Почему иностранные компании бегут из России?
Что побуждает иностранцев сворачивать бизнес - их собственные просчеты или наша бизнес-среда?
Елизавета Никитина
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru
Россия – это не самая дружелюбная среда для частного бизнеса. Как отечественного, так и иностранного. Не самая – потому что чиновники и менты (то есть полицейские), потому что не пойми что за климат, потому, что население небогатое и его немного и прочее прочее. Аргументов против присутствия иностранного бизнеса у нас больше, чем за. И в последние годы его становится все меньше и меньше.
До кризиса кто только не пытался к нам прийти. Аналитики награждали российский потребрынок эпитетами «бурноразвивающийся», и «динамичный» и эти семена падали на благодатную почву. К примеру, нынешние владельцы израильского чайного бренда Wissotzky в 2005 г. поддались романтическому порыву, вытащили на свет историю про предков – дореволюционных чайных купцов Высоцких – и решили если уж не восстановить status quo, то хотя бы занять хорошую долю на нашем рынке. Но попытка сыграть на ностальгии по «России, которую мы потеряли» не сработала, и «хруст французской булки» ничем не отозвался в сердцах наших потребителей. У нас за сто последних лет сформировались совсем другие чайные приоритеты.
Похоже, что уход легендарной американской Campbell, о котором компания заявила на этой неделе, того же характера. У нас Campbell продвигала готовые супы и бульоны. Американцы посчитали: раз в этой стране совсем необязательный в западном мире суп отранжирован как «первое», а основное блюдо как «второе», то успех неминуем. Но просчитались: суп у нас готовят, как мама/бабушка научила, а к готовым и упакованным блюдам относятся с недоверием. Так что теперь Campbell сосредоточится на Китае: там и на душу населения примерно такой же, как в России – высокий, – объем потребления супов, и потребителей в 10 раз больше.
Другое дело, когда бизнес мало зависит от национальных особенностей потребителей. Почему, к примеру, от развития в нашей стране отказались два розничных гиганта Wal-Mart и Carrefour? Ведь будь хоть какой-то экономический смысл в развитии в нашей стране они без труда бы вошли на наш рынок. Или отчего сворачивают свою розницу иностранные банки, к примеру, HSBC, страховщики и девелоперы?
Мы решили составить перечень крупных иностранных компаний, которым пришлось отказаться от работы в нашей стране в последние несколько лет и проанализировать их основные мотивы. Почему мы все чаще прощаемся с иностранными компаниями – из-за их собственных просчетов или нашего бизнес-климата? (В комментариях вы можете привести свои примеры ухода иностранцев из России.)
Компании и бренды, которые нас покинули
Продукты
Американская Campbell Soup Company объявила в июне 2011 г. об уходе с российского рынка из-за неоправдавшихся ожиданий по продажам. Россияне так и не могли перейти на готовые супы. Кроме того, компанию ждет смена CEO, сокращение штата, закрытие мощностей в Америке и разработка новой стратегии.
Немецкая Alfred Ritter, производитель шоколада Ritter Sport, в 2008 г. отказалась от производства шоколада в России и решила его импортировать из Германии. Представители компании говорили тогда, что во внутреннем производстве нет смысла, так как ингредиенты все-равно надо импортировать. Тем не менее, заявление компании последовало после сделки между корпорацией Wrigley и компанией «Коркунов», на одинцовской фабрике которой и размещалось производство шоколада Ritter Sport.
Израильская Wissotzsky tea, принадлежащая потомкам известных купцов дореволюционной России, попыталась войти на российский рынок в 2005 г. Заходить решили из Новосибирска, а не Москвы, где конкуренция была выше. Уже через год стало понятно, что прошлого не вернуть.
Розничные сети
Крупнейший с мире ритейлер Wal-Mart с выручкой более $400 млрд в конце 2010 г. закрыл свое представительство в нашей стране, так и не открыв ни одного магазина и не совершив ни одной сделки по слиянию или поглощению местного игрока. Компания около 10 лет присматривалась к нашему рынку, но так ни на что не решалась, ожидалось, что Wal-Mart купит сеть «Копейка», но его обошла в переговорах российская X5 Retail. О сделке как раз было объявлено в декабре 2010 г., через короткое время об уходе заявил Wal-Mart.
Второй по величине ритейлер в мире – французский Carrefour – принял решение об уходе с российского рынка всего через полгода после открытия своего первого магазина в Москве. Официальная причина – отсутствие перспектив занять лидерские позиции. С одной стороны, это похоже на правду: соревноваться с лидерами: X5, «Магнитом», Auchan и Metro Group – было поздно. С другой стороны, менеджмент российского Carrefour не смог отжать у поставщиков цены, как его конкуренты, так что в сети они были достаточно высокими. Магазины французского гиганта располагались в не самых удачных местах. К тому же осенью 2009 г. стало понятно, что в принимаемом законе о торговле розницу ждет масса неприятных ограничений.
Турецкий Koc Holding, совладелец российской сети «Рамстор», продал в 2007 г. свою долю в российском СП своему партнеру – турецкой Enka. 14 гипермаркетов сети купил Auchan, сейчас на этих площадях работает уменьшенный формат гипермаркета «Ашан-сити». «Рамстор» был первым иностранным оператором у нас в стране, но с развитием рынка и проходом других игроков турецкая сеть стала проигрывать конкурентам.
Немецкий холдинг Douglas в конце 2010 г. продал принадлежащую ему парфюмерно-косметическую сеть «Дуглас-Риволи» компании «Рив Гош». Решение об уходе немецкий холдинг принял за полгода до этого. Дальнейшее развитие, по признанию немцев, требовало слишком больших затрат, в частности на аренду. К тому же наш парфюмерно-косметический рынок сильно просел в связи с кризисом, и восстановления спроса пришлось бы ждать долго.
Финская медиагруппа Sanoma распродала осенью 2010 г. все свои активы по распространению прессы в России. По признанию финнов рынок оказался слишком сложным. Этой сделкой Sanoma немного опередила старт кампании по сносу ларьков в Москве. Интересно, какую характеристику рынку дали бы финны в ноябре–декабре 2010 г.
Fashion
Израильская Castro решила уйти из России после того, как дважды ее российские партнеры прогорали. Первому мешали другие направления в бизнесе, второй пострадал от кризиса.
Итальянская марка Diesel собралась покинуть Россию весной 2009 г. Российский партнер компании отказался от франшизы из-за нерентабельности сети из-за премиального позиционирования марки. В начале 2010 г. компания нашла нового партнера, но ближайший к нам магазин-сайт компании находится в Хельсинки.
От французского бренда Kookai весной 2009 г. отказалась развивавшая ее в России Sela.
Монобрендовые бутики Stella McCartney, Marc Jacobs и Alexander McQueen закрылись в 2009 г. став еще одними жертвами резкого падения спроса в кризис.
Медиа
На фоне того, что печатные издания закрываются один за одним, продажу немецким издательским домом Gruner + Jahr своего российского подразделения можно назвать happy end. В ноябре 2009 г. российского издателя журналов GEO, «GEOленок», GEOTraveller и «GalA Биография» купил другой немецкий ИД Axel Springer (в России издает Forbes). После вполне удачного российского старта Gruner + Jahr в 2004 г. в 2008 г. выручка компании упала, а убыток составил почти больше трети продаж.
Банки
В июне 2011 г. крупнейший по активам Европе англо-гонконгский банк HSBC обявил о закрытии своей розницы в России. Причины – переоценка перспектив российского рынка и усиление доминирования госбанков в этом секторе.
Британский Barclays в феврале 2011 г. выставил на продажу свое розничное подразделение в России «Барклайс Банк», созданный на базе купленного за $745 млн в 2008 г. «Экспобанка». В начале 2011 г. британцы признали розничный бизнес в России нерентабельным.
Крупнейший банк Испании Santander полностью свернул свою деятельность в России, продав в конце 2010 г. банку «Восточный экспресс» 100% своего подразделения «Сантандер Консьюмер Банк», образованного на базе купленного в 2007 г. московского «Экстробанка». Основным направлением испанского банка в России была выдача автокредитов, но кризис помешал его планам развития. Летом 2010 г. «Восточный экспресс банк» купил 100% российской дочки Morgan Stanley – «Городской ипотечный банк»
Cтраховщики
Один из крупнейших в мире страховщиков – немецкая Munich Re – объявила в июне 2011 г. о закрытии своего российского подразделения, работающего на рынке перестрахования. Причина – снижение спроса на услуги и ужесточение требований к капиталу
Австрийская Vienna Insurance Group весной 2011 г. объявила о продаже миноритарных пакетов в трех компаниях «МСК-лайф». МСК и «Совита». Все три компании входят в «Столичную страховую группу», которая до недавнего времени была под контролем «Банка Москвы» и правительством бывшего мэра.
В конце 2009 г. бельгийская финансовая группа Fortis объявила об уходе с российского рынка страхования. В России работали две компании «Фортис» и «Фортис жизнь страхование». Менеджмент компании посчитал, что не сможет добиться достойных финансовых результатов в обозримом будущем.
Голландский банковско-страховой холдинг ING – в 2009 г. закрыл свое российское подразделение по страхованию жизни «ИНГ Лайф». Причины – общее место для большинства ушедших – нет условий для роста и развития.
Недвижимость
Британский Rutley Russia Property Fund до 2008 г. собирался вложить в недвижимость в России $1 млрд. Кризис сильно изменил намерения инвесторов.
Британская Aberdeen Property Investors, обещавшая вложить в российскую недвижимость 1,5 млрд евро, летом 2009 г. свернула свою деятельность в России. Компания не смогла привлечь такой объем инвестиций. Рынок недвижимости к тому времени уже начало лихорадить.
Шведский девелопер Skanska в 2007 г. ушел из России, распродав свои активы. Решение об уходе у шведов созрело еще задолго до этого. В отличие от других западных девелоперов, компания работала в основном не с коммерческой недвижимостью, а на рынке жилья. Высокая коррупция и низкая этика ведения бизнеса стали ключевым мотивом для ухода.
Авто, техника
Российский дистрибьютор Lamborghini – Mercury Automotive –в начале 2011 г. сообщил, что не будет продлевать контракт с итальянским брендом. Слишком дороги вложения в их раскрутку, тогда как в год продажи этих автомобилей не превышали 10 штук.
Российский автодилер Major в 2010 г. не продлил договор с Fiat Group на поставки в Россию Alfa Romeo. Это была вторая и снова неудачная попытка выхода итальянской марки в Россию. В течение трех лет в нашей стране было продано всего 1300 Alfa Romeo, тогда как план предусматривал 2000 автомобилей в год.
Американская Motorola осенью 2010 г. объявила о закрытии своего офиса в России и прекращении поставки телефонов на наш рынок. Популярная лет восемь назад марка мобильных телефонов в последние годы совсем исчезла с нашего рынка, и ее доля была уже на уровне погрешности. Европа в целом не была приоритетным направлением для американской компании, основные продажи которой приходились на США и Латинскую Америку.