замутив ее. Поэ­тому еще в древности было придумано простое и остроум­ное приспособление, которое до сих пор применяют япон­ские гончары (рис. 1.4). В де­ревянной кадке на небольшом расстоянии друг от друга свер­лят по вертикали несколько отверстий. Каждое отверстие перед заполнением кадки жид­ким глиняным раствором за­тыкают деревянной пробкой. Более тяжелые песчинки и разного рода камушки оседают на дно в первую очередь. За­тем, после отстаивания, вниз опускаются частицы глины. Постепенно вода сверху свет­леет и становится наконец прозрачной (1.4а). Как только уровень светлой воды кажется чуть ниже верх­него отверстия, пробку вытас­кивают, и осветленная, отсто­явшаяся вода выливается из бочки (1.46). Через какое-то время вынимают пробку, рас­положенную ниже. Так посте­пенно сливается вся отстояв­шаяся вода. Чтобы ускорить процесс оседания глины, в рас­твор предварительно добавля­ют горькую английскую соль (примерно одну щепоть на вед­ро). Вместо деревянной кадки можно использовать подходя­щую металлическую посудину. На разных уровнях в нее впаи­вают короткие трубки, кото­рые затыкают пробками.

http://poselenie.ucoz.ru/pict/glina1.jpg

После удаления отстоявшейся воды осторожно вычерпайте жидкую глину, оставляя нетро­нутым нижний слой, в котором находятся осевшие на дно ка­мушки и песок. Глиняный рас­твор вылейте в широкий дере­вянный ящик или таз и по­ставьте его на солнце, чтобы из глины быстрее испарилась лишняя влага (1.5). Как только подсохшая глина потеряет те­кучесть, время от времени пе­ремешивайте ее лопатой. После того как глина приобре­тет консистенцию густого теста и перестанет прилипать к ру­кам, ее закрывают полиэтиле­новой пленкой или клеенкой и хранят до начала лепных работ.

Отощающие добавки

При из­готовлении крупных изделий в жирную глину вводят так на­зываемые отощающие добавки, которые способствуют умень­шению усадки при сушке и об­жиге, предотвращая тем самым появление на изделии трещин и коробление.

Еще в древности при изготов­лении больших сосудов, пред­назначенных для хранения продуктов, в глиняное тесто добавлялась дресва — крупный песок, получаемый дроблени­ем камня-песчаника. Но самым распространенным отощающим материалом всегда был мелкий песок. Чтобы удалить из песка посторонние включе­ния, его несколько раз промы­вают чистой водой, а затем су­шат. Иногда в глину добавля­ют другие отощающие матери­алы, придающие ей дополни­тельные свойства. Керамика станет более легкой и порис­той, еслив глиняное тесто вве­сти немного опилок. Народные мастера Средней Азии вместо опилок добавляют в глину пух тополя и болотного растения — рогоза, а также измельченную шерсть животных. Примесь так называемого ша­мота делает керамику более ог­неупорной. Шамот можно при­готовить из огнеупорного кир­пича, который предварительно толкут и просеивают через си­то, удаляя керамическую пыль. Оставшиеся в сите крошки размером не более просяного семени и есть шамот. Его доба­вляют в глиняное тесто не бо­лее 1/5 общей массы.

Наряду с шамотом для получе­ния огнестойкой керамики ис­пользуется бой истолченной и просеянной керамической посуды.

«Перебивание» глины

Не­посредственно перед лепкой, чтобы удалить из вылежав­шейся глины пузырьки возду­ха и повысить ее однород­ность, глиняное тесто «переби­вают» и переминают. «Перебивание» глины незаме­нимо в тех случаях, когда гли­на по каким-либо причинам была недостаточно хорошо очищена и в ней встречаются мелкие камушки и другие ино­родные включения. Обработку начинают с того, что из куска глины скатывают колобок (рис. 2.1), который затем при­поднимают и с силой бросают на стол или верстак. При этом колобок слегка сплющивается и принимает форму каравая. В руки берут гончарную струну (стальную проволоку с двумя деревянными ручками на кон­цах (2.2)) и разрезают «кара­вай» на две части (2.3). Под­няв верхнюю половину, пере­ворачивают ее срезанной сто­роной вверх и с силой бросают на стол. На нее также с силой бросают, не переворачивая, нижнюю половину (2.4). Сле­пившиеся половинки перере­зают сверху вниз струной, за­тем один из разрезанных кус­ков глины бросают на стол, а на него — второй (2.5). Эту операцию повторяют несколь­ко раз. При разрезании глиня­ного теста струна выталкивает из него встречающиеся на пу­ти всевозможные камушки, вскрывает пустоты и уничто­жает пузырьки воздуха. Чем больше сделано разрезов, тем чище и однороднее станет гли­няное тесто.

http://poselenie.ucoz.ru/pict/glina2.jpg

Обработать глиняное тесто можно также с помощью плот­ницкого струга или же большого ножа (рис. 3). Ком глины тщательно уплотняют с помо­щью массивной деревянной колотушки (3.1). Затем его с силой прижимают к столу или верстаку и срезают стругом (3.2а) или ножом тончайшие пластинки (3.26). Попадаю­щиеся под лезвие всевозмож­ные инородные включения от­брасывают в сторону. Чем тоньше срезаемые пластинки, тем чище и однороднее стано­вится глиняное тесто. Полу­ченные после строгания пла­стинки снова собирают в еди­ный ком и уплотняют коло­тушкой до тех пор, пока он не станет монолитным (3.3). Под­готовленный таким способом ком глины снова строгают. Эти приемы повторяют до тех пор, пока глиняное тесто не станет однородным и пластич­ным.

http://poselenie.ucoz.ru/pict/glina3.jpg

Перемин глины

Это послед­няя стадия подготовки глиня­ного теста, предназначенного для лепки. В руки берут ком глины (рис. 4.1) и раскатыва­ют его так, чтобы получился удлиненный валик (4.2). За­тем валик сгибают пополам (4.3) и обминают его так, что­бы опять получился округлый ком (4.4). С этого момента все операции промина повторяют в той же последовательности несколько раз.

Пластичность глиняного теста зависит не только от однород­ности его структуры и состава, но и влажности.

http://poselenie.ucoz.ru/pict/glina4.jpg

Если глина слишком сухая, ее перед каждым последующим перемином обильно сбрызгива­ют водой.

Определяют пластичность глины уже известным вам спо­собом. Небольшой комок гли­ны (4.5а) раскатывают между ладонями (4.56). Полученный жгут сгибают пополам. Если глина имеет высокую пластич­ность, то на изгибе жгута не появится ни единой трещины (4.5в).

Наличие трещин говорит о том, что глина слишком пере­сохла и ее необходимо увлаж­нить (4.5г).

Известно множество народных способов подготовки глиняно­го теста. В некоторых областях России мастера-игрушечники проминают, а затем и разделя­ют глину на отдельные заго­товки следующим способом. Глиняный ком (рис. 5.1) сплю­щивают деревянным молотком (5.2). Полученную пластину сворачивают в рулон (5.3). Ру­лон сминают молотком и лепят из него такой же ком, какой был в самом начале (5.4). Сле­пленный ком снова расплющи­вают (5.5) и пластину скручи­вают в рулон (5.6). Проделав все это несколько раз, рулон тщательно переминают и из полученного кома скатывают жгут, который разрезают но­жом на «ломти» (5.7). Каждый «ломоть» в зависимости от ве­личины будущей заготовки разрезают в свою очередь на две или четыре части (5.8). Ка­ждую половинку и четвертин­ку раскатывают в ладонях, по­лучая заготовки в виде шари­ков одинаковой величины (5.9). Заготовки укладывают в деревянный ящик, накрывают вначале увлажненной тканью, а затем уже клеенкой или по­лиэтиленовой пленкой. Иног­да их складывают в какую-ни­будь металлическую посудину, закрыв сверху крышкой. В та­ком виде заготовки могут хра­ниться более месяца, не теряя при этом первоначальной пла­стичности.

http://poselenie.ucoz.ru/pict/glina5.jpg

Сушка глиняных изделий

Прежде чем попасть на «пожар», каждое глиняное изделие должно пройти подготовительную стадию, называемую сушкой.

Сушка — довольно длительный процесс. Поспешность может свести на нет всю предыдущую работу: при быстрой сушке изделие покрывается многочисленными трещинами и коробится. На первом этапе сушки влага из изделия должна испаряться как можно медленнее. В первые дни посуду и игрушки народные мастера сушат в помещении или под навесом в тихом заветренном месте, где не бывает сквозняков. На предварительную сушку уходит двое-трое суток. После этого изделия досушивали на протопленной печи. Чем лучше высохнет глина, тем больше надежды на то, что при обжиге не возникнет брак.

Изделие, имеющее сложную форму с множеством деталей, сушить нужно с особой осторожностью, например, опустив в какую-либо металлическую посудину или коробку, прикрыв ее сверху газетным листом. Крупное изделие можно покрыть сверху сухой тряпкой. На вторые сутки тряпку снимают, но продолжают сушить изделие в тени. Примерно на четвертые сутки средних размеров изделие можно досушивать на печи или на батарее центрального отопления. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, необходимую для дальнейшей обработки. Перед тем как подвергнуть обжигу, каждое изделие нужно тщательно осмотреть. Если будут обнаружены трещины, их необходимо тщательно заделать. Трещину смачивают водой и замазывают мягкой глиной. Кроме трещин, на изделии могут оказаться всевозможные неровности, случайные наслоения, приставшие к поверхности глиняные крошки и мелкие царапины. Испорченные участки нужно обработать циклей и зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить глиняную пыль широкой кистью или щеткой.

Для придания изделию блеска применяют лощение. Один из древних способов лощения очень прост. Поверхность подсохшего изделия натирают любым гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска.

После обжига блеск становится сильнее. Лощеную посуду можно смело использовать в хозяйстве, так как она достаточно влагоустойчина. На Руси лощеную посуду с декоративной целью дополнительно подвергали чернению. Для этого в конце обжига в печь бросали какое- нибудь дымящее топливо, например, вар. Впитывая дым, сосуды становились черными, сохраняя блеск. Есть еще один способ чернения посуды. Раскаленную керамику бросают в опилки или в рубленую солому.

Обжиг глины. Строительство традиционного гончарного горна

http://poselenie.ucoz.ru/pict/gorn.jpg
Горн для обжига керамики

http://poselenie.ucoz.ru/pict/0245678466.gif
Древнерусские гончарные горны: одноярусный из Белгорода (общий вид) и двухъярусный с Донецкого городища (разрез).

http://poselenie.ucoz.ru/pict/0231403433.gif
Кустарные горны открытого и закрытого типов.

Глины для горна потребуется очень много. Сначала ее надо тщательно подготовить. Глина не должна быть слишком жирной — на одну часть глины нужно добавить три части песка. Добавив воды, замесите массу в каком-нибудь большом корыте. Следите, чтобы она не была слишком жидкой! Для замешивания выстругайте из доски большую деревянную лопату.

Выбрав место для печи, выложите на нем слой глины и хорошо утрамбуйте его. На этом слое сделайте площадку из кирпичей или камней-валунов (используйте только гранитные камни, известняк для этого не годится) Камни скрепите глиняным раствором.

На этой площадке будем выкладывать круглую печь диаметром примерно 1 м. Ее делают, как очень большой горшок из жгутов. Жгуты нужны толстые, диметром не меньше 20 см. Чем толще стенки печи, тем лучше она будет держать тепло.
Выложив первый круг, продолжайте выкладывать жгуты по спирали. Уложив каждые три ряда, выровняйте стенки и утрамбуйте их деревянной колотушкой.

Возведя стенки на высоту 30 см — нижняя камера горна готова, в ней будут гореть дрова.
Теперь надо установить колосники-решетки, на которые вы будете ставить обжигаемые изделия. Для колосников нужно заранее подыскать железные прутья, решетки, сетки.

Уложите прутья поперек печи на небольшом расстоянии друг от друга так, чтобы глиняные изделия не проваливались между ними. Если прутья будут немного выступать за края горна, это не страшно.

А теперь продолжайте возводить стены, уменьшая диаметр спирали с каждым витком. Вот и готова вторая камера, в которой будут помещаться обжигаемые изделия. Вверху оставляем круглое отверстие — люк для загрузки горна.
Отверстие для топки, через которое кладут дрова, вырежьте большим ножом или саперной лопаткой сразу после возведения стен, пока глина не высохла.

Около «входа» в печку сделайте глиняные ворота из жгутов. Можете украсить печку налепленными узорами — пусть это будет, например, огнедышащий дракон.
В зависимости от погоды готовый горн сохнет 10—15 дней. На один-два дня лучше закрыть его мешковиной, а потом сушить на открытом воздухе. Если при сушке образуются трещины, забейте их глиняной массой. От дождя закрывайте горн куском полиэтилена, а еще лучше, постройте над ним небольшой навес.

Когда горн высохнет, его нужно обжечь. Хорошо, если к этому времени у вас накопятся и изделия для обжига — тогда вы сэкономите и дрова, и время. Горн загружают через верхнее отверстие. Сначала на колосники помещают крупные изделия, потом между ними и на них укладывают изделия поменьше. Люк прикрывают листом железа и засыпают черепками и сухой землей. Но оставьте сверху небольшую щель для выхода дыма, иначе не будет движения воздуха и огонь не разгорится.
Сначала печь прогревают на медленном огне, а потом подбрасывают больше и больше дров.

Обжиг начинают утром и заканчивают вечером. Ночью горн остынет, а утром его можно будет «разгружать», то есть вынимать из него готовые изделия. Если у вас под рукой нет достаточного количества глины, чтобы слепить горн, его можно построить по той же схеме из кирпичей. Температура в гончарном горне достигает 900°С. Изделия в горне прогреваются равномерно.

Обвар глиняных изделий

Обвар — последняя стадия обработки глиняной посуды в деревенских гончарнях.

После обвара глиняная посуда становится менее водопроницаемой и к тому же более прочной.

Обвар производится сразу же после того, как еще горячая посуда вынута из горна. Придерживая щипцами, ее окунали в заранее заготовленный жидкий раствор клейстера из ржаной или овсяной муки. Обваривали глиняную посуду также в квасной гуще, которая обычно оставалась на дне кадушки с квасом. Гончары Средней Азии для этих же целей применяли молочную сыворотку.

Мучной отвар и квасная гуща проникают глубоко в стенки глиняной посуды, обвариваются и надежно закупоривают ее поры. После обвара изменяется и внешний вид посуды: она покрывается многочисленными темными пятнами, придающими ей неповторимое своеобразие. К тому же пятна, по убеждению деревенских гончаров, предохраняют содержимое сосуда от дурного глаза.

Постепенно обваривание стало применяться все реже, гончары все больше используют глазурь или поливу - покрытие изделий тончайшим слоем стекла.

Древнерусские гончары врезали свой горн в склон холма. Как это выглядело, вы можете видеть на рисунке, на котором горн нарисован в разрезе.

http://poselenie.ucoz.ru/publ/he_bogi_g … /1-1-0-209

0

4

Свернутый текст

0

5

Свернутый текст

0

6

Свернутый текст

0

7

Свернутый текст

0

8

Обжиг в костре

Превращение глины в керамику происходит при температуре 500—900°С. Чем ниже температура, тем дольше должен длиться обжиг. Исследования показали, что в костре можно достичь температуры до 750°С. Обжиг в кострах не изжил себя и в наше время. Он сохранился в Средней Азии, Африке и Америке. Самое короткое время обжига в костре от 8 до 12 часов, но бывает, что он длится несколько суток. Как вы помните, Робинзон обжигал свою посуду всего за одну ночь.

Жителям сельской местности при необходимости можно вполне воспользоваться многовековым опытом. На ровной площадке укладывают куски кирпичей и в первую очередь ставят на них крупные вещи. Затем кладут изделия средних размеров и капсели с мелочью (рис. 69.2). Пирамиду из глиняных изделий осторожно обкладывают дровами и поджигают костер. Жечь костер нужно по крайней мере не менее 8 часов. Хотя, как уже говорилось, чем дольше длится обжиг, тем прочнее становится керамика. Но если вещи имеют чисто декоративное назначение, то необязательно добиваться от черепка каменной твердости.

http://www.kefa.ru/image/glina/kefa-picture069.jpg

Мелкие изделия в капселях можно обжечь в костре и другим способом (69.1). На ровной площадке вырывают неглубокую ямку. На ее дно укладывают решеткой дрова и ставят капсели из консервных банок. Яму засыпают древесным углем, оставшимся от старого костра. Когда уголь полностью покроет банки, его присыпают тонким слоем земли. На подготовленной таким образом площадке разводят костер, на котором можно варить пищу или же использовать для каких-либо других надобностей: обжиг будет идти как бы автоматически. Если костер перестают жечь поздно вечером, его гасят, присыпают землей и оставляют до утра. Утром капсели выкапывают из золы и достают из них обожженные изделия.

http://www.kefa.ru/article/kefa/fire/obgig_v_koctre.htm

Обжиг в гончарном горне

В отличие от костра в гончарном горне достигается температура выше 900°С. Изделия находятся в специальной камере, и не надо бояться повредить их неудачно брошенным поленом. Существует множество конструкций горнов, но, пожалуй, самый простой — двухкамерный горн. Камеры его разделены колосниковой решеткой: в верхней размещаются изделия, а в нижней — топливо. Современные гончары нередко в качестве решетки использует ступицы от колес автомашин (69.3).

Ступицы имеют различные размеры, следовательно, от них зависят и размеры горна. Чаще всего горн врывают в склон оврага или холма — толща земли служит надежным теплоизолятором. Корпус горна выкладывают из кирпича или же лепят из глины. Из густо замешенной глиняной массы (1 часть глины на 3 части песка) скатывают валики диаметром примерно 10 см и выкладывают из них стенки горна подобно тому, как лепят сосуды из жгутов. После укладывания нескольких рядов стены выравнивают каждый раз деревянной колотушкой.

В зависимости от погоды горн сушится 10—15 дней, а то и больше. Высушенный горн присыпают землей и обжигают. С целью экономии дров и времени вместе со стенками печи обжигают изготовленные к этому времени всевозможные глиняные изделия. Горн загружают через люк, находящийся сверху. Сначала на колосники ставят крупную посуду, потом среднего размера, а на самый верх укладывают всякую мелочь. Люк, через который загружается горн, прикрывают листом железа и черепками. В течение нескольких часов печь прогревается на малом огне, затем постепенно жар усиливают. Когда температура перевалит за 900°С, изделия раскаляются и начинают светиться оранжево-красным светом. Чтобы обжечь игрушки, достаточно всего 3—4 часа, а для посуды и других крупных изделий требуется не менее 12 часов. Обычно обжиг начинается утром и кончается вечером. В течение ночи горн вместе с изделиями остывает, а утром его можно уже разгружать.

http://www.kefa.ru/article/kefa/fire/ob … _gorne.htm

0

9

0

10

THE KIRKWOOD KILN

Свернутый текст

http://www.woodfiring.com/images/107.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/112.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/118.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/200.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/301.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/304.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/306.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/307.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/309.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/409.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/414.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/422.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/305.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/412.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/424.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/426.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/side_view_2.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/side_view_4.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/side_view_3.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/kiln_view_1.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/kiln_view_3.JPG

http://www.woodfiring.com/KIRKWOODKILN.html

0

11

Строительство традиционного гончарного горна (для обжига керамики)

На Руси само слово «гончар» произошло от названия печи. Сперва мастеров-керамистов называли «горнчарами». Но буква «р» затрудняла произношение. Поэтому «горнчары» стали «гончарами».

Древнерусские гончары врезали свой горн в склон холма. Как это выглядело, вы можете видеть на рисунке, на котором горн нарисован в разрезе.

http://suvenir.tomsk.ru/wp-content/uploads/2008/12/gorn.jpg
горн для обжига керамики

  Глины для горна потребуется очень много. Сначала ее надо тщательно подготовить. Глина не должна быть слишком жирной — на одну часть глины нужно добавить три части песка. Добавив воды, замесите массу в каком-нибудь большом корыте. Следите, чтобы она не была слишком жидкой! Для замешивания выстругайте из доски большую деревянную лопату.
Мы будем строить нашу печь не в склоне, а на ровном месте.
Выбрав место для печи, выложите на нем слой глины и хорошо утрамбуйте его. На этом слое сделайте площадку из
кирпичей или камней-валунов (используйте только гранитные камни, известняк для этого не годится) Камни
скрепите глиняным раствором.
На этой площадке будем выкладывать круглую печь диаметром примерно 1 м. Ее делают, как очень большой горшок из жгутов. Жгуты нужны толстые, диметром не меньше 20 см. Чем толще стенки печи, тем лучше она будет держать тепло.

Выложив первый круг, продолжайте выкладывать жгуты по спирали. Уложив каждые три ряда, выровняйте стенки и утрамбуйте их деревянной колотушкой.
Возведя стенки на высоту 30 см, немного отдохните — нижняя камера горна готова, в ней будут гореть дрова.

Теперь надо установить колосники-решетки, на которые вы будете ставить обжигаемые изделия. Для колосников нужно заранее подыскать железные прутья, решетки, сетки. Для этого вам, может быть, придется совершить экскурсию на автомобильную свалку или на стройку. Приготовив достаточное количество железных прутьев, выровняйте их.
Уложите прутья поперек печи на небольшом расстоянии друг от друга так, чтобы глиняные изделия не проваливались между ними. Если прутья будут немного выступать за края горна, это не страшно.

А теперь продолжайте возводить стены, уменьшая диаметр спирали с каждым витком. Вот и готова вторая камера, в которой будут помещаться обжигаемые изделия. Вверху оставляем круглое отверстие — люк для загрузки горна.

Вы заметили, что в нашей конструкции чего-то не хватает? Не хватает отверстия топки, через которое кладут дрова. Это отверстие вырежьте большим ножом или саперной лопаткой сразу после возведения стен, пока глина не высохла.
Около «входа» в печку сделайте глиняные ворота из жгутов. Можете украсить печку налепленными узорами — пусть это будет, например, огнедышащий дракон.

В зависимости от погоды готовый горн сохнет 10—15 дней. На один-два дня лучше закрыть его мешковиной, а потом сушить на открытом воздухе. Если при сушке образуются трещины, забейте их глиняной массой. От дождя закрывайте горн куском полиэтилена, а еще лучше, постройте над ним небольшой навес.
Когда горн высохнет, его нужно обжечь. Хорошо, если к этому времени у вас накопятся и изделия для обжига — тогда вы сэкономите и дрова, и время. Горн загружают через верхнее отверстие. Сначала на колосники помещают крупные изделия, потом между ними и на них укладывают изделия поменьше. Люк прикрывают листом железа и засыпают черепками и сухой землей. Но оставьте сверху небольшую щель для выхода дыма, иначе не будет движения воздуха и огонь не разгорится.

Сначала печь прогревают на медленном огне, а потом подбрасывают больше и больше дров.
Обжиг начинают утром и заканчивают вечером. Ночью горн остынет, а утром его можно будет «разгружать», то есть вынимать из него готовые изделия. Если у вас под рукой нет достаточного количества глины, чтобы слепить горн, его можно построить по той же схеме из кирпичей. Температура в гончарном горне достигает 900°С. Изделия в горне прогреваются равномерно.

http://metagame2010.ru/polyniver/post-1332/

0

12

PHOEBE WILEY KILN

Свернутый текст

http://www.woodfiring.com/images/may_firings_0152.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/may_firings_014.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/may_firings_019.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/may_firings_017.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/p2.jpghttp://www.woodfiring.com/images/p5.jpghttp://www.woodfiring.com/images/P1010039_edited.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/P1010047_edited.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/P1010045_edited.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/P1010042_edited.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/P1010049_edited.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/phoebe_kiln.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/phoebe-22.JPGhttp://www.woodfiring.com/images/p8.jpghttp://www.woodfiring.com/images/p9.jpghttp://www.woodfiring.com/images/p1.jpg

http://www.woodfiring.com/PHOEBEKILN.html

0

13

Как изготовить окарину из керамики.

    Для изготовления окарины подойдёт любая пластичная жирная глина.

    Начать лучше с небольшой окарины. Предварительно надо создать замкнутый объём, вручную или, лучше, с помощью отливки из глины в гипсе.

    Вторым, наиболее ответственным шагом будет прорезка отверстий, для свисткового устройства, которые надо сделать согласно прилагаемому чертежу.

http://www.artap.ru/image298c.jpg
Окарина. Вид сбоку и разрез

Изготовить две одинаковые по звучанию окарины - не возможно, в этом, может, и заключается индивидуальность и непредсказуемость каждого отдельного инструмента.

Дополнительные отверстия в корпусе изменяют звучание в сторону более высоких частот.

С приобретением опыта, заставить звучать можно любой замкнутый объём, произвольной формы. Ограничением может быть только фантазия мастера.

Обжиг, стандартный, как и для любой керамики.

Удачи в успешном изготовлении ОКАРИНЫ!

Послушать звучание окарины

http://www.artap.ru/ceramica_ocarina.htm

http://www.artap.ru/art_ceramics/cat10.jpghttp://www.artap.ru/art_ceramics/fish19.jpg

0

14

Свернутый текст

Мастер Алеко на примере показывает и объясняет технологию производства окарин. Посмотрев фильм вы сможете сделать окарины самостоятельно.

0

15

Свернутый текст

0

16

Вот отличная ссылка на большое количество полезного материала по гончарству. Здесь вроде ее нет. Сам скачал этот материал еще год назад и с удовольствием просматриваю постоянно.

0

17

gid написал(а):

Вот отличная ссылка на большое количество полезного материала по гончарству. Здесь вроде ее нет. Сам скачал этот материал еще год назад и с удовольствием просматриваю постоянно.

Спасибо, но она уже как 3 года лежит здесь

Гончарное ремесло

Кроме того есть еще материалы по этой теме

Гончарное дело

Гончарное дело

0