Зачем iPad'ы отбирают у чиновников

Попытки сменить планшет от Apple на что-то «более защищенное» продиктованы вовсе не заботой о безопасности

Денис Марголин

http://slon.ru/images2/blog_photo_14/chinovniki_ipad/i_420.jpg
Фото: РИА Новости

К тому, что российские лоббисты (воспользуемся этим политкорректным термином) в погоне за государственным финансированием вовсе не стесняются немного искажать действительность в угоду себе, мы уже привыкли. Но на этот раз покусились на святое – на любимый президентский гаджет, iPad.

Внедрение этого изделия с легкой руки Дмитрия Анатольевича в чиновничью среду произошло сверхъестественно быстро. И причина тому отнюдь не только желание смотреться современно рядом с инновационным молодым лидером. Ведь iPad для чиновников гаджет совершенно идеальный. Он почти полностью заменяет папочку с бумагами, им можно пользоваться во всех тех же ситуациях, что и бумажкой, изучать любые документы, хочешь – в машине, хочешь – в приемной у начальства, а хочешь – даже на заседании. А можно с него и доклад прочесть с трибуны. Про развлекательную функцию промолчу – будем надеяться, она тут не главное. Да и в обращении гаджет настолько прост, что даже самый далекий от современной техники слуга народа с ним управится. Недаром в фаворе он не только среди наших депутатов, но и, к примеру, в Бундестаге, где он разрешен, в то время, как ноутбуки запрещены как слишком шумные и громоздкие.

Настолько iPad вошел в обиход, что его было включили в комплект предметов, которые будут выдаваться депутатам Госдумы следующего созыва. И вдруг – как гром среди ясного неба – идут на попятную. Не просто из комплекта хотят исключить, а и вовсе запретить им пользоваться. А вместо него выдать депутатам какой-то другой планшет. То ли BlackBerry Playbook, то ли вовсе что-то самодельное. Причина – якобы iPad недостаточно безопасен, точнее, из-за «отсутствия в них встроенных средств защиты от несанкционированного доступа».

На первый взгляд, звучит логично. И правда, а ну как у депутата или министра государственную тайну выкрадут? Конечно, против этого надо предпринять решительные меры. Можно было бы аплодировать такой предусмотрительности, если бы не одно «но». В iPad такие средства есть. Причем, они не просто есть. Они соответствуют самым высоким современным стандартам безопасности. Конечно, это обсуждается не так часто, как то, сколько полезных и не очень приложений вышло для этого планшета, а также какое разрешение экрана будет у следующей версии, но тем не менее он поддерживает практически все разумные стандарты безопасности. Безусловно, поддерживается шифрование трафика, а также безопасный обмен данными с MS Exchange. Память планшета полностью шифруется, причем, аппаратно. Он защищен паролем, и содержимое памяти полностью и мгновенно стирается после нескольких неправильных попыток ввода. Наконец, его можно стереть удаленно.

По сути дела, устройство полностью защищено в соответствии со всеми индустриальными стандартами. Порой его, конечно, ломают, но это случается и с любыми другими устройствами, а в отличие от многих других производителей Apple быстро выпускает патчи, закрывающие уязвимости. В целом, это устройство безопаснее, чем большинство ноутбуков – далеко не всегда их владельцы включают на них полное шифрование данных – и тем более безопаснее стандартной папки с бумагами, в которой вообще никакой защиты от несанкционированного доступа нет.

Сейчас тема безопасности мобильных устройств перегрета, и дискуссии вокруг этой темы имеют отношение скорее к маркетингу, чем к защите данных. В свое время тема эксплуатировалась RIM (производитель BlackBerry), продвигающей собственное защищенное решение для мобильных телефонов. С тех пор и запомнилось, что, мол, очень уж небезопасно это все мобильное и с ним надо держать ухо востро. На практике же, многие современные смартфоны, тем более iPad, защищены не хуже, а часто лучше, чем средний ноутбук, а украсть его ничуть не проще. И то, что когда-то делало BlackBerry уникальным, теперь в общем-то доступно и на других платформах.

Конечно, для BlackBerry было бы неплохо заполучить в клиенты государственные органы России. Ведь дела на традиционных рынках идут из рук вон плохо, платформа умирает на глазах, уступая традиционные ниши конкурентам, а планшет PlayBook вообще выглядит мертворожденным. А еще лучше для наших чиновников и приближенных бизнесменов разработать какой-нибудь собственный планшет на основе клона Android, непременно сертифицированный ФСБ. Выделить, само собой, неслабый бюджет на разработку программной и аппаратной части и изобрести наш, российский, велосипед. Все, кому деньги достанутся, будут крайне довольны.

Только вот пользоваться этими чудесами депутаты будут в лучшем случае из-под палки. Потому что будет неудобно и все будет как-то не так. Так же недоработано, как у всех конкурентов iPad сегодня, а может, даже и хуже, если сами будем разрабатывать. Так что я не знаю, эффективным ли использованием государственных средств является закупка депутатам планшетов, но если уж твердо решили закупать, то пусть это будут iPad, которыми они хотя бы могут пользоваться. Если нужна программка электронной подписи – ее можно и разработать, планшет позволяет.

Но получиться может иначе. Потому что представители Apple вряд ли будут ходить по коридорам власти, добиваясь госзаказа на закупку их продукции. Не является это их стратегическим интересом, да и без российских чиновников покупателей хватает. А вот другие заинтересованные лица вполне могут постучаться в нужные двери. Ну а объяснят выбор, конечно же, соображениями безопасности.

http://slon.ru/blogs/margolin/post/605806/