Марина Эфендиева
Orange не теряет надежды создать в России MVNO
Планы по созданию «виртуальных операторов сотовой связи» вынашивают многие, в том числе зарубежные компании. О своем видении ситуации на этом рынке в интервью BFM.ru рассказал генеральный директор Orange Business Services Вивек Бадринат
Фото: Salvatore.Freni/flickr.com
Вот уже почти два года в России есть все юридические основания для создания виртуальных операторов сотовой связи (MVNO — Mobile Virtual Network Operator). Однако новых примеров реализации таких проектов нет, а планы и заявления о намерениях различных компаний по организации MVNO пока так и остаются планами.
В качестве удачных MVNO-проектов можно привести «виртуальный» проект «Алле» компаний МТС и X5 Retail Goup (владеет торговыми сетями «Перекресток», «Карусель» и «Пятерочка»), «внутреннего» виртуального оператора «МегаФона» (проект «Просто для общения») и ряд других подобных проектов. При этом стоит учитывать, что все они относятся к классу pre-MVNO. Такая схема предусматривает, что виртуальные операторы предоставляют услуги под собственными торговыми марками, определяют тарифы и маркетинговую стратегию, но не имеют собственной номерной емкости, биллинговой системы, а их клиенты приписываются к абонентской базе сотового оператора-партнера.
К настоящему времени лицензии MVNO имеют на руках более 60 российских компаний. В текущем году около 20 из них по условиям лицензий должны запустить MVNO-проекты. Однако ни одна пока так и не создала своего «виртуального оператора», что в самом худшем случае может привести к отзыву лицензий из-за нарушения сроков. Одним из препятствий для запуска виртуальных операторов можно назвать отсутствие номерной емкости — Минкомсвязи не торопится предоставлять номера владельцам MVNO-лицензий.
Также немалое значение имеет высокая конкуренция со стороны операторов «большой тройки». Сегодня на рынке бытует мнение, что успешным виртуальным оператором в России можно стать либо за счет установки низких цен, либо предложив уникальные возможности абонентам. И как раз в ценовом плане соревноваться с «большой тройкой» проблематично.
Все это не добавляет уверенности владельцам MVNO-лицензий. В то же время некоторые игроки смотрят на сложившуюся ситуацию достаточно оптимистично. Одним из них, например, является компания Orange, которая уже более полугода вынашивает планы по созданию собственного виртуального оператора.
Подробнее о своем видении ситуации с MVNO и о планах компании по реализации стратегии Conquests 2015 («Захват 2015») в интервью BFM.ru рассказал генеральный директор Orange Business Services, исполнительный вице-президент France Telecom – Orange Group, отвечающий за направление корпоративных коммуникационных сервисов (Enterprise Communication Services) Вивек Бадринат.
Вивек Бадринат, генеральный директор Orange Business Services, исполнительный вице-президент группы France Telecom. Фото предоставлено пресс-службой компании Orange Business Services
— В декабре прошлого года генеральный директор Orange Business Services в России и СНГ Кристоф Жоанбланк рассказывал про стратегию Conquests 2015, разработанную группой France Telecom (ныне Orange Group). Это касалось как глобальной стратегии, так и российского рынка. В частности, он отмечал, что ведутся переговоры российскими операторами связи по поводу MVNO. На каком этапе находится этот проект, удалось ли вам договориться о какой-то конкретике с местными операторами?
— Что касается общих результатов реализации Conquests 2015, то на глобальном уровне нам удалось добиться значительных успехов в нескольких областях роста. Первое — это решения для видео, в том числе услуги по организации видеоконференцсвязи. Второе — облачные вычисления. И третье — мы активно строим собственные сети в странах с развивающейся экономикой.
По видео, например, мы активно развиваем технологию Telepresence. Это видеоконференции очень высокого качества. На данный момент по всему миру нам удалось создать более 400 комнат.
Если говорить об облачных вычислениях, то в этом году мы предложили рынку несколько новых продуктов и сервисов. Буквально на прошлой неделе было объявлено о создании первой международной инфраструктуры облачных вычислений — «облако» базируется на наших собственных дата-центрах, расположенных на пяти континентах. Построенная инфраструктура позволит предоставлять облачные сервисы мультинациональным компаниям.
Также мы продолжаем инвестировать в усиление нашей магистральной сети в тех регионах, где видим наиболее быстрое восстановление экономики. Стратегия Conquests 2015 была сконцентрирована вокруг этих основных направлений, в них мы и развиваемся.
Что касается второй части вопроса, мы достаточно давно предлагаем услуги конвергенции фиксированной и мобильной связи. В частности, в России у нас уже есть договоренности с двумя операторами мобильной связи. Мы на этом не останавливаемся, продолжаем изучать возможности партнерства с другими операторами, включая формирование MVNO. Сейчас с ними идут переговоры, хотя до логического финала они еще не доведены. Наша задача в данном случае — найти такой формат партнерства, при котором мы действительно смогли бы обеспечить услуги конвергентной связи, отличающиеся по качеству от конкурирующих предложений.
— Вы можете назвать операторов, с которыми у вас уже есть договоренности?
— Это МТС и «ВымпелКом».
— Переговоры ведутся уже довольно долго. Почему еще не сделано никаких конкретных шагов?
— Это очень долгий процесс. Были месяцы, когда дискуссия действительно шла очень активно. Были месяцы, когда практически ничего не происходило. И сейчас мы пока не видим какого-то решительного прорыва в переговорах. Хотя мы настроены оптимистично.
— А насколько оптимистично настроены российские операторы?
— Вообще нужно сказать, что переговоры о создании MVNO или о формировании какого бы то ни было партнерства между операторами связи, — это трудные переговоры, вне зависимости от того, какая это страна. Потому что обе стороны должны быть одинаково убеждены в том, что партнерство позволит им увеличить свою долю на рынке. В данном случае, в сегменте b2b. Мы уверены, что наше предложение — конвергенция фиксированной и мобильной связи — действительно дает возможность нашим партнерам увеличить их рыночную долю и сделать что-то такое, чего они не могли бы сделать, действуя в одиночку. И мы стараемся сейчас их в этом убедить.
Что, в принципе, позволяет сделать MVNO для существующего мобильного оператора? Так называемую гипер-сегментацию. Это привычная вещь для оператора, который работает в рознице. Среди его клиентов есть дети, есть люди, которые звонят только в свою сеть, есть абоненты, которые общаются по предоплатной или кредитной системе и т. д. Но когда речь заходит о бизнес-клиентах, там отношение к каждому сотруднику заказчика должно быть очень индивидуальным, и мы можем это обеспечить, так как для нас они являются наивысшим приоритетом, возможно, не таким, как для МТС и «Билайна». Вот, почему это интересно.
— Вы сказали, что продолжаете инвестировать в развитие своей сети и сервисов. Сколько денег вы вложили в бизнес в мире и какая часть приходится на Россию?
— Одну цифру могу назвать и по общемировому, и по российскому рынку — это наши инвестиции в развитие сети. В 2010 году во всем мире они составили 750 миллионов евро. Что касается России, то за последние 10 лет инвестиции в сеть составили 250 миллионов евро.
Кроме того, мы инвестируем в повышение квалификации собственных сотрудников по основным для нас направлениям. Например, у нас есть выделенная команда сотрудников, которые работают только над развитием наших облачных технологий. Речь идет о нескольких сотнях человек. Это команда как бы междисциплинарная, находится между маркетингом, разработкой продуктов и IT. То есть включает всех тех, кто занимается исключительно «облаком».
— По поводу «облаков». Вы заявляли, что к 2015 году от облачных решений ожидаете доход в 500 млн евро. Из чего он будет складываться?
— В основном для нас это будут новые заказчики. Сам по себе этот бизнес только-только зарождается. До недавнего времени облако было чистой теорией. Но сейчас у нас начинают появляться первые клиенты. На сегодняшний день во всем мире у нас более 250 клиентов, которые уже используют облачные услуги. Наша оценка рынка по России и СНГ на этот год составляет 10 миллионов евро. Но мы считаем, что уже в 2014–2015 году он вырастет почти в 20 раз. То есть наша консервативная оценка — 160 миллионов евро. Мы понимаем, что это большие и амбициозные цифры, но, во всяком случае сейчас, мы видим именно такой темп роста. И верим в то, что он реализуется, потому что во всем IT-сообществе идет очень быстрое движение к виртуализации, к использованию разделяемых (shared) компьютерных ресурсов. В этом году больше половины серверов, которые мы продали, будут использоваться для поддержки облачных технологий.
— Какие облачные решения пользуются спросом у ваших крупнейших клиентов?
— Приведу три примера. Первый — компания SITA. Это наш и заказчик, и партнер. Вместе мы создали облачную инфраструктуру, которую в дальнейшем SITA будет предлагать уже своим заказчикам — авиакомпаниям. Из созданной инфраструктуры они смогут получать доступ к различным приложениям.
Второй пример — французская химическая компания Arkema. Здесь используется наше решение — резервное копирование как сервис. То есть все их хранилища данных и резервное копирование IT-систем находится в «облаке», на наших серверах, и полностью управляется нами.
Приведу пример и из госсектора. Вместе с GE Medical Systems мы реализовали проект для сети клиник по хранению рентгенограмм пациентов, которые прошли соответствующее обследование. То есть вы проходите рентген и ваши снимки направляются в «облако». После этого в какое бы медицинское учреждение Парижа вы ни обратились, врач мгновенно может получить доступ к этим документам в электронном виде.