На заметку! | 18.07.2011
Наука о летних пробках: советы отдыхающим
В прошлом году протяженность пробок на немецких автобанах составила 400 тысяч километров. Самые непроходимые возникают в летние каникулы. Как в них не попасть, и как себя вести, если не повезло?
В Германии - в самом разгаре сезон летних каникул. По традиции, начинаются они не одновременно во всех федеральных землях, а по скользящему графику. Например, в Северном Рейне-Вестфалии, самой многонаселенной земле ФРГ, школы опустеют 25 июля, в Баварии - на неделю позже, а весь Гессен отдыхает уже с конца июня. Причем каждый год составляется новый график, чтобы обеспечивать справедливое распределение и ротацию более популярных отпускных и каникулярных недель - в конце июля и августе.
Скользящий график должен, в частности, помогать более равномерно распределять спрос в гостиничном секторе, способствовать снижению пиковых нагрузок на воздушном и железнодорожном транспорте, а также, что самое важное, разводить по разным неделям, вернее - выходным дням, потоки тех, кто отправляется в путь на машинах или возвращается домой.
Свобода передвижения: в отпуск - на машине
Автомобиль остается главным средством передвижения немецких отпускников. Согласно исследованиям, на личном транспорте к месту отдыха летом добирается около 70 процентов жителей страны - и в курортные регионы самой Германии, и в популярное у немцев европейское зарубежье: скандинавские страны, Италию, Испанию, Грецию...
К потоку немецких автомобилистов летом прибавляется армия моторизированных соседей, например, из Нидерландов, путешествующих в южном направлении через Германию. Все свое многие из них везут с собой, то есть отдыхать едут с жилыми прицепами или на переоборудованных микроавтобусах. По автобанам такие дома на колесах с желтыми голландскими номерами ползут медленно, вызывая недовольство вечно спешащих немцев, что давно стало темой шуток и автодорожного фольклора.
Пробка под Кельном
И другие обстоятельства
Ситуацию на дорогах в разгар школьных каникул дополнительно осложняют многочисленные ремонтные работы дорожного покрытия, которые по технологии можно осуществлять только в теплое время года. Хотя планирование этих строек значительно улучшилось, полностью избавиться от проблемы вряд ли возможно.
Немцы давно смирились с тем, что по пути в отпуск их ожидают пробки, а также традиционный сезонный скачок цен на автомобильное топливо. Терпят бюргеры эти неудобства на дорогах и явную жажду наживы со стороны нефтеперерабатывающих концернов, ведь впереди - самые прекрасные недели года, как они сами их называют.
К неизбежному стоянию в пробках многие готовятся по давно обкатанному генеральному плану - снаряжение, провиант, литература, музыкальное сопровождение и другие средства борьбы со скукой. Некоторые, чтобы обхитрить судьбу, отправляются в ночь или очень ранним утром, но, например, с маленькими детьми это сложно.
Советы экспертов
Перед началом летних школьных каникул немецкие автомобильные клубы и средства массовой информации публикуют советы, как лучше подготовиться к летним пробкам по дороге в отпуск, а также как правильно в них себя вести. Многие из этих советов кажутся элементарными, но как раз о таких само собой разумеющихся вещах многие и забывают.
Эксперт Общегерманского автомобильного клуба (ADAC) Йорг Беккер (Jörg Becker) рекомендует заранее ознакомиться с прогнозами образования пробок на возможном маршруте поездки (Stauprognose), которые публикуются, в частности, на сайте этого и других клубов. Заранее зная, где в данный момент велика вероятность возникновения пробок, можно подобрать альтернативный вариант.
Отдых между пробками...
Далеко не все пробки можно предсказать, например, возникающие после столкновений или поломок, когда одна или несколько полос блокируются транспортными средствами. Иногда даже незначительной аварии в дни с пиковыми нагрузками достаточно для возникновения многокилометровых заторов.
Если движение остановилось всерьез и надолго, эксперты рекомендуют сохранять спокойствие. Нервничай, не нервничай - от этого пробка быстрее не рассосется. Очень важно иметь с собой достаточный запас воды, предпочтительно без газа, а также провиант, чтобы перекусить.
При дальних поездках эксперты рекомендуют регулярно делать остановки на парковках или в придорожных сервисных центрах. После таких пауз, попав в пробку, можно дольше продержаться, не испытывая дискомфорта, голода, жажды или необходимости посетить туалет.
Автобан - не место для прогулок
Если движение остановилось намертво, часто водители и пассажиры выходят из машин на проезжую часть, чтобы размяться или просто не сидеть в душном салоне при выключенном двигателе и отключенном кондиционере. Эксперты настоятельно советуют соблюдать осторожность, так как между стоящими машинами по так называемому спасательному коридору, который должны оставлять автомобилисты при длительной остановке движения, могут поехать машины скорой или технической помощи, полиция или нарушающие правила мотоциклисты. Разминаться и прогуливаться в таких ситуациях следует на обочине за ограждением. Хотя бывает, что и в футбол между машинами начинают играть.
Тот, кто отправляется в дальний путь ночью, должен до этого хорошо выспаться. Паузы в ночное время следует делать чаще. Самый критический для организма час - с двух до трех утра. В это время водителю особо необходим свежий воздух, чтобы не терять концентрацию.
Автор: Максим Нелюбин
Редактор: Марина Борисова