Удобства и недостатки Google+

Теперь уже стало понятно, что может новая соцсеть, а в чем она пока отстает от конкурентов

Петр Биргер

Вот уже неделю с нами новая социальная сеть Google+. Несмотря на то, что официально она до сих пор работает в режиме бета-тестирования и требует для регистрации персональное приглашение, ажиотаж вокруг нее не стихает. В какой-то момент Google даже пришлось заблокировать систему распространения инвайтов. Но уже с сегодняшнего дня зарегистрированные в Google+ пользователи вновь могут рассылать приглашения – правда, и в этот раз, как утверждают в компании, временно.

Для тех, кто еще не определился, нужна ему очередная социальная сеть или нет, Slon.ru подводит итоги первой недели работы Google+, описывая не только объективные плюсы, но и минусы новой социальной сети.

«Круги»

Плюсы: юзабилити, удобная техническая реализация

Минусы: не является безальтернативным предложением: группы
и управление правами доступа есть и в других соцсетях

«Круги» – главный аргумент разработчиков Google+ в пользу своей социальной сети и, пожалуй, действительно ее самая удобная и продуманная опция. В отличие от Facebook, где все инструменты группировки друзей и целевого распределения информации представлены периферийно, в Google+ создание групп – системная функция. Есть отдельный раздел «Круги», где и концентрируется вся информация о вашей сети общения: списки тех, кого добавили вы, и кто добавил вас. Тут же Google , как и Facebook, порекомендует пользователей для «дружбы». Данные по умолчанию экспортируются из адресной книги Gmail, но можно получить списки контактов из Yahoo и Hotmail, что для российских пользователей не очень актуально. «Кругами» можно управлять и через всплывающее окно «Оповещения» в верхнем разделе меню.

Круговая структура интуитивно понятна и реализована предельно дружелюбно. Для начала формируете группы – «круги». Иконки друзей (тех, кто добавил вас или тех, кого вам рекомендует система) мышкой перетаскиваются в визуальный круг – все реализовано на технологии HTML5. Есть круги, предложенные системой, «Друзья», «Семья», «Знакомые» и др. Можно добавить свои, как расширяя категории, так и сужая их – например, «Родители», «Собутыльники», «Начальники» и прочее. Наконец, «круги» – это еще и удобный вариант для формирования закрытых тематических или профессиональных групп.

http://slon.ru/images/infographix/0807%20g+/krugi2.jpg

Дальше при публикации информации система предложит вам выбрать «круг», которому эта информации предназначена. Хотите, чтобы ваше последнее обновление видели все друзья, независимо от «круга», – выбираете опцию «Все круги». Важный нюанс: если при публикации выбрать опцию «Для всех» ваше сообщение увидят даже те, кого вы в свои круги не добавили, – то есть любой посетитель вашего профиля.

Лента

Плюсы:фильтрация по «кругам», возможность подписки на новости по темам

Минусы: рекомендательная кнопка представлена ограниченно, нет тредов в комментариях

Главная страница Google+ очень напоминает фейсбуковскую, над чем уже успели посмеяться блогеры. Три колонки. Левая – функциональная – с фильтрами групп и тем. Правая – списки друзей и рекомендации новых френдов. Посередине – собственно лента с последними сообщениями. Отфильтровать сообщения по принципу популярности или хронологии нельзя. Зато лента удобно фильтруются по тем же «кругам»  можно прочитать, что написали только друзья, только родители и т.д. Каждое сообщение можно прокомментировать. Интересно, что в Google+ не реализована функция тредов (написать комментарий к комментарию невозможно) – а ведь это именно та возможность, которая могла бы выделить новую социальную сеть на фоне конкурента. Facebook уже много лет заваливают просьбами внедрить треды для удобства дискуссий.

Как и в Facebook, сообщение из ленты можно «зашарить», нажав кнопку «Поделиться». А вот кнопка +1, которая, по идее, должна стать в новой сети полным аналогом like, представлена ущербно. +1 под каждым статусом вы поставить сможете, сможете и посмотреть, сколько еще пользователей с вами в этом солидарны. Но рекомендательную функцию «вывода в топ» в ленте соцсети кнопка пока не выполняет, всего лишь фиксируя общую популярность сообщения. Пока не в общей ленте и +1, поставленные пользователями вне соцсети.

http://slon.ru/images/infographix/0807%20g+/+1.jpg

Отдельная опция – «Темы», ее настройки представлены в левой колонке на главной странице соцсети. По сути «Темы» – это возможность подписки на поисковую выдачу Google по ключевым словам. Забиваете в темах слово «Путин», и ваша лента утонет в ссылках на последние новости о «национальном лидере».

http://slon.ru/images/infographix/0807%20g+/temy.jpg

Публикации

Плюсы: можно редактировать сообщения после публикации и отключать комментарии

Минусы: мало элементов форматирования

В привычном окне публикации сообщения выделяются две функции. Во-первых, возможность выбора адресатов – собственно «круги» или конкретные пользователи. Во-вторых, функция геолокации «Добавить адрес», которая работает не только в мобильном приложении, но и со стационарного компьютера. Важно, что сообщения можно редактировать, отключать комментарии, а также запрещать репост – этих возможностей в Facebook явно не хватает. Кроме того, тем, кто любит использовать социальные сети для развернутых высказываний, Google+ точно должен понравиться. Максимальный объем сообщения не ограничен, в ленте полный текст система лишь автоматически свернет. В Facebook же для больших текстов приходится использовать дополнительную функцию Notes. Правда, для больших сообщений логично было бы предложить больше элементов форматирования текстов, которых пока совсем немного. Например, если выделить слово *звездочками*, то оно будет написано жирным шрифтом, а если _нижним тире_, то курсивом. А если вы хотите кого-то упомянуть в своей записи, то просто введите знак + или @ и начните вводить нужное имя

http://slon.ru/images/infographix/0807%20g+/pub2.jpg

В остальном – возможности привычные. В ленте можно опубликовать не только текст, но также ссылки, видео и фотографии.

Фотографии

Плюсы: редактирование фотографий, интеграция с Picasa

Минусы: в разделе «Фото» хранятся не только ваши фотографии, но и аккумулируются чужие

Свободное место под фотографии в Google+ неограничено. Но учтите, что после загрузки снимки будут уменьшены до 2048 пикселей по наибольшей стороне. Можно создавать альбомы – для каждого из них устанавливаются свои настройки конфиденциальности. При этом в разделе «Фото» собираются также фотографии, добавленные другими пользователями из ваших кругов, что создает некоторую путаницу. Естественно, фотогалерея в интегрирована с гугловским фотохостингом Picasa.

Есть и своя функция отметок на фоток. Правда, она уже стала предметом нового скандала  Facebook теперь пытается эту функцию запатентовать. Если на загруженных фотографиях вас отметит другой пользователь, то такие снимки появятся в разделе «Фото со мной».

А главное, загруженные фотографии можно редактировать прямо в альбоме – тут же предлагается автокоррекция и несколько фильтров.

http://slon.ru/images/infographix/0807%20g+/pix.jpg

Профиль

Плюсы: удобная структура страницы профиля

Минусы: в интересах нет ссылок на тематические страницы

Презентационный профиль пользователя выглядит в Google+ полнее, чем у конкурентов, и больше, чем где-либо, соответствует функции полноценной интернет-визитки. Предлагается заполнить полные данные о себе, указав места работы и учебы, род деятельности, личные и рабочие контакты, отметив на карте место проживания и рассказать, с кем вы встречаетесь или состоите в браке. Кроме того, можно разместить ссылки на свои профили в других соцсетях и блогах.

http://slon.ru/images/infographix/0807%20g+/profile2.jpg

Но в соцсети отсутствуют открытые тематические страницы, потому невозможно добавить в интересы ссылки на страницы актеров, фильмов, спортивные команды и т.д., как это реализовано в Facebook.

Коммуникации

Плюсы: возможность групповых видеоконференций

Минусы: видео в чате транслируется не в самом лучшем качестве, рассинхронизация видео- и аудио, плохая кроссбраузерность

Google+ при запуске особенно гордилась своим видеочатом. После мощного ответа Facebook, запустившей аналогичный сервис совместно со Skype, Google+ потерял это свое преимущество (правда, видеочат Facebook не работает в групповом режиме). Вы нажимаете кнопку «Видеовстречи» (Hangouts) и определяете, каких пользователей нужно уведомить о начале чате. Сообщение о старте видеоконференции появляется в ленте. Кроме этого, генерируется ссылка, которую можно отправить тем, кого нужно пригласить в видеокомнату. Всего в чате одновременно могут общаться до десяти человек. Полезная особенность: одновременно со всеми участниками встречи можно просматривать видео на YouTube.

В остальном коммуникационные инструменты Google+ ожидаемые: можно отправить персональное сообщение любому пользователю, можно пообщаться в google-чате, полностью дублирующем аналогичный чат в gmail (стоит иметь в виду, что, если почта и соцсеть открыты у вас в разных окнах, чат с последним сообщением будет выскакивать и в том, и в другом сервисе одновременно), есть голосовой видеочат (он отличается от интегрированного в почту тем, что при помощи «кругов» можно ограничивать число людей, которые могут связаться с вами таким способом).

Приватность

Плюсы: «круги», возможность закрыть информацию о собственной сети

Минусы: заинтересованность Google в поисковой индексации пользовательских профилей

К настройкам приватности в Google+ подошли тщательно, но, как это бывает с соцсетями, не обошлось и без сознательного запутывания пользователей. В первом же подразделе «Профили Google» сообщается, что «имя и другие общедоступные данные из профиля можно будет найти в поиске Google и увидеть на странице результатов». Тут же предлагается посмотреть, как может выглядеть ваш профиль для других – для этого в отдельном окне вводится имя стороннего пользователя. При этом настройки доступности вашего аккаунта в соцсети для поисковых машин запрятаны глубоко в разделе «Общедоступная информация профиля». Чтобы ограничить поисковую индексацию, надо снять флажок «Отображать мой профиль в результатах поиска». Правда, Google тут же оговаривается: другие страницы и содержание (например, веб-сайты, блоги и продукты Google, такие как Picasa), которые содержат ссылку на ваш профиль, будут по-прежнему отображаться в результатах поиска Google и других поисковых системах.

http://slon.ru/images/infographix/0807%20g+/privacy2.jpg

В этом же разделе предлагается скрыть или, наоборот, открыть для всех информацию о ваших «кругах». Настройка для многих принципиально важная, если вспомнить, какую волну возмущения вызвало решение «ВКонтакте» принудительно раскрыть списки друзей пользователей. В остальном настройки приватности в Google+ определяются теми же «кругами» – для каждого раздела соцсети можно выбрать «круг», которому он будет доступен.

Для бизнеса

Плюсы: обещания «уникального инструментария»

Минусы: нет формата отдельных страниц для компаний и брендов

Google+ не предлагает аналога «страниц» в Facebook, которые чаще всего используются для корпоративных целей. И судя по всему, не собирается это делать  бизнесу и брендам предлагается воспользоваться стандартными аккаунтами, но с расширенным инструментарием. Первые корпоративные страницы в Google+ уже появились: их завели, например, Ford, Breaking News и Mashable. Между тем, в Google пока призывают компании не торопиться приходить в новую социальную сеть и немного подождать. Обещают уникальные возможности для продвижения бренда и принципиально новый инструмент анализа рекламной эффективности соцсети.

http://slon.ru/images/infographix/0807%20g+/corp.jpg

http://slon.ru/blogs/pbirger/post/600266/