Германия | 22.07.2011
Потребителей в Германии стало труднее водить за нос
Правительство ФРГ приняло решение ужесточить закон об информировании потребителей, а общество по защите их интересов включило интернет-портал, на котором покупатели могут пожаловаться на недобросовестных производителей.
Германия занимает лидирующие позиции на международной арене по качеству и безопасности продуктов питания, отметила на пресс-конференции в Берлине министр защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства Ильзе Айгнер (Ilse Aigner). "Продукты питания made in Germany пользуются заслуженной славой во всем мире", - заявила она. Однако нет предела совершенству. Если не самих продуктов питания, то их презентации и маркировки.
Новая гласность контролеров
Министр защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства Ильзе Айгнер
На прилавках продовольственных магазинов в Германии - свыше 200 тысяч наименований различных продуктов питания. И каждый год в продажу поступает более 10 тысяч новых. Отвечает ли содержимое тому, что написано на красочной упаковке? Правительство ФРГ приняло решение внести некоторые дополнения в действующий закон об информировании потребителей.
Если эти изменения утвердит парламент, то учреждения и ведомства, осуществляющие контроль над содержанием, качеством и безопасностью продуктов питания, а также промышленных изделий, будут обязаны уведомлять общественность о результатах проведенных проверок и установленных нарушениях.
Впредь немецкие потребители смогут получать информацию не только о продуктах питания, одежде, детских игрушках или чистящих средствах, но и о бытовой технике и мебели. Фирмы-производители не смогут препятствовать оглашению результатов экспертизы их товаров, ссылаясь на коммерческую тайну производственного цикла и "секретную" рецептуру изделий.
О куриных грудках и телячьих сосисках
Понятная маркировка - редкое явление
Водить потребителей за нос станет в Германии труднее и с появлением нового интернет-портала wwwLebensmittelklarheit.de. Этот сайт работает по принципу обратной связи.
Покупатель, недовольный своим приобретением или введенный в заблуждение надписями на упаковке, вносит свои замечания в специальную анкету на сайте - своего рода "жалобную книгу". А редакция портала - после тщательной проверки поступившего сигнала и уведомления производителя, которому дается неделя на ответ, - размещает наименование товара в одной из трех "онлайн-корзин" с соответствующими комментариями и пояснениями.
В первую "корзину" попадают те продукты, маркировка которых явно вводит покупателя в заблуждение. Например, на лицевой стороне упаковки - якобы, "100-процентные" куриные грудки, а на обратной - мелким шрифтом указано, что мяса птицы там только 76 процентов, а остальное - растительное масло, мука и наполнители.
Во вторую "корзину" попадают товары с измененным содержанием. Например, пачки кофе, в которых ранее, в самом деле, был только кофе. Пачки остались прежними, но к молотым зернам потом в целях оптимизации прибыли стали подмешивать 12 процентов дешевого заменителя.
В третьей - размещают товары без указания их точного названия и фирм-производителей, которые умело пользуются лазейками в действующем законодательстве. Например, "Телячьи венские сосиски" в стеклянной банке. Телятины в них, как указано на этикетке, только 16 процентов, но "телячьим" называть продукт питания, оказывается, можно, если в нем есть хотя бы 15 процентов такого мяса. В следующий раз покупатель будет внимательнее при выборе сосисок.
Ветчина из Шварцвальда
Шварцвальд
Или, скажем, "Ветчина из Шварцвальда". Как отметил на пресс-конференции в Берлине Герд Биллен (Gerd Billen), председатель объединения союзов защиты потребителей, покупатель такой ветчины, наверное, даже не подозревает о том, что "несчастная свинья даже проездом, возможно, никогда не была в Шварцвальде". Однако указывать в наименовании продукта название знаменитого немецкого аграрного региона можно. Для этого хотя бы один этап производства - будь то расфасовка или упаковка должен проходить в Шварцвальде.
Другой пример - маркировка продуктов питания. На них, как правило, указывается калорийность, заметил Герд Биллен. А вот на спиртных напитках ее нет. По его мнению, это результат усилий немецкого алкогольного лобби.
Цель создателей нового интернет-портала - не только информирование потребителей и разоблачение недобросовестных фирм-производителей. На основе голосования в интернете покупатели могут инициировать изменения в действующее законодательство, введение дополнительных нормативов или их ужесточение.
Автор: Никита Жолквер, Берлин
Редактор: Наталья Позднякова