На заметку! | 07.01.2010
"Тихое местечко": Сколько стоит туалет на автобане?
За вход в туалет на постоялых дворах вдоль немецких автобанов пока берут 50 центов, но хотят увеличить эту сумму до 70. Однако и плату, и ее повышение можно считать символическими. Почему?
500 миллионов посетителей - примерно столько клиентов ежегодно пользуются услугами придорожных сервисных центров, то есть постоялых дворов (Autobahnraststätte) на немецких автобанах. В среднем на каждые 60 километров приходится по одному такому центру. К ним сворачивают, чтобы заправить машину, перекусить, выпить кофе, просто отдохнуть, зайти в туалет. С посещения туалета после длинной дороги, как правило, и начинают, что вполне естественно.
Постоялый двор начинается с туалета
До сих пор за вход в "тихое местечко" ("das stille Örtchen"), как его образно называют немцы, приходилось платить по 50 центов, но не исключено, что в ближайшее время цену повысят до 70. Об этом в начале 2010 года объявила немецкая компания Tank&Rast ("tanken" - заправляться, "rasten" - отдыхать), которая управляет придорожными сервисными станциями по всей Германии и, соответственно, туалетами своей фирменной сети Sanifair.
В начале 2010 года в рамках маркетингового исследования плату уже повысили на 12 придорожных станциях в Северном Рейне-Вестфалии и в Баварии. В остальных 358 фирменных туалетах Sanifair пока продолжает действовать прежний, 50-центовый тариф.
"Ohligser Heide" на автобане A3 - один из придорожных центров, где цены повысили в начале 2010 года
Цены можно назвать символическими, так как каждый клиент получает из кассового автомата у "вертушки" при входе в туалет специальный купон ("Wert-Bon/Voucher") достоинством, соответственно, 70 или 50 центов. Его можно потом использовать в кафе и ресторанах или в магазинах, входящих в систему Tank&Rast.
Для сравнения: плата за пользование туалетом сети McClean на железнодорожном вокзале, например, в Кёльне уже повысилась до "настоящих" 1,10 евро! И никаких купонов с ваучерами.
Так что "билетики в туалет" лучше не выбрасывать в урну, что иногда случается с иностранными туристами по незнанию. Купоны не обязательно использовать сразу. Их принимают на всех станциях. Срок действия ограничен одним годом. Кстати, иногда их даже продают на интернет-аукционах, чтобы хотя бы частично "обналичить".
Бизнес-модель
Финансирование туалетов в придорожных центрах Tank&Rast осуществляется в первую очередь за счет дополнительных оборотов торговых предприятий и неиспользованных купонов - просроченных, забытых, выброшенных, потерянных.
Дополнительный источник доходов - рекламные табло над писсуарами, на которых часто размещают плакаты фармацевтических компаний, выпускающих натуральные средства для лечения заболеваний простаты и для улучшения памяти. Наверное, размещение данных плакатов последовало в результате какого-нибудь хитрого маркетингового исследования...
Инвестиции
Как сообщает информационное агентство dpa, представитель компании Tank&Rast объяснил планы повышения платы с 50 до 70 центов стремлением улучшить сервис, а также увеличением расходов на электроэнергию и воду. За последние годы компания инвестировала в модернизацию своих существующих центров и строительство новых постоялых дворов около 400 миллионов евро. Часть этих средств ушла на оборудование мужских туалетов специальными писсуарами, для которых не нужна вода, что не только помогает экономить расходы, но и вносит вклад в охрану окружающей среды.
Общественное мнение
Во время опросов клиенты часто жаловались на отсутствие детских писсуаров и раковин, расположенных ниже обычных. На всех 12 станциях, где уже повышены тарифы, эти пожелания были учтены. Кстати, дети в туалет проходят бесплатно - через специальный "ростомер", установленный около кассовых автоматов. Его точную высоту измерить не удалось, но на глаз она составляет метр - метр двадцать.
Кроме того, в "дорогих" туалетах по последним стандартам переоборудовали бесплатные комнаты для пеленания младенцев, одновременно изменив их оформление, сделав дизайн более приятным для детей. Не взимается плата и с инвалидов за пользование специально приспособленными для них туалетными комнатами.
По словам представителя фирмы, в течение года все модернизированные туалеты пройдут сертификацию в немецком обществе технического контроля и надзора TÜV. Затем будет принято окончательное решение о повсеместных инвестициях и изменении тарифов.
Приз за чистоту
В 2008 году сеть Sanifair оказалась победителем федерального конкурса "Самый лучший общественный туалет" ("Beste öffentliche Toilette"). Да, оказывается, проводят и такие исследования. Туалеты, действительно, очень чистые даже по немецким меркам.
Автор: Максим Нелюбин
Редактор: Дарья Брянцева