Топиари - Фантазийное садоводство
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться12011-08-07 03:16:54
Поделиться22011-08-07 03:20:42
Топиари - Фантазийное садоводство
Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам и датируются 38 г. до н.э и 14 г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию (Gnaius Mattius), другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н .э., топиари становится естественным украшением садов состоятельных людей.
Словари определяют понятие Топиари (topiary) как искусство художественной обрезки и придания декоративных форм кронам деревьев и кустарников. Слово имеет латинские и греческие корни: латинское topia- фреска с изображением ландшафта, topiarus- более подходящее – садовод. А греческое слово topis означает усадьба.
Уже только тот факт, что слово топиари имеет столь древние корни, говорит о том, насколько древним является само искусство художественной обрезки крон.
Несмотря на то, что семнадцатый век считается пиком популярности топиари, искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре. Таким образом, и получили распространение симметричные геометрические сады с прямыми дорожками, фонтанами, декоративными бордюрами, и, конечно же, аккуратно подстриженными кустами и живыми изгородями.
А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира - висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Несомненно, что топиарное искусство, достигшее невероятных высот за время развития человеческого общества, взяло свое начало с аккуратно подстриженных миртовых деревьев.
Во время римской экспансии на Ближний Восток, топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. Это объясняет появление внутренних двориков и симметричных цветочных клумб в римских поселениях на территории всей империи вплоть до Британии.
С упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиари не умерло, оно сохранилось и продолжало развиваться и культивироваться новым духовным сословием. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, усовершенствовали искусство создания узловых садов и цветников. Главным образом они использовались для выращивания лечебных и пряных трав для медицинских и кулинарных нужд монастырей.
Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами. Так было до наступления эпохи Ренессанса и расцвета всех видов искусства, в том числе и искусства создания классических садов в так называемом формальном стиле. Таким образом, топиарное искусство тоже пережило возрождение. К середине 15 века произошли огромные изменения в мировой политике, с одной стороны сократилось количество войн, а с другой – если и случались военные действия, то главную роль в них теперь играла артиллерия. Пушка была настолько совершенным орудием, что с ее помощью легко можно было разрушить даже самые мощные укрепления и бастионы. Так был ли смысл тратить состояния на бессмысленные укрепления? Отныне строительство особняков, дворцов и поместий приобрело совсем иное значение – создание домашнего очага, зачастую излишне яркого и напыщенного. В моду вошла показная роскошь. Итак, топиарное искусство возродилось!
Поделиться32011-08-07 03:48:33
Мода на каменистые горки, декоративные огороды и небольшие водоемы никогда не исчезнет с наших участков. Сейчас уже входит в моду стрижка деревьев и кустарников в виде разных фигур. В наше время интерес к топиарному искусству все больше набирает обороты, на выставках посвященных ландшафтному искусству, не обходится без композиций из стриженых растений.
Топиарное искусство (англ. top - вершина) - фигурная стрижка деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм.
Топиарное искусство известно ещё со времён Древнего Рима. В садах Древнего Рима умелая техника подрезки ценилась очень высоко. Существовали профессиональные объединения мастеров художественной формовки.
Из дубов, калины и вечнозеленых лавров создавались живые шедевры. С помощью сложных специальных приспособлений кронам растений придавали четкие формы. Свое второе рождение топиарное искусство получило в эпоху Ренессанса: аккуратно стриженые бордюры, обрамляющие дорожки и цветники, целые зеленые комнаты, образованные высокими зелеными стенами из липы, граба, туи или тиса, причудливые фигуры и затейливые растительные лабиринты.
Несколько позже, в XVII веке правопреемницей и законодательницей топиарной моды стала Франция с ее регулярными садами. При Петре I это садовое творчество проникло и в Россию, яркий пример тому - Петродворец с его зелеными стенами, конусами, шарами и аккуратно стрижеными бордюрами. В 18 веке появилось так называемое «новое топиари» – стрижка растений с использованием металлического каркаса. Многие профессионалы возражают против такой техники, мотивируя это тем, что велик риск врастания растения в каркас.
На сегодняшний день популярен также «грин арт» – различные виды топиарных конструкций, чаще всего наполненные торфом и сфагнумом (род мхов), куда высаживаются растения. Почти забытые технологии формирования крон возрождаются, и разрабатываются новые способы.
Практически любой вид растений можно использовать для стрижки, однако нужно помнить, что формирование фигур - это довольно длительный процесс.
К индивидуальному ландшафтному стилю можно подобрать как типичные формы: куб, конус, пирамида, сфера, так и оформление фигур птиц или животных.
Процесс создания топиарных скульптур очень кропотливый и трудоемкий, формируют растения постепенно, год за годом приучая их к новым формам, а затем поддерживая эти формы регулярными стрижками. Наименьший срок для создания небольшой анималистической фигуры 6-7 лет. Сначала с помощь стимулирующих подкормок активизируют рост, на второй год начинают формировать скелетные ветви и только лишь лет через пять начинает обрисовываться силуэт. Получить геометрические фигуры - более простая задача, но тоже требующая терпения и специальных знаний. Из хвойных пород идеально подходит для живых скульптур тис - это медленно растущее дерево с довольно плотной кроной, очень долговечное. Среди лиственных растений явным фаворитом является самшит (буксус).
Тис, бирючина, граб и самшит, которые можно повсеместно видеть в Западной Европе, к большому сожалению, не подходят для формовки в климатических условиях Московской области.
Для средней полосы из хвойных растений для создания изгородей и стен подойдут ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная. Для устройства бордюров подойдет можжевельник казацкий.
Лиственных растений для стрижки гораздо больше, чем хвойных: магония падуболистная, арония черноплодная, барбарисы, бересклеты, боярышники, бузина кистистая, вяз шершавый, дерен белый, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, карагана древовидная, кизильник блестящий, клен Гиннала, клен татарский, клен полевой, лапчатка кустарниковая, лох серебристый, облепиха крушиновидная, пузыреплодник калинолистный, роза ругоза, слива колючая, смородины, снежноягодник белый, спиреи, яблони. При выборе растения нужно руководствоваться следующими правилами: учитывать высоту растения (из крупного дерева практически невозможно сделать низкий бордюр, а из маленького куста – зеленую стену), подбирать оптимальный размер листьев (мелкие формы из крупнолистных видов выглядят плохо) и, конечно, учитывать требования растений к почве, свету, влаге, причем относиться к этому более серьезно, чем при выращивании растений без стрижки. Растения заранее подбирают с учётом задуманной формы. Для высоких форм (высокая пирамида, конус, спираль) оптимально подойдёт тис, для «плотных» (шарик, куб, пирамида) – различные виды самшита.
Для живых изгородей идеальным решением станет ель, туя, желтая акация, боярышник, бирючина и другие.
Если вы приобрели стриженое растение в питомнике, то будьте готовы к тому, что оно потребует особого ухода, его нужно регулярно стричь, не говоря уже о поливе, подкормках, иначе исправлять ошибки будет уже поздно. Стрижка ослабляет растения, и поэтому некоторым видам может понадобиться даже ежегодное укрытие на зиму. Что касается инструмента, то для ухода за топиарами необходимо иметь хотя бы минимальный набор, в который входят секатор, шпалерные ножницы, садовая пила и сучкорез.
Процесс создания в саду топиарных форм начинается с выбора места с учетом особенностей ландшафта, далее подбирается растение (для создания топиарных форм используются растения старше пяти лет с развитой корневой системой)и создаётся шаблон для стрижки из металлической сетки, производится стрижка.
Стрижка и обрезка - два разных приема, и об этом следует помнить.Обрезка применяется при создании фигур сложной формы, стрижка – когда необходимо создать прямую, ровную поверхность (живые изгороди, скульптуры в виде кубов).
При обрезке работа производится секатором. Длина каждой веточки рассчитывается индивидуально в соответствии с замыслом мастера.
В случае стрижки (называемой также «слепой обрезкой») все ветки обрезаются на одной длине. В процессе стрижки вы можете использовать кусторезы или садовые ножницы.
Идеальные сроки для обрезки – февраль-март, а стрижка производится в период роста побегов.
Стриженые изгороди могут быть разной формы (имеется в виду форма изгороди в разрезе). В странах с более солнечным климатом можно встретить изгороди квадратнои и прямоугольной формы. В условиях средней полосы нельзя производить такую стрижку, иначе нижние ветви не будут получать достаточно света и оголятся. Такие изгороди с голым низом выглядят очень непривлекательно и неопрятно. Стрижку изгородей нужно производить так, чтобы ее боковые стороны находились под не менее 10 градусов. При этом форма может быть треугольная, трапециевидная или округлая. Однако, если это невысокий бордюр из теневыносливого кустарника, то допустимо делать его боковые стороны строго вертикальными. Имейте в виду, что поддерживать изгородь с плоским верхом в аккуратном виде труднее, чем изгородь с острым или округлым верхом.
Для живых изгородей можно использовать несколько пород растений, получая интересные цветовые эффекты. При создании и уходе за живыми изгородями существуют отдельные тонкости:
Для любой стрижки существует золотое правило – не убирать за один раз более трети массы растения, иначе оно может начать болеть и чахнуть.
Уход за топиарами включает в себя регулярные подравнивание кроны (сообразно дизайнерскому замыслу и виду растения), подкормку, полив и санитарную обрезку.
Все же, приступая к фигурной стрижке кустарников или деревьев, следует иметь в виду, что без должного терпения и определенных навыков, пожалуй, не обойтись. Практически любое растение можно фигурно подстричь и сформировать необходимую форму, но некоторые из них плохо переносят такого рода эксперименты. Очень важно помнить, что для выдержанности композиции топиарное искусство должно сочетаться со всем архитектурным комплексом и ландшафтом территории.
Оригинальной новинкой в ландшафтном искусстве являются растения, специально сформированные в виде арки (из граба или тиса). Две половинки арки высаживают друг напротив друга, а вершины растений связывают. Так может получиться живая пергола, а если половинки арок высадить по кругу, то выйдет замечательная беседка.
Формированием кроны необходимо заниматься регулярно - это важное условие для получения хорошего результата. Оптимальными сроками для образки является вторая половина февраля-март, до начала сокодвижения. Фасонную незначительную стрижку можно проводить в период роста побегов. Для создания четких форм обрезку совмещают с прищипыванием быстрорастущих побегов или удалением почек, мешающих правильному развитию. Используя вековой опыт и современные технологии, можно создать стильный и оригинальный дизайн для любого сада.
Садовые бонсаи - особый вид топиарного искусства. Эта традиция пришла к нам из Японии и Китая. В Европе сейчас в моде восточные мотивы в ландшафтной архитектуре. Бонсаи размещают в стилизованных японских садиках или просто перед домом, как ординар.
Боскет - замкнутый участок с насаждениями, обычно правильной геометрической, чаще всего прямоугольной формы. Обсаживается стрижеными деревьями и кустарниками в виде плотной живой изгороди вокруг газона, площадки. Пространства внутри боскетов использовались для проведения празднеств, игр, танцев, встреч избранных лиц и так далее. Иногда там размещали бассейны, фонтаны, лабиринты, цветники.
Виста - узкая перспектива, вид, направленная в сторону какого-либо выдающегося элемента ландшафта. Включает точку обзора, обрамление (обычно кулисы из растений) и завершающий кульминационный объект обозрения (поляна, озеро, скульптура и прочее).
Лабиринт - участок парка или сада со специально запутанными проходами. Появился в садах эпохи Возрождения и барокко, широкое распространение получил в русских парках XVIII - XIX веков. Устраивается из высоких стриженых живых изгородей (с использованием граба, липы, лавра).
Поделиться42011-08-07 03:53:28
Топиарное искусство
Топиарное искусство, топиари - орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников. Возможно, Вы ни разу и не слышали этого загадочного названия, но наверняка не раз любовались результатами такого рода работы. Красноярцам повезло: знаменитые слоны, жирафы и медведи известны во многих уголках планеты, благодаря цифровой фотографии и интернету. Да и иностранных гостей мы обязательно привозим к этим зеленым скульптурам и внимательно следим за реакцией гостей, испытывая гордость за город, в котором живём.
Предлагаем и Вам, уважаемые Дачники и Садоводы, приобщиться к этой культуре и сделать свой сад (садик, дворик, лужайку) райским уголком. Для этого мы предлагаем весь необходимый инвентарь и инструменты в магазине "Дачник". От Вас потребуются терпение и фантазия, а уж этого сибирякам не занимать! И так, начнем.
Из истории вопроса. Топиарное искусство известно с древнейших времён, хотя точно не установлено откуда произошло это искусство: Древний Рим, Средиземноморье или Азия могли бы быть первооткрывателями. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н.э. топиари становится распространенным украшением садов состоятельных людей.
Самым известным образцом топирного искусства стал сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нортом для короля Людовика XIV. Версальский стиль стал образцом для подражания. Особо искусными и талантливыми мастерами топиарного искусства стали британские садоводы. Английские сады и лабиринты стали уникальными произведениями садового искусства.
Сегодня топиарное искусство переживает новое рождение. Современный темп жизни и технологические новшества влияют на классические приемы топиари, возникают новые техники и подходы.
Разновидности:
Живые изгороди - бордюры (до 1 м), изгороди (до 2,5 м) и зеленые стены (2,5-3 м). Различаются и по ширине, могут быть однорядными или многрядными. Расстояние между растениями в изгороди зависит от габаритов самих растений.
Зеленые скульптуры - при стрижке кронам деревьев и кустарников придают форму геометрических или фантазийных фигур. Японский стиль - стрижки под садовые бонсаи, модерн - зеленые колонны и спирали, авангардный стиль - кубы, шары, пирамиды. Особым вниманием пользуются фигуры животных, предметы мебели или, например, автомобиля. Если простые геометрические формы по силам начинающему садоводу, то создание сложных фигур из растений требует мастерства и опыта в подборе растений. При создании фигур используются 2 техники: "новое топиари" - стрижка растений с использованием металлических каркасов; и "грин арт" - использование конструкций, наполненных торфом и сфагнумом (род мхов), куда высаживаются растения.
Штамбовые деревья - можно формировать в виде пальметты, кордона, веера или использовать зонтиковидную стрижку. На пике моды стрижка, совмещенная с прививками - на одном штамбе получают хвойные шары разного размера и цвета или плакучие формы сочетают с геометрическими.
Арки и беседки из деревьев - деревья высаживаются на нужном расстоянии друг от друга и их верхушки связываются, получается арка. Таким же образом можно сформировать зеленую беседку, высадив 6-8 растений.
Инструменты и инвентарь. Рекомендуем использовать качественный инструмент для получения ровного реза, чтобы растения легче переносили обрезку. Вам понадобятся: секатор, шпалерные ножницы, садовая пила, сучкорез, бензиновый или электрический кусторез. В зависимости от вида создаваемой формы, Вам понадобятся вспомогательные подпорки, зажимы и пр., которые Вы найдете в магазине "Дачник".
Растения для стрижки и формовки. К выбору растений необходимо отнестись особенно тщательно, так как от этого зависит окончательный результат топиарного искусства. Ваш выбор будет зависеть как от выбранной формы, так и от климатических условий.
Далеко не все виды растений могут подвергаться стрижке. Для формирования используют растения, которые образуют плотную крону, обильно ветвятся и густо покрыты листвой. Мелколистные породы при регулярной стрижке образуют красивую плотную поверхность.
Используемые растения: ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная, арония черноплодная, барбарисы, боярышники, бузина кистистая, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, кизильник блестящий, облепиха крушиновидная, спиреи, яблоня, самшит, тисс ягодный, бирючина овальнолистная.
Стрижка и обрезка. Стрижка - все ветви обрезаются по одной длине. Стрижка проводится кусторезами и садовыми ножницами. Стрижкой создают прямую, ровную поверхность. Обрезка - каждая ветка обрезается на индивидуальную длину в соответствии с выбранной формой. Обрезка проводится секатором, применяется при создании фигур сложной формы.
Существует много литературы по правильной обрезке растений, рекомендуем ее изучить. Как выполнять срез, какие почки стимулировать, как обработать ранки, в какое время проводить обрезку - зная ответы на такие вопросы, Вы сможете избежать ошибок.
Основные правила.
Для создания топиарных форм используются растения старше пяти лет с развитой корневой системой.
В сибирских условиях живые стены не должны быть вертикальными, угол наклона должен составлять не менее 10 градусов, иначе нижние ветви будут испытывать дефицит света и будут сбрасывать листья.
Для получения цветовых эффектов используйте несколько видов растений.
За одну стрижку убирайте не более трети массы растения, чтобы растение не болело.
Регулярно подравнивайте кроны, проводите подкормку и полив. Имейте ввиду, что растение, которое регулярно стригут, бывает более слабым, чем свободно растущее. Возможно потребуется ежегодно укрывать на зиму.
И так, выбираем место на своем участке для будущего шедевра. Придумываем форму, лучше всей семьей. Подбираем растения. Создаем шаблон для стрижки из металлической сетки. Проводим регулярную стрижку. А если решили использовать технику "грин арт", то изготавливаем каркас и наполняем его торфом и сфагнумом. Затем высаживаем растения.
Многие питомники выращивают сформированные растения и продают уже готовые формы: шпалеры, пирамиды, арки и другое. Так что можно купить готовое растение и ухаживать за ним. Но вырастить самому намного почетнее.
Рекомендуем за лето присмотреться к топиари, возможно что-то приглянется во время отпуска. Затем разработаете собственную идею, изучите литературу, а весной начнете воплощение своей мечты.
Поделиться62011-08-07 03:57:32
Топиарные сады - по образу и подобию
Пейзажный парк – это слегка подправленная природа. Регулярный – искусственное творение. В дендропарке обитают деревья, в саду – кустарники и цветы. К этим названиям мы уже привыкли. А что такое топиарный сад?
Английское слово "topiary" восходит к латинскому "topiarius" – садовник, а оно, в свою очередь, образовано от "topia" – декоративное садоводство. В классическом понимании топиарное искусство – это геометрические, фантастические или природные формы, выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону или на глаз. Проще говоря – живые изваяния.
Топиарные сады – один из древнейших видов искусства. Мастерство фигурной стрижки деревьев и кустарников пришло в Европу из Восточного Средиземноморья и Азии. К концу I века н. э. топиарные формы стали обычным украшением садов состоятельных римлян.
После падения Римской империи и заметного "одичания нравов" эстетика повседневного быта и декоративно-прикладные искусства пришли в упадок, достижения античной цивилизации подзабылись. Только в монастырях – культурных заповедниках той эпохи – искусство орнаментального садоводства не исчезло.
Ренессанс возродил топиарное искусство. Многое, созданное мастерами итальянского Ренессанса, существует до сих пор: сады виллы Ланте в Байе, парк замка Бальдино в Павии, вилла Гарцони в Тоскане.
Был момент, когда искусство художественной стрижки деревьев и кустарников покорило всю Европу. Но мода меняется, особенно если у нее есть влиятельные противники. Оппозицию декоративному стилю составили поэты и философы, выступавшие за "ненасилие над деревьями и кустарниками". Декоративность уступила место естественности, многие известные регулярные сады были превращены в пейзажные.
С конца XVIII века в Европе и странах европейской культуры попеременно вспыхивает мода то на пейзажный, то на регулярный стиль. Устанавливается представление: регулярный стиль – это континент (то есть Франция и Италия), пейзажный – старая добрая Англия. Но не все было так просто. В конце концов, самые известные топиарные сады мира появились вовсе не во Франции, а в США (сад Лэдью в Мэриленде, сады Лонгвуд в Пенсильвании), Англии (Левенс Холл, Грейт Дикстер) и Шотландии (Друммонд-Парк).
Виды и формы
Разумеется, и техника топиарного искусства не стояла на месте.
В викторианскую эпоху англичане изобрели так называемый "новый топиари". Растение высаживали в металлический каркас, внутри которого оно обретало нужную форму и достигало зрелого размера, мастеру оставалось его только "подогнать". Однако современные мастера резонно возражают против этого метода. Растения часто врастают в каркас и сплетаются с ним так, что разделить их без потери формы нельзя.
Современные модификации топиарных конструкций принято объединять термином "грин арт". Одна из них – уличные конструкции, то есть металлические скульптурно-каркасные формы, послойно загруженные мхом, землей и наполнителем из пенопласта; в них высаживают растения – преимущественно стелющиеся или ковровые однолетники, многолетники, лианы. Такие конструкции живут до первых заморозков.
Настольные конструкции – уменьшенные копии уличных.
Рождественская скульптура – металлический каркас, декорированный ветвями хвойного растения и украшенный елочными игрушками и фонариками.
Иногда в композициях "грин арт" используют и срезанные цветы, но это уже скорее из области комнатного садоводства и флористики.
Подготовка
Топиарные формы требуют от садовника терпения и значительного времени. За 2–3 года создать стойкую форму нельзя, растение не выдержит нагрузки.
Для создания топиарных форм подбирают растения: 1) с мелкими листьями, 2) медленно растущие, 3) способные образовывать замещающие побеги на протяжении всей жизни, 4) с большим числом спящих почек на стволе. В странах с мягким климатом основные породы деревьев и кустарников для топиари – самшит, тис, лавр благородный. В России ассортимент несколько другой: кизильник блестящий (иногда его называют северным самшитом), барбарис, боярышник, вяз мелколистный, ива, ель обыкновенная, ель колючая, туя западная .
Затем следует выбрать хороший инструмент. Придется смириться с тем, что стоит он дорого. Лучше всего обзавестись секатором, шпалерными ножницами, садовой пилой и сучкорезом швейцарского, шведского или японского производства. И, само собой разумеется, ручное искусство не признает производительных, но грубых инструментов вроде мотоножниц – проработанные формы с мелкими деталями из-под них не выйдут.
Наконец, нужно продумать идею живой скульптуры, ее сюжет, общую композицию и фон. Варианты здесь неисчислимы: вечнозеленая колонна, спираль, пирамида с четкими гранями, разноцветные шары из пестролистных кустарников, вензель, фигурная изгородь, букет в вазе… Да все, что угодно! Главное – чтобы художник был достаточно искусен и ставил перед собой реальные задачи.
Техника
Растения начинают стричь в возрасте более пяти лет, когда корневая масса становится достаточно сильной, чтобы выдерживать шок от стрижки. Если растение только что пересажено на новое место, придется выждать еще год, пока оно укоренится. Золотое правило – не состригать за один раз более трети от массы растения: даже здоровый и сильный экземпляр может не выдержать чрезмерного "кровопускания" и начнет чахнуть.
Растения, ослабленные стрижкой, при правильном уходе прекрасно перезимуют. Правильно ухаживать – это значит стричь сообразно свойствам растения и замыслу (не слишком часто, но и не редко – например, самшит выносит две стрижки в год), не стричь под зиму, подкармливать, поливать, делать санитарную обрезку.
Не все так просто
Проблема топиарного искусства для России актуальна, но очень сложна – и из-за ассортимента, и из-за климатических условий. Закупленные за границей и высаженные в грунт топиарные скульптуры не могут у нас перезимовать, то есть оказываются одноразовыми. Чтобы сохранить их, нужно создать подходящие условия для зимовки – выращивать в контейнерах и на зиму перемещать в светлое прохладное помещение с температурой около 5°С.
Не стоит увлекаться и сложными фигурами. Забавные "уточки", "зайцы" и прочие замысловатые формы – суть игрушки, удержать растения в этом облике под силу только профессионалу. А вот создание простых геометрических форм – это для российских условий в самый раз.
В старинных российских садах, парках и усадьбах можно увидеть немногочисленные, но примечательные образцы топиарных форм. Если растение обитает в хороших условиях, если в свое время ему правильно сформировали крону и аккуратно, по правилам, стригли, то, даже достигнув изрядного возраста в несколько десятилетий (а то и в сотню лет), взрослое растение «по инерции» продолжает удерживать признаки топиарной обработки. Ради одного этого – то есть ради вечности в масштабе человеческой жизни – стоит попробовать свои силы в искусстве живой скульптуры.
Анна Зинде
Поделиться72013-06-07 23:07:25
Опубликовано 09.05.2013 Администрация Приморско-Ахтарск
На развилке установлены фигуры казака, казачки и коня. Композиция содержит в себе светодиодные ленты и светится в ночное время суток.