Приказано окопаться
10.07.2011 10:45 Александра Казакова
Дожди пришли в столичный регион на подмогу пожарным. По данным МЧС, на уходящей неделе приходилось каждые сутки ликвидировать по несколько очагов возгорания. Главная битва с огнем развернулась в Шатуре, где с начала недели действует особый противопожарный режим. МЧC выступило с новой инициативой - вокруг дачных поселков намерены проложить нечто вроде полосы безопасности, освободив от деревьев 30 метровую линию. Владельцы садовых участков - в недоумении.
Огонь пришёл из Владимирской области – 6,5 гектаров в трёх километрах от Северной Гривы в Шатурском районе тушили почти трое суток. Раздуваемое ветром пламя от леса отсекали и с земли, и с воздуха.
"Очень много техников приехало, спасибо им. Ребят вселили в детский садик, вертолёты, самолёты - все были здесь", - говорит Нина Виноградова, жительница посёлка Северная грива.
Огонь проник в торф всего на пять сантиметров. Если бы время было упущено, тление распространилось бы на 15-ти метровую глубину. Сейчас этот пожар потушен, окопан и обводнён. Но в районе объявлен особый режим, а противопожарные нормы день ото дня становятся все строже.
Пожарные велят садоводам и огородникам окопаться. Если вокруг домов поля, то должна производиться опашка трактором по периметру посёлка. Полоса земли шириной не менее 2-х метров. А если за забором лес густой, то придётся рубить просеку шириной уже 30 метров. Раньше пожаробезопасным считался коридор в два раза уже.
"Определены расстояния от границ застройки городского поселения до лесного массива - не менее 50 метров, а от застройки сельского городского поселения одноэтажными и двухэтажными строениями - не менее 15 метров. Но, как показала практика 2010-го года летнего пожароопасного периода, даже эти расстояния не спасают строения граждан", - отметил Олег Савченко, заместитель начальника отдела надзорной деятельности по Ленинскому району Московской области.
Спасение строений граждан по новому техрегламенту - дело рук и усердия самих граждан. Теперь на каждых 6-ти сотках надо иметь 2 огнетушителя, бочку с водой и пожарный щит с инвентарём. Проезды между участками придётся расширить до 8 метров. Кому-то придётся пожертвовать своим огородом ради пожарного пруда. Ну, и под конец - если рядом имеется лесополоса, всё садовое товарищество должно отправиться рубить лес.
За невыполнение норм пожарные будут штрафовать. "Если садоводческое товарищество не вырубает полосу определённой ширины, то приходят специальный надзорный орган и штрафует садоводческое товарищество за это. Но если всё-таки садоводческое товарищество начинает вырубать, то приходят лесники и штрафуют", - объясняет Полина Тришина, заместитель председателя совета Московского союза садоводов.
То ли леший водит, то ли чиновники, но с лесом получается замкнутый круг. Чтобы надлежащим образом оформить вырубку деревьев вокруг посёлка, надо, забросив огороды, пройти кучу инстанций. Что дачников никак не устраивает. В том числе и по причинам финансового характера.
"Срубить высокое дерево стоит 20 тысяч - это для нас просто не под силу. Противопожарный пруд есть, но он лет 20 не заполнялся водой. В этом году мы уже пригласили специалистов - они нам сказали, что нужно делать. Будем собирать деньги, это очень дорого, к сожалению. В следующее лето у нас уже будет вода в пруду", - говорит Лина Комарова, председатель СНТ "Металлург-2".
А пока пожарный пруд больше напоминает болотце. Центрального водопровода здесь нет. Садоводы, как могут, пожарные требования выполняют. Вот гонг завели, чтобы оповещать о ЧП в посёлке.
Не то, что тридцать, прежних пятнадцати метров до леса в большинстве случаев нет. Дома и участки вплотную окружённые соснами это престижно и выгодно - такие сотки ценятся дороже.
"Все эти годы мы восхищались, что рядом с нами лес, пока этот восторг не сменился ужасом, когда начались пожары. Мы прикинули - высота деревьев как раз спокойно накрывает все наши дома, в случае если будет пожар", - говорит Михаил Никульшин.
Деревья, которые никто годами не кронирует и не обследует, падают и накрывают участки огородников и без помощи огня. "Завалилось уже дерево - всё оборвало. Мы приезжаем, у нас тут валяется сосна, только оборвала провода, а в этом году упала - водопровод проломила", - рассказывает Вера Головкина.
В семье Головкиных эта сосна стала древом раздора. Вера Петровна за вырубку, а её муж Владимир Иванович категорически против. "Леса не будет, чем будем дышать. Не трогайте лес Подмосковья, его и так не осталось", - утверждает Владимир Головкин.
Пока в МЧС решили действовать убеждением. Штрафовать обещают в исключительных случаях. А после сбора урожая, осенью, когда угроза отступит, всех председателей садовых товариществ пошлют на курсы повышения противопожарной грамотности.
11 июля 2011