Что покупать за границей, а что – нет

Правительство разрешило беспошлинный ввоз товаров на сумму до 10 000 евро. Какие потребительские товары действительно стоит покупать за границей?

Елизавета Никитина

http://slon.ru/images2/blog_photo_14/sale/424234232_420.jpg
Фото: Reuters

О выгодах заграничного шопинга сейчас у нас знают даже те, кто по какой-то причине и за границей не бывал. Известно, что сэкономить на покупках можно не только в развивающихся и считающихся дешевыми странах, но и в развитых западноевропейских или в США. Но вот сколько действительно составляет разница между ценами у нас и у них – это уже предмет для мифотворчества. Обычно запоминаются наиболее впечатляющие примеры,  когда действуют разовые скидки, сезонные акции. Радует и возможность сэкономить в магазинах с taxfree. Но если не брать в расчет случай, то сколько на самом деле может составлять разница?

На большую часть импортируемых потребительских товаров у нас распространяются таможенные пошлины в размере 5–20%, потом прибавляется НДС, а для подакцизных товаров еще и ставки акциза. И по этой логике вряд ли оправдана разница больше, чем в полтора раза. Но ко всему прочему у нас надо учитывать стоимость логистики, наценки всех участников в цепочке поставок, коррупционную составляющую. И вот уже цена на полке у нас и у них может отличаться чуть ли не в два раза.

На прошлой неделе стало известно, что частным лицам будет разрешено беспошлинно ввозить товаров на сумму в 10 000 евро, но весом не более 50 кг. Конечно, мало кто из российских туристов готов потратить такую сумму на покупки. Но теперь хотя бы можно будет не беспокоиться о лимитах на шопинг. Так что же действительно стоит покупать там, а не здесь?

Как отличаются цены в России и за границей

Алкоголь

http://slon.ru/images/infographix/2906%20shopping/01.jpg

Наши туристы запасаются алкоголем впрок в основном в зонах беспошлинной торговли, но можно и не тянуть до аэропорта. Вполне достойные цены есть и в местных магазинах. Мы привыкли, что импортный алкоголь в нашей стране стоит слишком дорого, разница в цене может начинаться от 50%. Но благодаря планомерной политике повышения акцизов некоторые позиции алкоголя, производимого на нашем рынке, тоже уже обогнали своих западных собратьев. Например, во французском Carrefour пол-литровая банка Heineken стоит 1,25 евро (50 руб.), в российском «Утконосе» после скидки ее стоимость 56,9 руб.

А вот бутылка шампанского Moet&Chandon brut imperial стоит там же во Франции 32,08 евро (1290 руб.), а в «Утконосе» продается уже за 3429,1 руб. Бутылка виски Jameson емкостью 0,7 л стоит в Carrefour 17,80 евро (715 руб.), в «Седьмом континенте» она продается по 1509 руб.

Одежда

http://slon.ru/images/infographix/2906%20shopping/02.jpg

В России напрямую работает совсем немного операторов международного рынка одежды: H&M, Gap, Uniqlo и Inditex Group (Zara, Massimo Dutti и ряд других). Да и выходить они начали на наш рынок относительно недавно: около четырех лет назад. Брендовая одежда всегда в России стоила дорого, наценки были, да и остаются, очень произвольными. Но теперь универсальный ассортимент нескольких международных компаний позволяет получить более ясное представление о дороговизне одежды у нас в стране.

Диапазон цен, к примеру, на женские джинсы в российском H&M колеблется от 999 руб. до 1999 руб. В европейских, например, французском или итальянском, магазинах H&M их минимальная цена 29,95 евро (около 1200 руб.), максимальная – 39,95 (1600 руб.). Разница в цене между сопоставимыми моделями – около 40%.

В российском Uniqlo женские брюки стоят 999 руб. и 1299 руб., во французских магазинах компании – от 19,90 евро (800 руб.) до 29,90 евро (1200 руб). То есть разница не больше 20%, но Uniqlo это почти что дискаунтер, да и работает у нас чуть больше года и им важно закрепиться в сознании потребителей как дешевому магазину.

А в стартовавшей у нас первой испанской Zara разница между российскими ценами и европейскими куда существеннее: в Испании женские джинсы стоят 25,95–39,95 евро (1040–1600 руб.) без скидок, а в России до распродажи они стоили 1999–2999 руб., сейчас 1299–1999 руб. Если не брать в расчет скидки, для которых середина лета как раз сезон, то разница в ценах получается 45–50%.

Техника

http://slon.ru/images/infographix/2906%20shopping/03.jpg

Подавляющее большинство крупной бытовой техники и телевизоров собирается сейчас внутри страны, да и нет особого смысла в крупногабаритных покупках за границей. Другое дело цифровые устройства: мобильные телефоны, ноутбуки, фотокамеры и прочие небольшие устройства. Эта область заграничного шопинга хорошо освоена нашими потребителями, особенно через интернет-магазины и особенно нетерпеливыми поклонниками продукции Apple. Новинки от них поступают на наш рынок позже, чем на западные.

Но если дождаться официального выхода в России, то разница в последнее время уже не очень существенна. К примеру, цена iPhone 4 16 Гб у нас составляет от 26 500 руб. (данные «Яндекс.Маркет»). На страничке Apple store его цена $649 (18 400 руб.), на сайте немецкого Amazon его стоимость уже 608 евро (24 300 руб.). Samsung Galaxy SII там у них обойдется в 520 евро (20 800 руб.), у нас средняя цена на него 23 000 руб.

Для наших граждан интернет-магазины не очень удобны в части покупок техники (могут быть проблемы с таможней и долгой доставкой, да и вообще не любой товар к нам отправят). Но они могут служить индикатором уровня цен на технику, поскольку разница по ним с традиционными сетями невелика. К тому же некоторые сети, вроде ведущей европейской MediaMarkt ,предпочитают цен вообще не публиковать, за исключением небольшого ассортимента, попадающего в акции распродаж.

С компьютерами несколько сложнее, чем с телефонами. 13-дюймовый MacBook Pro в американской BestBuy можно купить за $940 (26 600 руб.), у нас они начинаются от 40 000 руб. И хотя в начинке есть небольшие отличия в пользу той версии MacBook, что продается в России, эта начинка явно не стоит всей разницы в цене.

А вот с фотокамерами все еще более индивидуально, и иногда заграничная покупка не будет иметь смысла. Любительская цифровая зеркальная камера Canon EOS 1000D с простым объективом (EF-S 18-55) у нас в среднем стоит 18 000 руб., в британском Amazon она же обойдется в 432 фунта (19 500 руб.), а во французском в 399 евро (16 000 руб.).

Косметика, парфюмерия

http://slon.ru/images/infographix/2906%20shopping/04.jpg

Отгремели скандалы на тему «серых» поставок. На рынке после исчезновения «Арбат Престижа» наступила тишина и гармония. Но рядовые покупатели все равно охотно скупают косметику и парфюмерию в duty free. Есть возможность сэкономить и в обычной рознице на Западе. К примеру, во французских магазинах сети Marionnaud флакон духов Dolce&Gabbana Rose the one объемом 30, 50, 75 мл стоит соответственно 44,9 (1800 руб.), 66,6 (2670 руб.) и 84,6 евро (3390 руб.), у нас же в сети «Л'Этуаль» соответственно 2762 руб., 4013 руб. и 4859 руб. Разница с французскими ценами – 35%. Хотя во всех крупных российских сетях действуют ощутимые скидки, к примеру, для «Л'Этуаль» максимальная – 25%.

Но все же смысл в заграничном шопинге остается. Другой пример. В России давно и успешно развивается французская монобрендовая сеть L'Occitan. Баночка с кремом Immortelle 50 мл во Франции стоит 42 евро (1700 руб.), в России – 3025 руб., то есть разница в цене уже больше 40%. При максимальной скидке в 10% в России поклонникам этой марки однозначно лучше подождать возможности поездки за границу.

http://slon.ru/blogs/nikitina/post/597894/?ff=597978#ff