Экономика | 20.07.2011
Как Deutsche Bahn будет бороться с похитителями цветных металлов
Deutsche Bahn пометит рельсы для борьбы с ворами
Железнодорожный концерн Deutsche Bahn несет убытки из-за участившихся случаев воровства цветных металлов. За первые четыре месяца 2011 года зарегистрировано около 1500 краж. Идея по спасению имущества уже есть.
Из-за высоких цен на сырье в Германии участились случаи воровства цветных металлов с целью их перепродажи. Дело доходит даже до вандализма. С территории одного из кладбищ города Ахена, расположенного в федеральной земле Северный Рейн - Вестфалия, воры унесли более сотни металлических крестов, фигур и даже надгробных плит. А в Гамбурге преступники умудрились вывезти с территории кладбища 600-килограммовую бронзовую статую.
Особенно страдает от охотников за цветными металлами немецкий железнодорожный концерн Deutsche Bahn. Спросом у преступников пользуются контактные подвески для скоростных поездов, кабели и провода, поскольку в них содержится большое количество меди. По словам представителя концерна, если в 2009 году было зарегистрировано 1800 случаев воровства металлов, то уже за первые четыре месяца нынешнего года их число достигло 1500, а материальный ущерб, понесенный Deutsche Bahn от краж металлических элементов, составил около 10 миллионов евро.
Метки против воровства
Высокие цены на металлы - стимул для воров
Из-за невозможности охранять от воров многокилометровую сеть железнодорожных путей по всей стране, в Deutsche Bahn было принято решение нанести на все металлические детали специальные высокотехнологичные метки, невидимые невооруженным глазом. Сама по себе идея маркировки имущества не нова: триста лет назад этот способ борьбы с воровством был успешно апробирован британцами. Чтобы предотвратить кражи на фабриках, производящих канаты для военно-морского флота, приказом Адмиралтейства было предписано вплетать в них красную нить. Это позволяло сразу определить владельца канатов, поэтому краденое имущество плохо продавалось, и случаев воровства стало намного меньше.
Подобного эффекта ожидает и Deutsche Bahn. Железнодорожный концерн намерен помечать рельсы и кабели скрытыми знаками, подобными тем, которые наносятся на бумажные банкноты. Маркировка, рассмотреть которую можно лишь под микроскопом, будет содержать информацию о владельце имущества.
Эффект устрашения
Кража помеченных вещей становится невыгодной
Невидимые метки как средство борьбы с ворами уже успешно применяются в федеральной земле Бремен. При желании, предъявив удостоверение личности, любой бременец может приобрести в магазине бутылочку со специальной жидкостью-маркером, после чего цифровой код жидкости, а также сведения о покупателе заносятся в специальную базу данных.
С помощью маркера можно нанести невидимые простому глазу метки на любой предмет - от велосипеда и мобильного телефона, до украшений и картин. В случае кражи эти вещи можно будет легко идентифицировать, а значит - сложно перепродать. Преступники и их потенциальные покупатели, осведомленные о таком способе выявления краденых вещей, реже идут на рискованные сделки. Кроме того, благодаря наличию невидимых меток цены на краденые товары снижаются настолько, что преступникам становится невыгодно промышлять воровством.
Метки, используемые для предотвращения краж, можно легко обнаружить, поместив вещи под ультрафиолетовые лучи, а рассмотрев код маркера при помощи микроскопа, - установить их хозяина. Поможет ли использование маркеров концерну Deutsche Bahn отпугнуть охотников за цветными металлами, покажет время. Пока еще нет данных о том, насколько эти метки устойчивы в разных погодных условиях и как они будут реагировать на высокую температуру подвесных сетей поездов и верхних слоев рельс, находящихся под напряжением.
Концерн Deutsche Bahn больше надеется на эффект устрашения. Полиция Бремена уже сообщает о первых успехах: в районах города, в которых вывешены указатели о том, что на ценные предметы нанесена невидимая маркировка, число взломов и краж резко сократилось.
Автор: Дирк Кауфман / Виктор Вайц
Редактор: Юлия Сеткова