Наука и техника | 17.09.2009
Помогут ли генетики немецким виноделам?
К наиболее распространенным вирусным болезням винограда относится короткоузлие. Достичь особых успехов в борьбе с ним пока не удалось. Теперь немецкие ученые пытаются решить проблему методами генной инженерии.
В традиционных винодельческих районах Германии вдоль Рейна и Мозеля полным ходом идет сбор урожая. Однако отчаянная борьба фермеров против поражающих лозу болезней и вредителей, причиняющих виноградарским хозяйствам из года в год огромный ущерб, продолжается. Она идет давно - с переменным успехом. Теперь на помощь виноградарям решили прийти специалисты Института молекулярной биологии и прикладной экологии имени Фраунгофера в Ахене.
"В этих сосудах в стерильных условиях мы культивируем табак, - поясняет Штефан Шилльберг (Stefan Schillberg), научный сотрудник ахенского института, демонстрируя ничем не примечательные посудины, напоминающие обычные стеклянные банки из-под варенья. - Вот тут на дне видна питательная среда - она выглядит как желе. Или, если хотите, как пудинг".
Табак вместо винограда
Внешне растения в банках ничем не отличаются от любого другого проростка табака. Однако на самом деле в банках, заполнивших стеллажи лаборатории, культивируются генетически модифицированные растения. Штефан Шилльберг и его коллеги пытаются методами генной инженерии придать табаку резистентность к вирусу, поражающему виноград. Но при чем здесь табак, если речь идет о винограде? "Табак неприхотлив, с ним очень просто иметь дело в лабораторных условиях, - говорит исследователь. - И он легко поддается генетической модификации. Поэтому мы многие идеи испытываем сначала на табаке. А поскольку вирус короткоузлия винограда поражает также и многие сорта табака, табак является идеальным лабораторным растением для наших экспериментов".
Обследование лозы: здорова или поражена вирусом?
Но что такое вирус короткоузлия винограда? Это широко распространенный патогенный вирус, вызывающий у винограда целый ряд заболеваний - прежде всего, собственно короткоузлие, подавляющее рост лозы и деформирующее побеги и листья. Однако и такие болезни винограда, как желтая мозаика и окаймление жилок, также вызываются отдельными штаммами того же вируса. Вирус переносится нематодами - обитающими в почве мелкими круглыми червями, - которые и обеспечивают его быстрое распространение от куста к кусту.
Табак все же не виноград
Свою задачу ахенские ученые видят в том, чтобы внедрить в геном винограда ген, запускающий производство антител против вируса. При этом используется хорошо зарекомендовавший себя метод: сначала нужный ген имплантируется в геном бактерии, а она переносит его на растение. Некоторые из подвергшихся такой процедуре подопытных растений Штефана Шилльберга действительно синтезируют соответствующие антитела и уже невосприимчивы к вирусу. Здесь метод успешно сработал. Но с виноградом дело обстоит сложнее. "Мы исходим из того, что антитела эффективны и что в винограде они проявят себя не хуже, чем в табаке, - поясняет Штефан Шилльберг. - Сложность в том, чтобы генетически модифицировать виноград. Он поддается этой процедуре гораздо хуже".
Так что получение первой трансгенной лозы займет еще какое-то время. Потом понадобится еще 3-4 года, чтобы получить на этой лозе первые ягоды. Но даже если все эти планы удастся реализовать, найдет ли спрос вино из генетически модифицированного винограда?
Кто хочет отведать трансгенного вина?
Сам Штефан Шилльберг признает, что шансы на это невелики: "Это очень важный вопрос, и он встает перед каждым виноделом. Конечно, выбирая оптимальную для себя технологию, тот тщательно взвешивает все "за" и "против". Между тем генетически модифицированные продукты сегодня наталкиваются на решительное неприятие подавляющего большинства населения. Так что появление на рынке вина из такого трансгенного винограда представляется мне пока маловероятным".
Получается, все усилия ахенских ученых, по сути дела, напрасны? Вовсе нет, считает Штефан Шилльберг и поясняет: "Прежде всего, нужно на практике показать, что этот метод в принципе работает. И не на одном отдельно взятом примере, а на множестве примеров, на самых разных видах растений и с самыми разными патогенами - и вирусами, и бактериями, и грибами. А уж потом можно подумать о практическом применении. Потому что в конечном итоге мы хотим, конечно, не просто понять биологические механизмы, но и использовать эти знания для повышения устойчивости сельскохозяйственных культур против болезней".
Автор: Владимир Фрадкин
Редактор: Ефим Шуман