Гениальный датчанин – мастер снимать фильмы, которые имеют эффект удара под дых (для думающего зрителя, разумеется). Казалось, он не сможет переплюнуть себя самого в “Танцующей в темноте” и “Антихристе”. Но он смог.
В одном из интервью Триер говорил, что перед созданием “Антихриста” он два года страдал депрессией. Страшно даже представить, чем он страдал перед созданием “Меланхолии”. Этот фильм – воплощение самых безнадёжных, мрачных и нигилистических человеческих настроений, завёрнутое в обёртку элитарного европейского шика.
В последнее время среди псевдонаучной общественности муссируются слухи о некоей невидимой для нас пока планете, прячущейся за солнцем, чья орбита раз в непонятно сколько тысяч лет пролегает недалеко от земли. Триер смело взял эту сомнительную теорию на вооружение, и сваял громадную планету Меланхолию приятного серого цвета, раз в пятьдесят больше Земли, которая движется в нашу сторону. Учёные всего мира не уверены (!!!), пролетит ли она мимо, либо таки врежется в нас, чем устроит большой бадабум.
Я не стану обсуждать научную, астрофизическую составляющую фильма, ибо её можно охарактеризовать лишь словами “полный бред”. Она вовсе не важна. Важны исходные данные: смерть сама по себе, и люди, каждый из которых по-своему реагирует на медленно, но верно приближающуюся гибель всего живого. Вот тут-то и начинается самое интересное. Хуже всего приходится тем, кто верит в некую божественную причину своего существования. Те же, кто свыкся с мыслью, что мы одни во Вселенной, а жизнь на земле возникла случайно, более мужественно смотрят в лицо гибели.
Главные герои фильма – семья неких европейских буржуа, а место действия – их загородное поместье с огромным домом, конюшней и полем для гольфа. Младшая дочь выходит замуж за не очень-то любимого жениха, старшая – ведёт полуаристократическую свадьбу. Её муж подсчитывает убытки от вечеринки, находящиеся в разводе папа с мамой изящно пикируются язвительными колкостями. Вроде бы всё мило, обычно и по-домашнему.
Но когда невеста вдруг начинает вести себя не совсем адекватно, мы чувствуем неладное. Она внезапно утрачивает смысл всего происходящего, и совершает серию странных (по крайней мере, для собственной свадьбы) действий. И лишь ближе к концу фильма выясняется, что она наделена необычными способностями, а поэтому чувствует то, о чём другие пока не догадываются.
Всю первую половину картины мы лишь наблюдаем за горсткой людей, внутренний мир которых является срезом человечества. Затем на горизонте появляется Планета Икс, и мы вместе с героями втсупаем в полосу безумной надежды, сменяющейся страшными догадками. Потом надежда уходит, и все мы остаёмся один на один с мыслью о том, что каждый из нас делал бы при подобном раскладе.
Основные мысли, вдохновившие автора на создание фильма, он вложил в уста главной героини – Джастины (которую играет Кирстен Данст). Достаточно привести здесь парочку её сентенций, произнесённых убийственно хладнокровно, и даже вяло, чтобы всё стало ясно, в общих чертах: “Жизнь на Земле – зло. Никто не станет жалеть о ней”. “Я кое-что знаю. И я знаю, что мы совершенно одни во Вселенной. Жизнь есть только на Земле”. Вот так вот. Ни больше, ни меньше. Комментарии, как говорится, излишни.
Меланхолия в переводе с греческого – “чёрная желчь”. Некоторые усмотрели в фильме аллегорию – чёрная желчь неверия и ощущение бессмысленности существования поглощают то ли планету Земля, то ли мозг некоего отдельно взятого индивида. Это, безусловно, возможно. Но и помимо разгадывания аллегорий фильм производит ошеломляющее впечатление. Видимо, уж очень глубоко автор препарирует психику человека, так, что при этом вместе с планетой взрывает и наш мозг.
И в конце небольшая оговорка – любителям стандартных голливудских фильмов-катастроф это кино лучше не смотреть. Им станет попросту скучно, и они наверняка начнут мешать “думающему зрителю” получать своё законное наслаждение картиной. Так что – смотрите сами…
Режиссёр: Ларс фон Триер.
В ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Шарлотта Рэмплинг, Джон Херт, Александер Скарсгаард, Стеллан Скарсгаард, Брэди Корбет, Удо Кир, Еспер Кристенсен.
Трейлер фильма:
Ольга Котогонова.
26.07.2011