Наука и техника | 05.06.2009
Убийца немецких коров и лошадей
Крестовник Якоба - красивое, но опасное растение
Сорняк крестовник Якоба стал причиной гибели скота. Обычно угроза для местной экосистемы исходит от пришельцев с далеких континентов. Но сейчас в Германии серьезной проблемой становится исконно местное растение.
Сорняк серьезно угрожает процветанию немецкого животноводства. О том, какой урон может нанести местной экосистеме растение- или животное-пришелец, завезенное из далеких стран или с других континентов, известно давно. Такие пришельцы не имеют, как правило, естественных врагов в новом ареале обитания, а потому начинают неудержимо размножаться, вытесняя местную флору и фауну.
Однако теперь ученые Боннского университета бьют тревогу в связи с распространением растения, давно и прочно прописанного в Германии. Его название - крестовник Якоба (Senecio jacobaea). Это растение, достигающее полутора метров в высоту, с похожими на астры ярко-желтыми цветками, часто встречается на пастбищах, лугах и пустырях. А особый интерес боннских исследователей оно вызывает потому, что, с одной стороны, стремительно разрастается, захватывая все новые и новые территории, а с другой, содержит ядовитые субстанции, вызывающие тяжелые, иногда смертельные поражения печени у пасущихся животных.
"Впервые такое массовое распространение было отмечено в Нижней Саксонии, - поясняет доктор Хельмут Виденфельд (Helmut Wiedenfeld), руководитель научной группы "Фитохимия" при фармацевтическом факультете Боннского университета. - И там же были зарегистрированы первые случаи отравления лошадей".
И лошади, и коровы...
Не только для лошадей, но и для коров молодые побеги крестовника - серьезная опасность
С тех пор эти случаи участились настолько, что пострадавшие владельцы животных организовали объединение "Крестовник Якоба". "Они утверждают, что имеют четко задокументированные доказательства гибели более чем ста лошадей от крестовника - в масштабе всей страны, - говорит доктор Виденфельд. - Обычно, если на пастбище какое-то растение цветет, животные обходят его за версту. Но проблемы возникают, если растение совсем молодое и только-только показалось из-под земли. Тут уж вероятность того, что оно окажется в желудке пасущегося животного, довольно высока. По нашим данным, такие растения поедают не только лошади, но и коровы".
Коварный алкалоид
Именно поэтому доктор Виденфельд и руководимая им группа экстрагируют и изучают биологически активные субстанции, содержащиеся в зеленой массе крестовника Якоба. Это, прежде всего, алкалоид под названием пирролизидин. Сам по себе он не токсичен, но коварное свойство этой субстанции состоит в том, что, попав в печень животного или человека, она под действием ферментов метаболизируется в сильный яд, вызывающий тяжелые отравления.
Как говорит Хельмут Виденфельд, теперь при поддержке сельскохозяйственной палаты федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия боннские ученые намерены прояснить ряд важных аспектов, касающихся исходящей от крестовника угрозы: "Мы собираемся выяснить, когда и сколько токсина содержится в растении, как его содержание меняется на протяжении вегетационного периода, в каких регионах и климатических зонах концентрация алкалоида выше, а в каких ниже. До сих пор у нас не было репрезентативных данных на этот счет, но в прошлом году сельскохозяйственная палата организовала массовый сбор проб, и мы их теперь анализируем. Так что в результате мы надеемся получить достаточно солидную информационную базу, конкретные цифры по районам, месяцам и так далее".
Без гербицидов проблему не решить
Запрет на гербициды должен быть отменен, - считают боннские ученые
А вот ответить на вопрос, чем вызвано безудержное разрастание крестовника Якоба, доктор Виденфельд может уже сегодня. По его мнению, это следствие давнего отказа от применения гербицидов для борьбы с сорняками на пустырях, обочинах автотрасс, полосах отчуждения железнодорожных путей и так далее. Это и дает эволюционное преимущество крестовнику Якоба как чрезвычайно конкурентоспособному виду: за сезон каждое отдельное растение производит до 150 тысяч семян.
"Я самым решительным образом ратую за то, чтобы еще раз задуматься над запретом на гербициды и пересмотреть прежнее решение. Потому что я опасаюсь - и не я один, многие разделяют мою точку зрения, - что без гербицидов мы с этой напастью не справимся", - считает Виденфельд.
А напасть немалая: химики обнаружили следы пирролизидина и в меде, и в коровьем и козьем молоке. Пока только следы, то есть крайне низкие концентрации. Но что будет дальше? "Этим летом в сотрудничестве с боннским Институтом питания животных мы проведем серию опытов по скармливанию крестовника молочным коровам, чтобы посмотреть, сколько алкалоида попадает в молоко, - говорит ученый. - Пока я не вижу повода для беспокойства. Но это нужно выяснить точно".
Автор: Владимир Фрадкин
Редактор: Дарья Брянцева