Кино. Древо жизни.
Голливуд выпускает и прокатывает фильмы на любой вкус, от невероятного идиотизма типа “Мести пушистых” или “Стэна Хельсинга”, до созерцательных шедевров в духе Андрея Тарковского, каким является новый фильм Терренса Малика “Древо жизни”. Там у них, вероятно, находится аудитория и для первых, и для вторых. У нас фильмы вроде “Древа жизни” обычно показывали в кинотеатрах типа “Дома кино”. Но в этот раз решили сделать исключение, и прокатать по полной. Уверена, что кассу не соберут. И вот почему…
Не стоит и говорить, что фильм невероятный, потрясающий, шедевральный, сразу ставший классикой, и так далее в том же духе. Но режиссёр копнул так глубоко, что большинство зрителей на такой глубине охватывает страх. Они не хотят погружаться в столь запретные области… чего?…
Психики?… Души?… Духа?… Сразу и не скажешь. Там нас подстерегают боль, непонимание, отчаяние, вопросы без ответа, обращённые к Нему. Мы же с вами не бодхисаттвы какие-то, в конце концов, чтобы такое смотреть. Зато те немногие, кто уже когда-то добровольно шагал в беспросветную тьму под названием “Зачем?” и “Почему?”, воспримут фильм как Откровение. И поймут, что они такие не одни.
Сюжетная канва для авторских размышлений – детство и становление души одиннадцатилетнего мальчика по имени Джек. Он живёт в небольшом доме в пригороде. У него есть два брата, добрая и любящая мама, и отец – редкостный чудак на букву “м”. Мать идёт по жизни дорогой любви, а отец по жизни – самовлюблённый ущербный ограниченный мужлан, исповедующий всякую чушь, типа “человек человеку – волк”, а раз так, то “с волками жить – по волчьи выть”. Эти двое олицетворяют “путь благодати” и “путь эгоизма”, или библейскую дихотомию духа и плоти. Каждый из них закладывает в мальчика свои основы, не понимая, что став взрослым, он всегда будет раздираем изнутри этим противоречием, и никогда не узнает покоя. На этом фоне в девятнадцать лет гибнет его брат, похожий характером на маму. Про таких говорят, что “там ему лучше, чем здесь”. Это порождает у юного Джека никогда не разрешаемый, мучительный вопрос, обращённый к неведомому, смутно ощущаемому им Богу.
В общем, это фильм о том, почему мы становимся теми, кем становимся – разочарованными сами не знаем в чём, обиженными и забытыми, сами не помним, кем.
Общее впечатление автор усиливает красочными картинами возникновения Вселенной и развития жизни на земле под завораживающую музыку Александра Деспла, которые занимают чуть ли не половину фильма. Есть даже динозавры, взывающие к небесам доисторичеким рыком. До нас доносят, что эти твари ничем не отличаются от нас по сути. У них тоже разыгрывались свои трагедии, они тоже любили, страдали и умирали, так и не получив никаких объяснений от Творца. И всё это ради того, чтобы через миллионы лет какой-то мальчишка на заднем дворе нашёл белую косточку, и с восторгом показывал её братьям. В общем, “вся тварь совокупно стенает и мучится доныне…”
Брэду Питту за роль отца в этом фильме стоит вручить Оскара. Смотришь на него – и кажется, что никаких других ролей у него и не было, что он всегда играл таких туповатых и грубых обитателей одноэтажной Америки из шестидесятых. И ещё – жаль, что на кинофестивалях никак не отмечают кастинг-директоров. Ну как, объясните мне, находят мальчиков с лицом, глядя на которое понимаешь, что оно гарантированно вырастет со временем в лицо Шона Пенна?… Не уразумеваю.
В общем, если вы зритель не только думающий, но и чувствующий, то это must see. Так что – смотрите сами.
Режиссёр: Терренс Малик.
В ролях: Брэд Питт, Шон Пенн, Джексон Херст, Джоанна Гоуинг, Фиона Шоу, Джессика Честейн, Бренна Рот, Кристал Мантекон, Кари Матчетт, Кимберли Уэйлен, Том Таунсенд, Майкл Шауэрс, Далип Синх, Хантер МакКракен.
Трейлер фильма:
Ольга Котогонова.
24.06.2011