Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » УТРОМ МАЖУ БУТЕРБРОД, СРАЗУ МЫСЛЬ: А КАК НАРОД? » Почему иностранные компании бегут из России? Что побуждает иностранцев


Почему иностранные компании бегут из России? Что побуждает иностранцев

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Почему иностранные компании бегут из России?

Что побуждает иностранцев сворачивать бизнес - их собственные просчеты или наша бизнес-среда?

Елизавета Никитина

http://slon.ru/images2/blog_photo_14/airport/2852703_420.jpg
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Россия – это не самая дружелюбная среда для частного бизнеса. Как отечественного, так и иностранного. Не самая – потому что чиновники и менты (то есть полицейские), потому что не пойми что за климат, потому, что население небогатое и его немного и прочее прочее. Аргументов против присутствия иностранного бизнеса у нас больше, чем за. И в последние годы его становится все меньше и меньше.

До кризиса кто только не пытался к нам прийти. Аналитики награждали российский потребрынок эпитетами «бурноразвивающийся», и «динамичный» и эти семена падали на благодатную почву. К примеру, нынешние владельцы израильского чайного бренда Wissotzky в 2005 г. поддались романтическому порыву, вытащили на свет историю про предков – дореволюционных чайных купцов Высоцких – и решили если уж не восстановить status quo, то хотя бы занять хорошую долю на нашем рынке. Но попытка сыграть на ностальгии по «России, которую мы потеряли» не сработала, и «хруст французской булки» ничем не отозвался в сердцах наших потребителей. У нас за сто последних лет сформировались совсем другие чайные приоритеты.

Похоже, что уход легендарной американской Campbell, о котором компания заявила на этой неделе, того же характера. У нас Campbell продвигала готовые супы и бульоны. Американцы посчитали: раз в этой стране совсем необязательный в западном мире суп отранжирован как «первое», а основное блюдо как «второе», то успех неминуем. Но просчитались: суп у нас готовят, как мама/бабушка научила, а к готовым и упакованным блюдам относятся с недоверием. Так что теперь Campbell сосредоточится на Китае: там и на душу населения примерно такой же, как в России – высокий, – объем потребления супов, и потребителей в 10 раз больше.

Другое дело, когда бизнес мало зависит от национальных особенностей потребителей.  Почему, к примеру, от развития в нашей стране отказались два розничных гиганта Wal-Mart и Carrefour? Ведь будь хоть какой-то экономический смысл в развитии в нашей стране они без труда бы вошли на наш рынок. Или отчего сворачивают свою розницу иностранные банки, к примеру, HSBC, страховщики и девелоперы?

Мы решили составить перечень крупных иностранных компаний, которым пришлось отказаться от работы в нашей стране в последние несколько лет и проанализировать их основные мотивы. Почему мы все чаще прощаемся с иностранными компаниями – из-за их собственных просчетов или нашего бизнес-климата? (В комментариях вы можете привести свои примеры ухода иностранцев из России.)

http://slon.ru/images/infographix/uehali.jpg

Компании и бренды, которые нас покинули

Продукты

Американская Campbell Soup Company объявила в июне 2011 г. об уходе с российского рынка из-за неоправдавшихся ожиданий по продажам. Россияне так и не могли перейти на готовые супы. Кроме того, компанию ждет смена CEO, сокращение штата, закрытие мощностей в Америке и разработка новой стратегии.

Немецкая Alfred Ritter, производитель шоколада Ritter Sport, в 2008 г. отказалась от производства шоколада в России и решила его импортировать из Германии. Представители компании говорили тогда, что во внутреннем производстве нет смысла, так как ингредиенты все-равно надо импортировать. Тем не менее, заявление компании последовало после сделки между корпорацией Wrigley и компанией «Коркунов», на одинцовской фабрике которой и размещалось производство шоколада Ritter Sport.

Израильская Wissotzsky tea, принадлежащая потомкам известных купцов дореволюционной России, попыталась войти на российский рынок в 2005 г. Заходить решили из Новосибирска, а не Москвы, где конкуренция была выше. Уже через год стало понятно, что прошлого не вернуть.

Розничные сети

Крупнейший с мире ритейлер Wal-Mart с выручкой более $400 млрд в конце 2010 г. закрыл свое представительство в нашей стране, так и не открыв ни одного магазина и не совершив ни одной сделки по слиянию или поглощению местного игрока. Компания около 10 лет присматривалась к нашему рынку, но так ни на что не решалась, ожидалось, что Wal-Mart купит сеть «Копейка», но его обошла в переговорах российская X5 Retail. О сделке как раз было объявлено в декабре 2010 г., через короткое время об уходе заявил Wal-Mart.

Второй по величине ритейлер в мире – французский Carrefour – принял решение об уходе с российского рынка всего через полгода после открытия своего первого магазина в Москве. Официальная причина – отсутствие перспектив занять лидерские позиции. С одной стороны, это похоже на правду: соревноваться с лидерами: X5, «Магнитом», Auchan и Metro Group – было поздно. С другой стороны, менеджмент российского Carrefour не смог отжать у поставщиков цены, как его конкуренты, так что в сети они были достаточно высокими. Магазины французского гиганта располагались в не самых удачных местах. К тому же осенью 2009 г. стало понятно, что в принимаемом законе о торговле розницу ждет масса неприятных ограничений.

Турецкий Koc Holding, совладелец российской сети «Рамстор», продал в 2007 г. свою долю в российском СП своему партнеру – турецкой Enka. 14 гипермаркетов сети купил Auchan, сейчас на этих площадях работает уменьшенный формат гипермаркета «Ашан-сити». «Рамстор» был первым иностранным оператором у нас в стране, но с развитием рынка и проходом других игроков турецкая сеть стала проигрывать конкурентам.

Немецкий холдинг Douglas в конце 2010 г. продал принадлежащую ему парфюмерно-косметическую сеть «Дуглас-Риволи» компании «Рив Гош». Решение об уходе немецкий холдинг принял за полгода до этого. Дальнейшее развитие, по признанию немцев, требовало слишком больших затрат, в частности на аренду. К тому же наш парфюмерно-косметический рынок сильно просел в связи с кризисом, и восстановления спроса пришлось бы ждать долго.

Финская медиагруппа Sanoma распродала осенью 2010 г. все свои активы по распространению прессы в России. По признанию финнов рынок оказался слишком сложным. Этой сделкой Sanoma немного опередила старт кампании по сносу ларьков в Москве. Интересно, какую характеристику рынку дали бы финны в ноябре–декабре 2010 г.

Fashion

Израильская Castro решила уйти из России после того, как дважды ее российские партнеры прогорали. Первому мешали другие направления в бизнесе, второй пострадал от кризиса.

Итальянская марка Diesel собралась покинуть Россию весной 2009 г. Российский партнер компании отказался от франшизы из-за нерентабельности сети из-за премиального позиционирования марки. В начале 2010 г. компания нашла нового партнера, но ближайший к нам магазин-сайт компании находится в Хельсинки.

От французского бренда Kookai весной 2009 г. отказалась развивавшая ее в России Sela.

Монобрендовые бутики Stella McCartney, Marc Jacobs и Alexander McQueen закрылись в 2009 г. став еще одними жертвами резкого падения спроса в кризис.

Медиа

На фоне того, что печатные издания закрываются один за одним, продажу немецким издательским домом Gruner + Jahr своего российского подразделения можно назвать happy end. В ноябре 2009 г. российского издателя журналов GEO, «GEOленок», GEOTraveller и «GalA Биография» купил другой немецкий ИД Axel Springer (в России издает Forbes). После вполне удачного российского старта Gruner + Jahr в 2004 г. в 2008 г. выручка компании упала, а убыток составил почти больше трети продаж.

Банки

В июне 2011 г. крупнейший по активам Европе англо-гонконгский банк HSBC обявил о закрытии своей розницы в России. Причины – переоценка перспектив российского рынка и усиление доминирования госбанков в этом секторе.

Британский Barclays в феврале 2011 г. выставил на продажу свое розничное подразделение в России «Барклайс Банк», созданный на базе купленного за $745 млн в 2008 г. «Экспобанка». В начале 2011 г. британцы признали розничный бизнес в России нерентабельным.

Крупнейший банк Испании Santander полностью свернул свою деятельность в России, продав в конце 2010 г. банку «Восточный экспресс» 100% своего подразделения «Сантандер Консьюмер Банк», образованного на базе купленного в 2007 г. московского «Экстробанка». Основным направлением испанского банка в России была выдача автокредитов, но кризис помешал его планам развития. Летом 2010 г. «Восточный экспресс банк» купил 100% российской дочки Morgan Stanley – «Городской ипотечный банк»

Cтраховщики

Один из крупнейших в мире страховщиков – немецкая Munich Re – объявила в июне 2011 г. о закрытии своего российского подразделения, работающего на рынке перестрахования. Причина – снижение спроса на услуги и ужесточение требований к капиталу

Австрийская Vienna Insurance Group весной 2011 г. объявила о продаже миноритарных пакетов в трех компаниях «МСК-лайф». МСК и «Совита». Все три компании входят в «Столичную страховую группу», которая до недавнего времени была под контролем «Банка Москвы» и правительством бывшего мэра.

В конце 2009 г. бельгийская финансовая группа Fortis объявила об уходе с российского рынка страхования. В России работали две компании «Фортис» и «Фортис жизнь страхование». Менеджмент компании посчитал, что не сможет добиться достойных финансовых результатов в обозримом будущем.

Голландский банковско-страховой холдинг ING – в 2009 г. закрыл свое российское подразделение по страхованию жизни «ИНГ Лайф». Причины – общее место для большинства ушедших – нет условий для роста и развития.

Недвижимость

Британский Rutley Russia Property Fund до 2008 г. собирался вложить в недвижимость в России $1 млрд. Кризис сильно изменил намерения инвесторов.

Британская Aberdeen Property Investors, обещавшая вложить в российскую недвижимость 1,5 млрд евро, летом 2009 г. свернула свою деятельность в России. Компания не смогла привлечь такой объем инвестиций. Рынок недвижимости к тому времени уже начало лихорадить.

Шведский девелопер Skanska в 2007 г. ушел из России, распродав свои активы. Решение об уходе у шведов созрело еще задолго до этого. В отличие от других западных девелоперов, компания работала в основном не с коммерческой недвижимостью, а на рынке жилья. Высокая коррупция и низкая этика ведения бизнеса стали ключевым мотивом для ухода.

Авто, техника

Российский дистрибьютор Lamborghini – Mercury Automotive –в начале 2011 г. сообщил, что не будет продлевать контракт с итальянским брендом. Слишком дороги вложения в их раскрутку, тогда как в год продажи этих автомобилей не превышали 10 штук.

Российский автодилер Major в 2010 г. не продлил договор с Fiat Group на поставки в Россию Alfa Romeo. Это была вторая и снова неудачная попытка выхода итальянской марки в Россию. В течение трех лет в нашей стране было продано всего 1300 Alfa Romeo, тогда как план предусматривал 2000 автомобилей в год.

Американская Motorola осенью 2010 г. объявила о закрытии своего офиса в России и прекращении поставки телефонов на наш рынок. Популярная лет восемь назад марка мобильных телефонов в последние годы совсем исчезла с нашего рынка, и ее доля была уже на уровне погрешности. Европа в целом не была приоритетным направлением для американской компании, основные продажи которой приходились на США и Латинскую Америку.

http://slon.ru/blogs/nikitina/post/598444/?ff=598635#ff

0

2

Испанская сеть магазинов одежды Desigual покинет Россию

Анна Левинская

Все магазины испанской марки одежды Desigual в России прекратят работу до конца сентября. Информацию о закрытии монобрендовой сети РБК подтвердил дистрибьютор бренда, группа компаний «Джамилько»

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/1/33/754395589301331.jpg
Фото: REUTERS 2015

Все магазины испанской марки Desigual в России будут закрыты до конца сентября, рассказали РБК на условиях анонимности несколько продавцов в магазинах этой сети. Закрытие всех монобрендовых магазинов Desigual РБК подтвердила операционный директор группы компаний «Джамилько» (дистрибьютор испанской марки в России) Кира Балашова. «Что касается бренда Desigual, он остается в России в формате мультибрендовых магазинов», — уточнила она в письменном ответе, переданном через пресс-службу.

Представители головного офиса Desigual на момент публикации статьи не предоставили комментарий.

Крупный дистрибьютор одежды «Джамилько» добавил марку среднеценового сегмента Desigual в портфель своих брендов в начале 2011 года, сообщали тогда «Ведомости». Брендом управляет компания ЛВБ, входящая в группу «Джамилько»  и специализирующаяся на демократичных брендах. На сайте ЛВБ до сих пор указано, что сеть насчитывает восемь магазинов (пять в Москве, по одному в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону). Но, по словам консультантов магазинов, сейчас работают только три: в московском ТЦ «Афимолл» и «Метрополис» (должны быть закрыты до конца августа) и в петербургском ТЦ «Галерея» (до конца сентября). Сейчас компания с большими скидками — до 50% на вещи — распродает товарные остатки.

http://i69.fastpic.ru/big/2015/0816/82/10c10e4b4b2809cce7790122b8bb9182.jpg

По словам представителя компании ЛВБ, магазины Desigual закрываются, потому что у компании истек контракта с испанской компанией. Топ-менеджер одной из компаний фэшн-рынка слышал, что Desigual планирует выйти на российский рынок самостоятельно. В «Джамилько» не предоставили комментарий на этот счет.

ГК «Джамилько» создана в 1993 году. Сейчас управляет более чем 140 собственными магазинами одежды и обуви в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. По данным официального сайта, в России ретейлер эксклюзивно представляет марки Chaumet, De Beers, John Lobb, Salvatore Ferragamo, Sonia Rykiel, Vilebrequin, Wolford и другие. Бренды также представлены через дилерскую сеть компании. Основной владелец компании — бизнесмен сирийского происхождения Халед Джамиль. Группа не раскрывает финансовые показатели.

Компания «ЛВБ» основана в 2004 году. Один из крупнейших российских дистрибьюторов марок повседневной одежды: Aldo, DKNY, Juicy Couture, Lee Cooper, Marc O’Polo, Timberland и других.

По данным инвестиционного фонда Eurazeo (владеет 9,8% компании Desigual), в 2014 году Desigual открыл в мире 100 новых бутиков под одноименной маркой. Всего на конец года сеть насчитывала 526 магазинов (включая франчайзинговые). Также одежда бренда продается в корнерах 2800 универмагов в 109 странах мира. Выручка компании в 2014 году составила €964 млн. Показатели по России не публикуются.

В первом полугодии 2015 года продажи глобального Desigual достигли €451,9 млн, сообщил в своем отчете Eurazeo. EBITDA ретейлера в первом полугодии снизилась по сравнению с шестью месяцами 2014 года на 26%, до €92,1 млн. Компания объяснила, что снижение показателя произошло из-за увеличения стоимости содержания собственных магазинов и открытия новых. Desigual начнет ротацию собственных магазинов, сообщает в отчете инвестор.

http://i70.fastpic.ru/big/2015/0816/ad/926a3f106819d64d65d52c324a4a06ad.jpg

В России одежные и обувные ретейлеры, работающие в традиционной рознице и в онлайне, сейчас переживают трудные времена: потребительская способность россиян серьезно снизилась, а стоимость товара выросла из-за девальвации рубля. По оценке Fashion Consulting Group (FCG), в 2014 году объем рынка снизился на 8%, до 2,2 трлн руб. В 2015 году, по прогнозу компании, на рынке одежды и обуви падение будет еще драматичнее: в натуральном выражении рынок упадет на 20%, в денежном — больше всего — на 35–40% — упадут продажи среднеценового сегмента.

На волне российского экономического кризиса с рынка стали уходить или сокращать свое присутствие международные бренды. Уже закрыли магазины сети New Look, River Island, Esprit, Seppälä. Финский Stockmann, несмотря на то что российский рынок для компании один из основных, решил вполовину сократить количество своих московских магазинов — закрывает в этом году три из шести. Скорректировал свои планы развития на российском рынке один из лидеров одежного ретейла — Adidas. Компания проводила ротацию магазинов и заявляла, что в течение 2015 года закроет 200 собственных точек.

При участии Ксении Шамакиной

http://top.rbc.ru/business/14/08/2015/5 … fc09af3a49

0

3

Adidas закроет 200 магазинов в России

Денис Пузырев

Немецкий производитель спортивных товаров Adidas в 2015 году закроет 200 собственных магазинов в России. Девальвация рубля заставила компанию скорректировать планы развития на российском рынке

http://pics.v6.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/550xH/media/img/7/42/754255549490427.jpg
Фото: ТАСС

Жертвы собственного успеха

Adidas начал пересматривать стратегию развития в России еще в августе 2014 года. Тогда компания объявила о сокращении вдвое планов по открытию новых магазинов в России в 2014 году, уменьшив количество новых точек со 150 до 80. Главный исполнительный директор Adidas Герберт Хайнер тогда же заявлял, что в 2015 году число российских магазинов увеличится на 100 единиц и достигнет 1200.

Но в годовой отчетности компании, опубликованной в четверг, приводятся другие цифры. Adidas сообщает, что в 2015 году компания закроет 290 своих магазинов. Из них около 200 – расположены в России, уточнил Хайнер во время телефонной конференции. По его словам, эти точки оказались «недостаточно эффективны». При этом компания не отказывается от открытия новых точек в России, оставляя прежний прогноз в 100 магазинов (в целом по миру Adidas увеличит число магазинов на 220 единиц).

По оценке заместителя директора отдела торговых помещений CBRE Надежды Цветковой, в среднем размер магазинов Adidas по России колеблется от 300 до 1 тыс. м. Закрытие магазинов связано с тем, что компания продолжает оптимизировать свои сети и избавляться от убыточных точек, считает она.

Планы сокращения розничного бизнеса в России связаны с негативным эффектом от резкой девальвации рубля. В опубликованной отчетности Adidas оценивает его в €550 млн. «Мы стали жертвами собственного успеха, – прокомментировал ситуацию с бизнесом Adidas в России Хайнер. – Будучи уверенным лидером рынка, мы оказались чувствительны к ухудшению экономической ситуации и снижению потребительских настроений».

По словам Хайнера, Россия остается важнейшим рынком для Adidas, компания верит, что ситуация на местном рынке восстановится и бизнес группы продолжит расти. Глава Adidas подчеркнул, что компания приняла решение минимизировать эффект от девальвации рубля для российских покупателей, повысив цены на 10–15%, при том что валютные курсы изменились значительнее.

Из-за падения курса рубля чистый убыток Adidas в четвертом квартале 2014 года составил €140 млн. При этом выручка Adidas увеличилась на 6,5% – до €3,61 млрд.

Чистая прибыль компании по итогам всего года снизилась в 1,6 раз – до €490 млн. Выручка выросла за год на 2% – до €14,534 млрд, без учета изменения обменных курсов – на 6%. По данным компании, на регион «развивающиеся европейские рынки», куда относится Россия и страны СНГ, приходится 13% от выручки компании.

За 2014 год акции компании подешевели на 38% – до €57,62 за бумагу. Капитализация компании в конце 2014 года составила €11,8 млрд.

Экономят на спорте

По оценке генерального директора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, емкость рынка спортивных товаров России (включая спортивную одежду) в 2014 году составила около 250 млрд руб. и практически не изменилась по сравнению с уровнем 2013 года, причем продажи в физическом выражении снизились более чем на 15%. Лидирующую позицию в сегменте занимает «Спортмастер», выручка которого в 2014 году превысила 70 млрд руб. без НДС, а доля рынка – 30%. На втором месте Adidas, розничная выручка которого по собственным магазинам приблизилась к 40 млрд руб. (доля рынка – 18%), на третьем – «Декатлон», выручка которого в 2014 году превысила 12 млрд руб., а доля рынка составила 6%.

«Рынок fashion в целом очень сильно пострадал, а в сегменте спортивных товаров снижение было еще более болезненным, – говорит Бурмистров. – Ведь спортивные товары – это то, на чем проще всего сэкономить. Некоторые игроки зафиксировали падение продаж на десятки процентов. Большое количество открытий магазинов Adidas в 2014 году оказалось избыточным, и теперь сеть их закрывает».

Компания Adidas ведет свою историю с 20-х годов прошлого века, когда ее основатель немец Ади Дасслер сшил первую пару спортивной обуви. Свое название компания получила в 1948 году, в 1948 году была зарегистрирована торговая марка и символ – три полоски. В 1995 году акции копании стали котироваться на бирже.

В 2006 году Adidas купил своего конкурента – британскую компанию Reebok за более чем €3 млрд для того, чтобы сократить свое отставание от Nike, доминирующего в США.

Adidas является крупным рекламодателем футбольных игр. В 2010 году чемпионат мира по футболу помог увеличить выручку компании до €11 млрд. В рекламе Adidas в разное время снимались такие звезды спорта, как Дэвид Бекхем, Арьен Роббен, Игорь Акинфеев, Марат Сафин, Новак Джокович и другие. Adidas также известен своими крупными спонсорскими контрактами с известными спортсменами, особенно в сфере футбола. Новым лицом компании в России станет олимпийская чемпионка Сочи, фигуристка Юлия Липницкая, заключившая с немецкой компанией рекламный контракт и снявшаяся в ролике компании, который выйдет на ТВ в марте.

Поставки продукции Adidas в Россию начались в 1977 году. Они приобрели огромную популярность в СССР. А первый розничный магазин Adidas в России открылся только в 1997 году. По данным самой компании, она остается крупнейшим ретейлером спортивного инвентаря и одежды в России, где ее доля рынка равна 60%.

Adidas Group принадлежат такие бренды, как Adidas, Reebok, Rockport, Rbk CCM Hockey и Taylor-Made Golf.

Накрыло рублем

Октябрь 2014 года – «Маратекс»

Польская компания «Маратекс», которая развивала в России по франшизе такие марки, как Esprit, River Island, OVS и магазины нижнего белья Bodique, объявила о прекращении работы. У компании было более 60 магазинов в стране. Уход с российского рынка она объясняла тяжелой экономической ситуацией, при которой работать в России стало невыгодно.

Ноябрь 2014 года – Zara

О закрытии своего флагманского магазина на Тверской улице объявил производитель модной одежды Zara. Руководство компании тогда отказалось объяснять, с чем связан переезд, а аналитики предполагали, что дело в высокой стоимости аренды. Также на Тверской закрылись ювелирный магазин Pandora, «Перекресток» (X5 Retail Group), InCity и Milavitsa.

Декабрь 2014 года – Mexx

В начале декабря прошлого года голландская Mexx Group была признана банкротом. Гендиректор компании Джулия Хансен одной из главных причин банкротства назвала девальвацию рубля (около 30% всей розницы Mexx приходилось на Россию). Однако внешний управляющий Фриц Кемпс винит в неудачах бренда старение покупателей Mexx и неудачи компании в попытках привлечь молодых клиентов.

Январь 2015 года – Fashion Galaxy

О закрытии трех магазинов в Москве сообщил дистрибьютор обуви угги Fashion Galaxy. Компания отказалась от своего присутствия в ТЦ «Калужский», ТРЦ «Щука» и ТРЦ «Атриум». Представители Fashion Galaxy объясняли, что в связи со сложной экономической ситуацией в России и колебаниями курса валют дистрибьютор вынужден закрыть убыточные магазины.

Февраль 2015 года – Stockmann

Финская торговая сеть Stockmann, в конце 1980-х первой вышедшая на советский рынок, объявила о закрытии трех из шести магазинов в Москве, а также о закрытии в России всех 19 магазинов под брендом Lindex. Свое решение Stockmann объяснила обвалом рубля. Помимо сокращения бизнеса в России компания в рамках мер по жесткой экономии избавится от нескольких магазинов в Финляндии.

http://top.rbc.ru/business/05/03/2015/5 … 363eb74eb1

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » УТРОМ МАЖУ БУТЕРБРОД, СРАЗУ МЫСЛЬ: А КАК НАРОД? » Почему иностранные компании бегут из России? Что побуждает иностранцев