Леонид Полозов
Неэкологичному бензину продлили жизнь
Переход России на более современные стандарты топлива откладывается до конца следующего года. Это, возможно, позволит не допустить дефицита бензина и замедлить рост цен
Фото: РИА Новости
Российские власти вновь откладывают переход на современное топливо. Разрешение на торговлю бензином марки АИ-92 и АИ-80 продлят до конца следующего года. Однако нет уверенности, что это спасет страну от дефицита топлива.
В Европе переход на более высокий класс топлива — от«Евро-1» к «Евро-4» занял около 10 лет. В России хотели уложиться в более короткие сроки, впервые заговорив об этом в 2005 году, однако пока толком ничего не происходит. Изначально планировалось с января 2009-го перейти на «Евро-3», в 2010-м — на «Евро-4», а к 2013-му — на «Евро-5». В итоге сроки сдвинули.
Стандарт «Евро-3» запрещает производство топлива с октановым числом ниже 95. Согласно последним официально озвученным планам правительства, в России хотели запретить производство бензинов ниже этого стандарта с 2012 года. Однако представители нефтеперерабатывающих компаний заявили, что страна не готова начать избавляться от «Евро-2», на котором ездит большинство автомобилей в России. Они предупредили, что из-за этих мер в стране может возникнуть дефицит топлива.
На прошлой неделе замглавы ФАС Павел Субботин заявлял, что правительство намерено продлить разрешение на выпуск топлива стандарта «Евро-2» как минимум до середины 2012 года.
Во вторник, 26 июля, заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин рассказал BFM.ru, что переход на новые стандарты может затянуться на больший срок. «Речь идет о том, чтобы топливо класса «Евро-2» применялось до конца 2012 года, то есть еще полтора года, класса «Евро-3» — до конца 2014, а класса «Евро-4» — до конца 2015 года. Сейчас этот вопрос обсуждается. Обсуждается и вопрос о целесообразности отмены требований по октановому числу, то есть не вводить каких-либо ограничений на использование бензинового топлива с октановым числом 80 и 92, наряду с 95 и более высокими октановыми числами», — рассказал Голомолзин.
Говоря о причинах затягивания перехода на новый стандарт качества, Голомозин пояснил, что ряд компаний оказался не готовым к выпуску топлива в соответствии с требованиями регламента. Но дело, по его словам, не только в этом. «Регламент вводится для того, чтобы улучшить ситуацию с экологией в наших населенных пунктах. Но в то же время существует и достаточно большое количество автомобилей, которые имеют старые двигатели. Поэтому мы не готовы к использованию более высококачественного топлива и в этом плане. Кроме того, вопрос принятия регламента касается не только России, ведь он принимается в рамках Таможенного союза. А наши коллеги из Белоруссии и Казахстана также не готовы переходить в более ранние сроки на высокие стандарты топлива. Поэтому сейчас достигнуто консенсусное решение о необходимости продления срока действия регламента и изменения его редакции», — сообщил Голомолзин BFM.ru.
Заместитель руководителя ФАС также рассказал, что ведомство заключило соглашение со всеми крупными нефтяными компаниями, в рамках которых они приняли на себя в добровольном порядке обязательство о проведении модернизации и реконструкции своих НПЗ. «К 2011 году нефтяные компании должны были исполнить целый ряд инвестиционных программ, но в ходе тех разбирательств, которые мы проводили, выяснилось, что они эти программы не выполнили. Поэтому, чтобы не допустить даже возможность создания дефицита топлива в будущем, мы как раз заключили такого рода соглашение. К этим соглашениям мы подключили также Ростехнадзор и Ростехрегулирование, чтобы эти два ведомства могли проверить соблюдение технических обязательств по реализации инвестиционных программ по всем объектам», — сказал Голомолзин.
По словам собеседника BFM.ru, если нефтяные компании не выполнят обязательства, то это может послужить основанием для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с возможным возникновением дефицита топлива на рынке и в связи с соответствующим возможным ростом цен. «Мы готовы применять достаточно жесткие санкции, если такого рода нарушения антимонопольного законодательства будут иметь место», — заверил он.
При этом Голомолзин уверен: в настоящее время нет оснований для возникновения дефицита и роста цен на бензин.
Однако эксперты, напротив, считают, что с топливом в ближайшем будущем могут возникнуть серьезные проблемы. Генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев рассказал BFM.ru, что угроза дефицита топлива вполне реальна. «У нас производство марочного бензина почти не изменилось за последние 15 лет, а потребление очень сильно выросло. Сейчас в России парк автомобилей в разы больше, чем 15 лет назад, соответственно, и потребление бензина существенно выше», — пояснил свои опасения эксперт.
По словам Танкаева, проблема того, что объемы производства не соответствуют потребностям рынка, решаема, однако для этого потребуется 2–3 года. «Необходимо вводить новые мощности по производству. У нас долгое время рынок не требовал больших объемов, в результате чего правительство и компании успокоились. Дождались до последнего, как всегда», — считает гендиректор «ИнфоТЭК-Терминала».
Танкаев прогнозирует, что в ближайшие месяцы дефицит бензина будет чувствоваться еще острее, чем сейчас. «Облегчение наступит только зимой, когда сезонное потребление упадет и производство сможет покрывать потребности внутреннего рынка. В перспективе нужно развивать свою нефтеперерабатывающую промышленность. Ведь в результате модернизации можно будет получать из того же объема нефти в два раза больше бензина, и тогда ни о каких проблемах с топливом никто думать не станет», — считает эксперт.
Между тем, в некоторых регионах России уже наблюдается дефицит бензина. Так, с отсутствием самого популярного топлива — АИ-92 — столкнулись автомобилисты в Екатеринбурге. По сообщениям горожан, этот бензин отсутствует на многих заправках города и области, в частности на АЗС «Газпромнефть-Урал». В компании эту информацию подтверждают, объясняя, что причина сложившейся ситуации в сбоях в графике железной дороги.
Рынок насытят повышенными пошлинами
Российский топливный союз во вторник предложил сохранять повышенную экспортную пошлину на топливо до насыщения рынка. Об этом говорится в письме РТС, направленном председателю правительства Владимиру Путину. «Есть ощущение, что повышенная пошлина будет сохранена надолго», — заявил сегодня глава РТС Евгений Аркуша, пояснив, что такая мера находит поддержку в ряде министерств.
Кроме того, в числе стратегических мер, предлагаемых РТС, — обеспечение государственной защиты от монополистов на топливном рынке, создание равноправных конкурентных условий, совершенствование деятельности товарно-сырьевых бирж, чтобы продавать на них все моторное топливо, а не 15–20% и чтобы его могли приобретать как компании, так и независимые производители. Кроме того, предлагается «исключить в дальнейшем любое административное вмешательство в ценообразование на нефтепродукты».
В письме эксперты также предупреждают о том, что «если топливо класса 2 не вернется в оборот в августе, последствия будут катастрофическими в целом для отрасли».
http://www.bfm.ru/articles/2011/07/27/n … zhizn.html