«Повторение белорусского сценария в России более чем вероятно»
Директор аналитического департамента компании ФБК Игорь Николаев не вдохновлен бюджетным посланием президента
Роман Доброхотов
Игорь Николаев. Фото: Григорий Собченко/Коммерсантъ
Сегодня Дмитрий Медведев озвучил свое бюджетное послание Федеральному Собранию. Директор аналитического департамента компании ФБК Игорь Николаев полагает, что предложенные президентом решения не смогут уберечь страну от возможного экономического кризиса.
– Игорь, насколько серьезно может изменить уровень эффективности бюджетных расходов переход на «программный принцип», о котором говорит Медведев в своем послании?
– Ничего принципиально нового в этой идее нет: через федеральные целевые программы и раньше проходили достаточно большие средства – этот принцип существует уже как десять лет. Дело ведь не в том, как это упаковать, а в том, на что именно эти средства выделяются и как они контролируются.
– Медведев говорил и о необходимости совершенствования контроля, в том числе в сфере госзакупок.
– Для меня самым показательным является то, что Медведев ищет решение только в законодательной сфере, а она-то как раз является вторичной. Ну да, можно (и, может быть, даже нужно) усложнить жизнь чиновникам, вводя процедуры по повышению уровня отчетности, повышая цену риска. Но это не решит проблемы до тех пор, пока главной мотивацией для чиновника является получение административной ренты. Если Медведев, и правда, хочет бороться с коррупцией – надо начинать с себя. Может, не в буквальном смысле, но в том смысле, что высшее чиновничество должно отчитываться перед обществом за все то, что «нажито непосильным трудом». Как это делается, можно посмотреть на примере Ли Куан Ю, который достаточно успешно решил проблему коррупции в Сингапуре.
– То есть, по примеру Ли Куан Ю Медведев должен начать с увольнения пары сотен высших чиновников?
– Да дело не в увольнении! Само по себе показательное увольнение не может изменить мотивацию чиновничества. Должны быть жесткие правила, которые бы устанавливали контроль за соответствие декларируемых доходов и расходов. Причем декларирование должно распространяться на всех ближайших родственников и должно быть пожизненным. Потому что сейчас чиновники своими декларациями вызывают у общества только раздражение: пару лет человек проработал на госслужбе и чем только не владеет.
– Медведев в послании снова подчеркнул необходимость роста социальных расходов: начиная с роста пенсий в размере 11%, заканчивая такими деталями, как зарплаты медсестер. Насколько это соответствует возможностям нашей экономики?
– На самом деле, социальные расходы уже давно превышают реальные возможности бюджета. И в бюджетном послании нет четкого представления о том, какими доходами будут они компенсированными. Очевидно, что ростом акцизов эту лакуну заполнить нельзя. Наши власти рассуждают достаточно странно, надеясь, что, просто повышая налоги, можно пропорционально повышать доходы. Ну вот будет бутылка водки стоить 2 тысячи рублей – это что, поможет закрыть дыру в бюджете?
– А как бы вы видели решение проблемы дефицита бюджета?
– Я бы ожидал для начала с правильной постановки диагноза. Когда нам говорят, что все наши проблемы – это последствия мирового кризиса и что решить их можно, просто накручивая ставку страховых взносов, – это неправильный диагноз. Необходима четкая программа по увеличению эффективности социальных расходов место повышения их объема, я такой программы не вижу пока. Хотя обеспокоенность Медведева по поводу источника доходов для выполнения всех социальных обязательств прозвучала в послании: видно уже, что власти понимают проблематичность ситуации.
– Белоруссия, столкнувшаяся сейчас с кризисом, тоже долгое время жила не по средствам. У нас может повториться белорусский сценарий?
– Да, такой сценарий более чем вероятен, в случае если цены на нефть снизятся. В Белоруссии тоже, напомню, чрезмерно быстро повышали зарплаты бюджетникам перед выборами, а до этого, кстати, то же самое происходило в Греции. Но в Белоруссии и Греции нету нефти, а у нас – есть, и пока проблемы незаметны. Стоит им снизиться до 70–75 долларов, и мы пойдем по тому же пути.
– В течение какого времени они должны продержаться на таком уровне, чтобы это произошло?
– На самом деле, даже если цены будут оставаться на уровне $100, мы столкнемся с большими проблемами, потому что реализовывать социальные обязательства наш бюджет может только при цене $110–115.
– Может ли несколько помочь ситуации идея децентрализации власти, высказанная Медведевым?
– Медведев предложил передать регионам налог на недвижимость, но сам же и оговорился, что делать это надо по мере готовности – не все из них к этому уже готовы. Кроме того, я бы на месте региональных властей обратил внимание на то видение перераспределения ролей, о котором говорил Медведев и которое, на мой взгляд, может вызвать у них тревогу. Федеральные власти предлагают взять на себя – что очень символично в предвыборный год – расходы на полицию, зато передать на региональный уровень полномочия, связанные, например, с образованием и культурой. Я вот совершенно не уверен, что все регионы смогут взять это на свой баланс.
– А можно ли говорить о том, что сама идея децентрализации и сохранения большей части налоговых поступлений на региональным уровне – это правильно?
– Да, сейчас у нас, по сути, унитарное государство, когда мы сначала у регионов все забираем, а потом перераспределяем. Было бы правильным оставлять больше налогов на региональном уровне и давать им тем самым больше автономии. Правда, насколько такая политика следует из послания президента – неясно.