Экономика | 05.08.2011

Добыча золота как яд для окружающей среды

http://www.dw-world.de/image/0,,6569398_4,00.jpg

Цена на золото бьет рекорды и на бирже почти достигла 37 тысяч евро за килограмм. Дорого? Дешево! - убеждены экологи. Одно обручальное кольцо "стоит" тонны токсичного мусора.

Золотое обручальное кольцо, в среднем, весит три грамма. Однако эта "пушинка" вполне заслуживает названия "тяжелая ноша". Побочным продуктом добычи сырья для изготовления скромного ювелирного изделия являются 20 тонн ядовитых отходов. "Для извлечения золота из рудного концентрата применяется цианирование", - объясняет Мари Мюллер (Marie Müller), сотрудница Международного центра конверсии в Бонне (BICC).

Ежегодно по всему миру для золотодобычи расходуется 182 тонны цианистого калия. Смертельная доза этого яда для человека - размером с рисовое зернышко. После применения такого метода остаются тонны отходов. "Ядовитую жижу заливают подчас в открытые емкости, чтобы она медленно высыхала", - говорит Мари Мюллер. Безопасным это производство не назовешь. На золотых рудниках то и дело происходят несчастные случаи.

Высокотоксичное производство

В конце января 2000 года в румынском городе Бая-Маре произошла настоящая экологическая катастрофа. В результате прорыва дамбы на территории рудника вода, насыщенная цианидом, из отстойника попала в реки Тису, Дунай, а затем и в Черное море. Это привело к массовой гибели животных организмов и растений в Румынии, Венгрии и Сербии.

http://www.dw-world.de/image/0,,15296306_4,00.jpg
В результате катастрофы в Бая-Маре питьевая вода стала для многих дефицитом

Воду во многих водоемах в окрестностях Бая-Маре нельзя использовать для питья и сегодня. Румыно-австралийская компания Aurul, которая была оператором на этом руднике, объявила о своем банкротстве. А спустя четыре месяца после катастрофы снова приступила к золотодобыче, но уже под другим названием и в другом месте. Рудник в Бая-Маре перенял новый оператор Transgold, а вот ответственность за случившееся и последствия катастрофы, разумеется, нет.

И таких примеров много - в Азии, Африке, Латинской Америке и Европе. Добыча золота сосредоточена в руках крупных международных концернов, которые осваивают рудники в странах, где защита окружающей среды не является приоритетом. А когда добыча цветных металлов становится нерентабельной, фирмы уходят, оставляя после себя горы отходов и моря ядовитой жижи с цианидами.

Дорогое дешевое золото

Профессор Фридхельм Корте (Friedhelm Korte) приводит следующий расклад. В среднем на руднике в год дробятся 250 тысяч тонн золотоносной породы, которые равномерно распределяются на территории в 1,5 гектара, а затем опрыскиваются 125 тоннами раствора цианидов и 365 тысячами кубометров воды. При уровне добычи около трех граммов золота на тонну породы это дает 750 килограммов золота. Многие месторождения позволяют добывать не более грамма благородного металла из тонны золотоносной породы, но отходов при этом меньше не производится.

http://www.dw-world.de/image/0,,15296422_1,00.jpg
Добыча золота методом цианирования в Сибири

"К этому надо добавить десятки тысяч тонн шламов, содержащих высокотоксичные соединения тяжелых металлов - свинца, кадмия, меди, ртути и мышьяка", - перечисляет специалист в области химии окружающей среды. По его словам, в результате вымываются сотни веществ, которые реагируют между собой неизвестным до сих пор науке образом. Учитывая экономические и экологические издержки производства, новости об очередной рекордной цене на золото вызывают у профессора Корте улыбку. "Цена на золото на мировом рынке занижена", - считает он.

СМИ же публикуют только сообщения о крупных катастрофах, а вот загрязнение окружающей среды, которое происходит ежедневно в результате попадания высокотоксичных отходов золотодобычи в грунтовые воды, не удостаивается зачастую и короткой заметки. 70 процентов добываемого золота уходит на производство ювелирных изделий. Во сколько они в действительности обходятся человеку и природе на ценнике не стоит.

Автор: Хелле Йеппесен / Марина Борисова
Редактор: Андрей Бреннер

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15296237,00.html