Как налоговики грабят предпринимателей: 5 законных способов
Ошибки в расчетах, неверные реквизиты, неподтверждение налогового вычета и другие легальные приемы.
Сергей Литвиненко
Налоговый кодекс дал сотрудникам ФНС достаточно инструментов для своевременного пополнения бюджета. Развиваются и технические возможности: совсем недавно глава ФНС Михаил Мишустин объявил, что транспортный или имущественный налог можно погасить через интернет на официальном сайте службы. Налоговики по-прежнему довольно часто занимаются на работе пополнением своего личного бюджета. Но и планы по сбору средств в государственный бюджет никто не отменял. Поэтому в арсенале инспекторов есть дополнительные, но абсолютно законные способы безнаказанно грабить предпринимателей. Читайте о них в этом материале.
Первая и самая простая уловка – создать недоимку. В процессе внесения данных налоговой декларации или при разноске платежей по лицевым счетам налогоплательщиков в системе учета налоговой инспекции достаточно ошибки в одном–двух знаках. И тогда, например, 1 рубль превращается в 100 рублей или наоборот, и недоимка в 99 рублей да еще с пенями готова. Нельзя сказать, чтобы это делалось специально и умышленно – иногда это может быть обычный человеческий фактор. Но частота подобных ошибок, допущенных именно сотрудниками налоговых органов, подозрительна. Ведь бухгалтеры, операционисты и другие работники финансовой сферы как-то умудряются значительно реже ошибаться.
Как этому противостоять? Самое простое и действенное – это проведение сверки по налогам. При этом неважно, кто обратится за сверкой – организация с множеством разных платежей или простой гражданин с одним–двумя налогами, уплаченными в течение года. Для любых налогоплательщиков эта процедура дает возможность вовремя отследить и оспорить неверные, не соответствующие действительности данные.
Налоговые органы иногда идут на такой трюк, как запоздалое информирование налогоплательщиков об изменениях в реквизитах налоговых платежей. Эта уловка налоговиков сейчас менее распространена, чем лет 5–10 назад, но иногда срабатывает. В Налоговом кодексе установлена обязанность налоговых органов информировать налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты налогов, но не установлен предельный срок для информации об изменениях. Обычно измененная информация вывешивалась на специальном стенде в налоговой инспекции, а пришедшие с отчетами бухгалтеры аккуратно списывали данные. Сейчас для этого есть интернет, у налоговой инспекции – сайт с реквизитами и КБК для всех налогов. Однако и теперь, припозднившись с обновлением, можно легко получить средства не на тот счет и потом успешно истребовать с налогоплательщиков задолженность и пени за просрочку.
Чтобы не попасться на эту удочку, нужно проверять всю полученную от источников в ФНС информацию, либо же вовсе ею не пользоваться – благо обилие информационных ресурсов и систем позволяет это сделать каждому и без особого труда.
Сотрудники ФНС иногда могут пойти на неподтверждение налогового вычета. В этом случае необходимо иметь достаточные полномочия для проведения камеральной проверки (то есть проверки налоговой декларации) и разослать ряд запросов контрагентам. С учетом нерасторопности почтовых служб, а также загруженности инспекторов в других налоговых инспекциях, ответа можно безрезультатно дожидаться несколько месяцев. При этом предельный срок для камеральной проверки ограничен тремя месяцами. Если за это время ответ так и не пришел – значит, по мнению налоговых органов, вычет не подтвержден, а план по взысканиям все ближе к исполнению.
Чтобы бороться с этим явлением, налогоплательщику понадобится немало сил – как правило, без судебного разбирательства здесь не обходится. Иногда, правда, хватает уточненной декларации за тот же период по тому же налогу с приложением тех самых документов, которые инспектор никак не смог вовремя получить в первый раз. Согласно правилам с подачей уточненной декларации налоговый инспектор обязан прекратить проверку ранее поданной декларации и начать проверку новой, полученной декларации.
Налоговики обязаны сообщать о каждом факте излишней уплаты налога в 10-дневный срок. Но по некоторым причинам налоговым органам обнаружить переплату оказывается сложнее, чем найти недоимку. И по каким бы причинам ни возникала такая переплата, получить ее обратно вряд ли выйдет, пока налогоплательщик сам не заявит о её возмещении.
Кстати, возмещать излишне взысканные налоги фискальные органы должны с процентами, которые приравниваются к ставке рефинансирования ЦБ РФ (сегодня это 8,25% годовых). Поэтому проведение сверок по налогам можно воспринимать не только как лишние хлопоты, но и в некотором роде как прибыльное занятие.
Самые опасные трюки налоговиков происходят при проведении выездных проверок. Сегодня не редкость, когда пришедший с проверкой инспектор прямо и открыто заявляет о необходимости взыскать с данной организации по акту проверки не менее стольких-то миллионов рублей недоимок и пеней. С одной стороны, предложение заманчивое, если проблем и денег у фирмы значительно больше объявленной санкции. А с другой – для обычной, законопослушной компании такие санкции будут непосильны и наверняка приведут к банкротству.
Как с этим вымогательством бороться – зависит от возможностей налогоплательщика и готовности вступить в борьбу. Если бороться открыто по каким-то причинам нежелательно, то можно рекомендовать «ход конем»: хорошенько подготовиться, подыскать и дать инспектору документы на какую-то спорную сделку. А потом (не зря же готовились!) оспорить акт налоговой проверки, опираясь на иные доказательства и допущенные в ходе проверки ошибки.