Жизнь после смерти
текст: Анна Барабаш/Infox.ru
Австралийка пытается получить право родить ребенка от погибшего мужа.
Муж австралийки Джоселин Эдвардс погиб за день до подписания документов, необходимых для проведения ЭКО. Вдова настояла на извлечении и криоконсервации спермы мужа. Однако в законодательстве Австралии процедура оплодотворения спермой умершего человека не запрещена и не разрешена -- такой случай просто никак не оговорен в законе. На днях Джоселин выиграла в суде право получить сперму мужа, о чем сообщают The Daily Telegraph и vginekolog.ru. Но теперь она должна получить разрешение на ее использование в процедуре ЭКО. В Новом Южном Уэлльсе, где живет женщина, использование сперматозоидов умершего человека невозможно, все из-за тех же лакун в законе.
Если Джоселин выиграет и второй суд и получит разрешение на ЭКО, это станет прецедентом в области вспомогательных репродуктивных технологий. Сегодня ни в одной клинике мира нет услуги по криоконсервации (замораживанию) репродуктивной ткани умершего человека. Поэтому все манипуляции со спермой покойников – это теневой рынок услуг.
Тем не менее, вдова намерена бороться до конца и родить ребенка.
Отец-мертвец
Между тем, проблема оплодотворения спермой умершего человека существует во всем мире.
Точнее, если сперма была заморожена прижизненно и донор оставил заявление, в котором четко прописан порядок распоряжения ею,-- это разрешено и практикуется. Но посмертное извлечение сперматозоидов – манипуляция, не регламентированная законодательством ни одной страны мира. Только в Израиле государство оплачивает криохранение спермы всех военнообязанных. Перед криоконсервацией мужчина пишет заявление, в котором указывает, может ли быть использована сперма в случае его гибели и как именно: для донорства или оплодотворения конкретной женщины (жены или невесты). Либо просит уничтожить свой эякулят.
Но, что очень важно, до сих пор наука не знает, будет ли здоров ребенок, зачатый от спермы, взятой у умершего человека. После смерти в организме включаются механизмы апоптоза (запрограммированной гибели клеток) и аутолиза (самопереваривания клеток и тканей) – начинаются процессы распада, гниения, деградации. При этом ДНК разрывается на отдельные фрагменты, в результате чего сперматозоиды теряют свою оплодотворяющую способность. Есть риск, что полученные эмбрионы окажутся плохого качества, непригодными для переноса в полость матки. Либо беременность наступит, но закончится выкидышем. Либо родится больной ребенок. Результат такого оплодотворения непредсказуем, ведь неизвестно, в какой именно точке ДНК произошел разрыв и сколько всего этих разрывов образовалось. Хотя вполне вероятно, что малыш будет здоровым. Шанс родить полноценного ребенка увеличивается, если пункция яичка была проведена быстро, желательно сразу после гибели отца.
Смерть и биоэтика
В США и Европе существуют законы, легализующие забор семенной жидкости у умершего человека, если на то есть разрешение близких родственников. Впервые в США опыт по зачатию ребенка от спермы мертвого отца провели в 1995 году. 35-летний Брюс Вернофф умер в больнице от случайной передозировки лекарства. Через 30 часов после смерти Брюса его жена Габи Вернофф велела врачам изъять сперму мужа и поместить ее в хранилище. Через четыре года, используя новейшие методы репродуктивной технологии, бригада специалистов оплодотворила яйцеклетку вдовы. И спустя 9 месяцев Габи родила дочь Брандалинн.
Рождение Брандалинн вызвало много споров в Америке. Гленн МакГи, профессор Центра биоэтики Пенсильванского университета, считает: «Появление этой прекрасной девочки не означает, что нам следует открыть шлюзы. Это создает опасный прецедент репродукции без согласия одного из родителей. Я бы рекомендовал всем вступающим в брак заранее сдавать свою сперму и яйцеклетку на хранение в банк, чтобы быть уверенным в будущем потомстве. По моему личному убеждению, большинство женщин, желающих родить ребенка от умершего мужа, преследуют корыстные цели. Обычно они решаются на этот шаг, если встает вопрос о дележе имущества и у покойного есть дети от предыдущего брака. Говорить тут о любви, по-моему, смешно и бессмысленно».
Но согласно проведенному в США опросу медицинских работников, 45% врачей и медицинских сестер высказались за распространение такой практики.