Мария Мягкова

Расходы по капремонту жилья переложат на регионы

После расформирования Фонда ЖКХ, который помогает регионам с капремонтом жилья, в теории должны появиться фонды региональные. Уже сейчас ясно, что большую часть расходов на капремонт домов жителям придется взять на себя

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2011/07/28/ryemont-3.jpg
Фото: РИА Новости

Фонд содействия реформированию ЖКХ должен был прекратить свое существование 1 января 2012 года, однако в январе этого года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о продлении срока работы фонда на год (до 1 января 2013 года). Его могут заменить региональные фонды капитального ремонта жилья — соответствующий законопроект Госдума планирует рассмотреть осенью этого года.

Госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» была создана в 2007 году. На долевой основе с регионами фонд занимается финансированием капитального ремонта жилья и переселением граждан из аварийного жилого фонда. По состоянию на 18 апреля 2011 года госкорпорация выделила субъектам 257 млрд рублей (регионы добавили 59 млрд рублей). Фонд ЖКХ также имеет возможность размещать временно свободные средства на депозитах российских банков, а также передавать средства в доверительное управление. Весной этого года госкорпорация заработала на вложениях в ценные бумаги около 6,7 млрд рублей.

Заместитель гендиректора Фонда ЖКХ Владимир Талалыкин сообщил, что в региональные фонды средства будут поступать из регионального и муниципального бюджетов, а также от граждан. Как выяснилось, авторы законопроекта предлагают ввести для владельцев квартир обязательный ежемесячный платеж за будущий капитальный ремонт.

Де-юре ответственность владельцев приватизированных (купленных) за своевременный капремонт прописана в Жилищном кодексе РФ: в ст. 154 говорится, что все расходы на капремонт жилья должен нести собственник.

В принципе, россияне и так платят за капремонт в домах — правда, пока совместно с государством. В разных регионах свой порядок сумм.

Однако у государства по-прежнему остаются обязательства по капремонту жилых домов, нуждавшихся в нем на момент приватизации. По данным Минрегиона на 1 января 2011 года, в России капремонта требует более 1 млрд кв.метров жилья.

Как пояснил Талалыкин, без введения обязательного платежа (то есть без поддержки собственников) у государства с капремонтом «просто ничего не получается». «У нас будут какие-то точечные решения, условно говоря, по сознательным собственникам, которые свои дома сделают, а весь остальной жилищный фонд так и будет «висеть», — признал он.

Теперь государство стремится к тому, чтобы рано или поздно переложить заботы и расходы по капремонту на плечи граждан. После создания региональных фондов по капремонту, по словам Талалыкина, на первоначальном этапе доля расходов собственников жилья может составлять 20% от стоимости капремонта (остальное будет поступать из региональных и муниципальных бюджетов), но со временем она должна расти.

Деньги, перечисленные в региональные фонды, будут направляться на приведение в порядок домов, которые будут признаны требующими ремонта. Он отметил, что такая схема на протяжении почти 10 лет применяется в Татарстане — там собственники квартир ежемесячно платят лишние 5 рублей с квадратного метра.

Альтернатива — кредиты на капремонт

Идею создания региональных фондов капитального ремонта поддерживают далеко не все. В частности, депутат Госдумы, член комитета по строительству и земельным отношениям Галина Хованская считает, что схема, которую пытается на законодательном уровне провести Фонд ЖКХ, будет иметь отрицательные последствия для граждан. По ее мнению, накопительные системы в нашей экономической ситуации крайне опасны, так как деньги постепенно будут обесцениваться.

«Создание региональных фондов предполагает введение обязательного сбора, — рассказала BFM.ru депутат. — Это уже противоречит Жилищному кодексу, где сказано, что решение о проведении капитального ремонта должно быть принято на общем собрании собственников конкретного дома. Кроме того, граждане будут перечислять деньги вне зависимости от того, нужно им ремонтировать дом сегодня или через 25 лет. И дальше они будут зависеть от чиновников, которые будут определять, дать вам или не дать денег, когда и на какой перечень работ их дать и так далее. Это тоже представляется невыгодным для граждан».

Она также подчеркнула, что по закону «О приватизации», ремонтировать бывший государственный жилищный фонд — обязанность государства. Если на момент приватизации старый дом уже нуждался в капитальном ремонте, сделать его обязаны власти.

Сама Хованская поддерживает другой вариант: предоставлять на льготных условиях под гарантию государства кредит на ремонт конкретного дома. Идеальной ей представляется такая схема: кредит на 20-25 лет под символический процент. «Может быть, под залог сформированного земельного участка, если такой имеется (естественно не под квартиры), — отметила депутат. — Люди будут знать, что это деньги на их дом, какой вид работ необходим и в какие сроки будет проводиться ремонт, они будут видеть, как проводятся работы. И если это был кредит под залог земельного участка, они будут заинтересованы его вернуть».

http://www.bfm.ru/realty/2011/07/29/ras … giony.html